...В своём сегодняшнем виде мировая эстрада начала формироваться в 70-е годы прошлого столетия, когда рок-н-ролл стал постепенно сходить с эстрадного небосклона, всё больше уступая место рок- и поп-музыке, а на первый план выдвинулись такие музыканты, как Боб Дилан, Эрик Клэптон, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Элтон Джон и прочие – тон по-прежнему задавали Великобритания и США. Какие же ценности, какие убеждения и установки понесли все эти исполнители своими песнями в массы? Да ничего не изменилось с их приходом на эстраду – из сценических динамиков, со звуковых дорожек грампластинок и компакт-дисков на слушателя по-прежнему благополучно продолжила изливаться пропаганда нужного – нужного власти и капиталу. Пиара Запада и США, американского образа жизни, «американской мечты», хвала капитализму, оды богачам, ушаты помоев на простых работяг – и прочее, прочее, прочее. В лучших традициях Армстронга и Синатры рок-звёзды 70-х рассыпаются в дифирамбах всему, что по ту сторону океана: «…я держал путь в Калифорнию, где люди живут припеваючи…» - бодро, под аккомпанемент в стиле кантри выводит Эрик Клэптон в своей песне «Tulsa time». «…солнечным утром на Мелроуз Авеню я увидел тебя… небо Калифорнии такое голубое… мы могли бы поехать в Вегас…» - вторят ему музыканты группы «Скорпионс», исполняя песню «Melrose avenue». «…я должен уехать в Лос-Анджелес… парни срубают там горы зелени… многие добились успеха – очень скоро и я добьюсь…» - подхватывает своим мощным голосом Реджинальд Кеннет Дуайт, более известный как Элтон Джон, в песне «From Denver to L.A.». В другом своём хите - «Back in the USA» - его восторги уже адресованы всей звёзднополосатой державе в целом: «…я так рад, что живу в США… всё, что вы хотите, получите прямо здесь, в США…». «…все критики любят тебя в Нью-Йорке!.. Ты можешь танцевать, можешь носить всё, что хочешь… Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк…» - прямо рекламирует крупнейший город Америки Принс Роджер Нельсон (или просто Принс) в своём хите «All the critics love you in New York». Вместе с тем власть капитала над миром должна быть незыблема, в чём у простого смертного не должно возникать никаких сомнений. «…ты удивляешься, почему у них больше денег, чем у тебя… в этом нет никакого смысла, не пытайся разобраться в этом…» - т.е. смирись с тем, что капиталист всегда будет тебя грабить, и не пытайся протестовать – внушают слушателю со сцены музыканты группы «Аэросмит», исполняя песню «Walk on down». «…банкир толстеет, рабочий худеет – всё это было раньше и будет снова…» - усердствует всё в том же и Брюс Спрингстин, исполняя свой хит «Jack of all trades». Дальше – больше: человек вообще ничего в этой жизни не способен изменить, от него ничего не зависит, а потому и пытаться не стоит. «…только Господу известно решение беспорядка, в котором находится этот мир…» - утверждают «Скорпионс» в своей песне «Edge of time». «…танцуй, пока музыка ещё играет, танцуй, не думай о завтра…» - призывает ни о чём не думать и просто уйти в «нирвану» развлечений группа «АББА» в песне «Dance while the music still goes on». «…нашей судьбой управляют звёзды… и когда мы приходим – уже слишком поздно…» - а мы никак не способны повлиять на свою судьбу – внушает Робби Уильямс своим хитом «Millennium». Смирись, простой смертный – по-другому в твоей жизни не будет.
