40
Молитва в христианстве занимает такое же место как медитация в буддизме. У православных подвижников особое место уделялось умной молитве и известные подвижники именно на данной молитве делали особый акцент. Овладение умной молитвой считалось неким высшим уровнем в духовном плане и у некоторых подвижников уходили десятилетия на этом поприще. Техника творения данной молитвы широко не была распространена, так, например, епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости» до революционных событий 1917 года, будучи послушником Зосимовой пустыни, не мог во всей стране найти того, кто посвятил бы его в технику творения умной молитвы. Умная молитва предполагает три степени духовного восхождения и на каждой степени применяется своя техника и подвижник должен пройти все три этапа, без освоения первого этапа переходить к следующему строго не рекомендуется, так как это может быть чревато серьезными проблемами. Свое представление, чисто теоретическое, об искусстве творения умной молитвы я почерпнул из книг старца Софрония (Сахарова), особенно из книги, в которой дано жизнеописание старца Силуана Афонского. На умной, то есть Иисусовой молитве, зиждется практически весь православный аскетический опыт чтимых подвижников, именно с помощью специальных духовных практик творения этой молитвы подвижники достигали как великого духовного вознесения, так и глубочайшего падения, подобно Икару, который неосмотрительно сильно близко приблизился к Солнцу.
Опыт творения умной молитвы для старца Силуана Афонского был сопряжен не только с духовным возрастанием, которого он добился практически сразу в свои молодые годы, но в то же время он был подвержен ужасным видениям, которые преследовали его ни одно десятилетие и от которых он сильно страдал ежедневно, вернее еженощно.
Многие считают монахов бездельниками, но даже если монастырь даст хотя бы одного подвижника, освоившего все уровни творения умной молитвы – это уже будет величайшее достижение и через этого подвижника, благодаря его молитвам может быть защищена от всевозможных напастей огромная территория. Стяжать умную молитву в миру возможно, но таковых случае известно намного меньше, чем подвижников добившегося этого в монастырях и скитах. Те миряне, которые смогли стяжать умную молитву – их образ жизни был таков, что ни каждый инок сможет вести такой образ жизни. Эти миряне, насколько известно, были одинокие люди, не обремененные проблемами близких и все материальное для них не имело никакого значения. Таким образом надеяться освоить умную молитву в миру – это большое заблуждение, по крайней мере в моем случае.
Таким образом, даже имея теоретические знания о творении умной молитвы на разных стадиях и немного попрактиковавшись в этом, я по крайней мере, не надеюсь добиться в ней особых успехов, однако именно благодаря творению умной молитвы, вернее не только благодаря ей, но именно она играла ключевую роль в духовном возрастании, известные подвижники достигали немыслимых высот в любви и смирении, чего в мирской жизни добиться практически невозможно.
По всей видимости именно для такого слабого духом как я, но все же дерзающего на нечто в духовном плане и было приоткрыто значение молитвы к Пресвятой Троице. С учетом той информации, которая приоткрывает смысл слов молитвы (смотри главу 39) и осознавая, чего ты просишь в каждом слове молитвы, думаю и такой мирянин как я сможет возрастать в духовном плане, ну хотя бы на вершок.
Как я уже говорил, мне очень близки книги старца Софрония (Сахарова) и фактически благодаря им смогло оформироваться мое сознание, которое было разорвано различными философскими и религиозными концепциями и все эти, ранее казавшиеся мне противоречивыми идеи, смогли сложиться в некую единую картину. В то же время мое духовное возрастание в рамках христианства началось с книги епископа Варнавы, который говорил о том, что наступят времена, когда лучше оставаться в миру, чем пребывать в монастырях и его мечтой, как это понял я, было дать духовную базу любому мирянину, который захочет вести праведный образ жизни, но который необходимо будет скрывать ото всех по различным причинам, так вот творение молитвы к Пресвятой Троице, с учетом осмысленного произнесения всех слов и понимания того, что ты просишь и как ты готов трансформироваться духовно и искренне жаждать этого, должно облегчить реализацию данного намерения, даже с учетом самой обычной семейной жизни.
| Помогли сайту Реклама Праздники |