Предисловие: Надо долго жить, чтобы увидеть в прошлом судьбу настоящего. Предчувствие прошедшего времени.
Когда в далёких семидесятых я обращался к «партии и правительству» с просьбой обратить внимание на систему образования в Советском Союзе, которая, по моему мнению, была не способна ни обучать, ни воспитывать молодых людей в духе служения своей социалистической родине, на мои обращения никто так и не откликнулся. Тогда, по своей наивности, я не мог себе даже представить, что в партийно-хозяйственном руководстве страны просто нет человека, кому эта проблема была бы интересна.
В те годы я высказывал свою озабоченность по поводу средней школы, совершенно не приспособленной, как мне казалось, для формирования «всесторонне развитой личности», строителя коммунизма. Будучи сам молодым человеком, находясь в молодёжной студенческой среде, я видел, что и сам я, и окружающая меня молодёжь по своим морально-нравственным качествам совсем не соответствуем тем нормам, которые необходимы для построения не то, что коммунистического, а просто честного общества.
Средняя школа в СССР времён брежневского застоя, погружаясь постепенно в формализм, теряла способность развивать у школьников всякое желание учиться и познавать новое. Она теряла своё предназначение быть воспитателем человека и гражданина, а становилась, с каждым годом всё больше, производителем безразличия и невежества. И даже честное желание учителя быть полезным детям не могло преодолеть изначальную неспособность для этого либеральной системы среднего образования.
Листок с «Моральным кодексом строителя коммунизма» висел тогда в каждом классе советской школы, но школьники не обращали на него никакого внимания. Более того, никто и не думал принимать написанные в нём нормы всерьёз. А те, кто хоть чуть пытался следовать этим нормам, вызывали всеобщее недоумение и насмешки.
Система среднего образования в СССР брежневского периода не дала советскому человеку ни прочных знаний о собственной стране, ни честных знаний о мире капитализма, не воспитала в нём уважение к своей стране, к её истории, к её достижениям. Напротив, она привила советскому человеку извращённые представления о жизни, пользуясь которыми политические проходимцы, обосновавшиеся в партийном руководстве страны, стали осуществлять свои такие же извращённые представления.
Полная некомпетентность высшего партийного руководства советского государства в вопросах философского осмысления действительности вела к непониманию значения соответствующей системы образования для построения коммунизма, и привела, в конечном итоге, к формированию человека, который, уже по своему собственному незнанию и недомыслию, добровольно разрушил свою великую Советскую Родину.
Так идеологическое невежество руководителей страны, утвердивших, подальше от греха, неприкосновенность коммунистических догм, привело к застою в общественных науках, к застою в образовании, в культуре, а затем и в экономике, и в конце концов к перерождению советского общества и к погибели «первого в мире государства рабочих и крестьян».
В далёких 70-х я просил «дорогого Леонида Ильича» обратить внимание на систему среднего образования в СССР, поскольку считал, что она представляет собой угрозу существованию Союза из-за своего полного бессилия в деле воспитания и образования молодёжи. И предчувствия тогда меня не обманули – Советский Союз распался в несколько дней.
И НИКТО НЕ ВСТАЛ НА ЕГО ЗАЩИТУ!
И современное состояние системы среднего образования в России вызывает у меня точно такие же предчувствия. Ничего не изменилось в ней со времени распада СССР к лучшему, увы, а стало только много хуже. Надо, наконец, понять, что соответствующая система среднего образования однозначно определяет либо расцвет, либо погибель России.
|