И так же неукоснительно, как телевидение и кинематограф, эстрада продолжает придерживаться однажды взятого курса на дискредитацию простых работяг, изображение их профессий чем-то непрестижным и непривлекательным, а в итоге – перманентное внушение им комплекса неполноценности и задавливание всякой борьбы за свои права. Какие хиты гремели в послевоенном СССР? «…Для нас, поверьте, выше нет призванья, и потому от сердца, без прикрас, мы говорим: гордитесь этим званьем – рабочий класс, рабочий класс!..» (А.Лепин – С.Бенке, «Песня о рабочем классе»), «…нет на свете выше званья, чем рабочий человек! Корабли плывут под звёздами, гордо высятся мосты, это всё не богом создано – это всё построил ты!..» (песня «Рабочий человек» из кинофильма «Шестнадцатая весна», музыка Ю.Левитина, слова М.Матусовского), «…ещё повсюду на земле предутренний покой, а мы шагаем неспеша дорогой заводской… руки рабочих создают все богатства на свете, землю родную вдохновляя трудом…» («…Идёт рабочий класс…» - впервые песня прозвучала в фильме «Битва в пути»), «…чтоб стали самой умной машиной чертежи, давно уж ты с работой, как с песней, подружил… в работу воплощая отважные мечты, ты людям очень нужен, и жизни нужен ты…» (Ю.Чичков – Я.Халецкий, «Если ты рабочий человек»), «…горняцкие лампы не гаснут, мы путь свой проложим во мгле – шахтёры живут под землёю, чтоб было светло на земле. И уголь течёт из забоя тяжёлою чёрной рекой – такие сердца у шахтёров, шахтёрский характер такой…» (Я.Френкель – М.Матусовский, «Шахтёрский характер»). И, вдохновлённый такими хитами, воодушевлённый осознанием того, насколько он теперь важен и значим для своей страны, окрылённый громадьём планов, воплощавшихся в жизнь прямо у него на глазах, народ, населявший родину Максима Горького и Владимира Маяковского, построив вторую экономику в мире после США, засыпал и просыпался в полной уверенности в завтрашнем дне, уверенности в том, что никто не отнимет у него его права, не заставит вновь горбатиться от зари до зари за мизерную зарплату, не лишит всего того, что дала простому человеку Советская власть. Разве мог западный бомонд допустить на эстраду хоть что-то подобное? Да быстрее реки потекут вспять! И потому явное отвращение к труду сквозит из песни «Problem child» группы «Бич бойз»: «…кто хочет вырасти и стать ответственным, кто хочет работать до 93 лет? О нет, только не я…». Безо всякого энтузиазма смотрят на занятия простого человека и «Лед Зеппелин»: «…работаю каждую ночь с 7 до 11, это делает жизнь скучной…» («Since I᾽ve been lovin you»). У Рода Стюарта производство прочно ассоциируется с грязью, отсталостью, убогостью: «…я встретил свою любовь у газового завода… я целовал свою девчонку у фабричной стены… гудок, доносившийся из порта, весна в запахе серного ветра – старый грязный городок, старый грязный городок…» («Dirty old town»). «…я мог бы стащить кий у своего отца и зарабатывать на жизнь игрой в пул или найти себя в рок-группе…» – всей душой желает не знать в своей жизни ни одного завода или фабрики герой другой его песни - «Maggie May». «…я могу не работать ещё неделю, я могу вообще больше не работать, к чёрту эту паршивую работу!..» - бодро напевает своим хриплым голосом Стюарт в ещё одной своей композиции - «Rosie». Сами за себя говорят и тексты песен Элтона Джона: «…я схожу с ума, сидя в одних и тех же четырёх стенах и дожидаясь конца рабочего дня… я бьюсь за каждый грош и всё, что ты слышишь – это рассказы о тяжёлой доле… ты – женщина рабочего человека и ты говоришь, что у нашей жизни нет будущего…» («Hard luck story»), «…я ничтожнее нуля, я так устаю на работе… всё потеряло смысл…» («Too low for zero»). «…у неё новая обязанность… она будет работать сверхурочно… потом ты выйдешь замуж за своего тупицу и вся жизнь пронесётся у тебя перед глазами под ударами его кулаков… с нашей вонючей долей не до гордости…» - так живописует Джон судьбу женщины из рабочей среды в своей песне «Poor Cow». А вот какими изображает простых работяг исполнитель в своей песне «Saturday nights alright for fighting» («Субботние ночи хороши для драк») – «…я продукт рабочего класса, чей лучший друг плавает на дне стакана… хочу набить своё брюхо пивом… мой старик пьянее, чем бочка, полная обезьян и я, пустив в ход кулаки, могу получить то, что мне нужно… люблю звук выкидного ножа и мотоцикла…». Среди персонажей другой песни Джона - «Piano man» - числятся пианист, одинокий старик-алкоголик, бармен, мечтающий стать кинозвездой, агент по недвижимости, моряк, официантка, бизнесмен, менеджер – и вновь ни одного из тех, кто стоит у станка, крутит «баранку» самосвала… «…рано утром на рассвете ранняя пташка уже работает… и хотя она старается – жизнь всё тяжелее, время проходит мимо, а она всё не может заработать достаточно… однажды проснётся и поймёт, что жизнь прошла…» - так живописуют участь простого смертного музыканты группы «Иглз» в своем хите «Earlybird». «…Сквозь обитель страха, сквозь обитель боли под дождём мой папа проходит сквозь заводские ворота… люди выходят обратно с убийственными взглядами…» - малюет столь же безрадостную картинку быта рядового заводчанина и Брюс Спрингстин («Factory»). В песне Стинга «Dead man᾽s boots» отец главного героя, всю жизнь проработав на стапеле, в итоге имеет «пару монет по полпенни и сломанный горшок». «…шесть дней в неделю он смотрел, как его отец, рабочий человек, живёт, словно раб, он пил каждую ночь и мечтал будущем, о деньгах, которых он никогда не скопит, и Билли плакал вместе с ним…» («Island of souls»). Незавидна судьба того, кто привык трудом зарабатывать себе на жизнь, и в песне «Where did you sleep lust night» группы «Нирвана»: «…её муж был трудягой – и под колёсами поезда нашли его голову…»
Дабы разочарование «реднеков» в этой жизни (а, следовательно, и всякое желание чего-то там для себя требовать) приняло как можно более полный, окончательный и бесповоротный, характер – звёзды всячески бахвалятся своей принадлежностью к касте «избранных», своим богатством и допуском в мир элиты. «…мы провели отпуск на яхте Хашогги…» - самодовольно заявляет лидер группы «Квин» Фредди Меркьюри в своей песне «Khashoggi᾽s ship». «…я вырос из совершенно неизвестного… дом на миллион долларов и кольцо с бриллиантом…» - вальяжно выводит Кид Рок в своей «New skin». «…хочешь сидеть за рулём «Ламборгини», потягивать «мартини», жить в огромном особняке и отжигать на вечеринках во Франции?…» - прямо пиарит жизнь в роскоши, принадлежность к богеме Бритни Спирс. Не отстают и клипы исполнителей: «…всегда ясно в мире богатых…» - во весь голос распевают солисты шведского квартета «АББА», исполняя свой хит «Money, money, money» – и в клипе призывно мелькают блестящие монеты, дорогие украшения, долларовые купюры и прочие атрибуты «мира не для всех». В клипе Принса на песню «Cream» (выйдя в 1991 году, «Cream» две недели была на первом месте чарта «Billboard hot 100») в кадре тут же появляется масса разодетых в пух и прах дамочек, в отношении которых сложно представить, чтобы деньги на свои наряды все эти изнеженные леди заработали сами (а вначале ещё и мелькает явная содержанка с богатым «папиком»). И, тем не менее, именно таким, пустым и бесполезным в реальной жизни, женщинам исполнитель поёт оды: «…настало твоё время… ты так хороша… для тебя законы не писаны… всё, что ты делаешь – это успех… ты устанавливаешь правила, а затем нарушаешь их, потому что ты лучшая…» Не меньшее «великолепие» царит и в клипе на песню Майкла Джексона «Who is it»: вновь разодетые от кутюр дамы, явно не привыкшие работать, невнятного вида дельцы, чемоданы денег – и на момент написания этих строк клип набрал более 97 миллионов просмотров на YouTube. Расстарались на этом поприще и клипмейкеры Энрике Иглесиаса: в клипе на песню «Bailamos» опять на переднем плане какие-то нувориши, а партнёрши Иглесиаса – явно их содержанки, ни дня не работавшие, в клипе «Dimelo» в кадре опять появляются стройные красотки, явно не занятые никаким трудом, «Only a woman»
| Помогли сайту Реклама Праздники |