Уже скоро сорок лет работаю в школе, и всё она меня не устаёт удивлять, эта самая школа. Вот сегодня – последний урок, седьмой уже. Устали все: и я, и мой любимый девятый. И тема ясная и уже двадцать раз прокрученная: «Романтизм в русской литературе». Всё идёт как надо. До тех пор, пока не дошли до пункта «Обострение противоречий между феодализмом и зарождающимся капитализмом». Чувствую, что ребята мои (вдруг! отчего-то!!) заинтересовались.
И началось ...
Заговорили разом как-то, неожиданно и хором. Кричат с разных сторон. Только успеваю голову поворачивать и кое-как отвечать, если ответ нужен. А многим – и не нужен. Потому что высказаться хотят. Вот, окааааааазывается, о чём они думают.
- А только в эпоху больших перемен и рождаются поистине высокие идеи и принимаются кардинальные решения!..
- В своё время Рим потому и пал, что внутри самого общества зародилось основное противоречие: несоответствие высочайшего нравственно-этического уровня развития общества и его технического несовершенства…
- Думаю, что и царская Россия канула в пучину революций именно потому, что нравственный градус в обществе был много выше, чем его промышленная составляющая…
- Никонов пишет, что все общественные и социальные катаклизмы начинаются всегда потому, что меняется климат на Земле, и жители из неблагоприятных мест проживания агрессивно вторгаются в земли, где климат оказывается более или менее приемлемым для жизни…
- Европа сама не понимает, что те полчища людей третьих стран, которые сейчас её заполонили,- на самом деле для стареющей цивилизации благо. Приток свежей крови пойдёт ей только на пользу!!!
Я, признаться, слегка растерян. Понимаю, что дискуссию эту спровоцировал сам. Только какое отношение она имеет к зарождению романтизма в русской литературе 18-19 веков? Но и возвращать разбушевавшихся и дерзновенных в привычное школьное русло уже будет просто нечестным. Тогда пытаюсь придать кипению их, глобально распахнувших свои мысли друг перед другом, всё же более гуманистическое направление:
- А не кажется ли вам, мои дорогие, что в этой планетарной дискуссии мы не учитываем одного фактора?.. Жизни отдельного человека в эту самую эпоху перемен…
… Анна, говорят,- самое распространённое имя на земле. Есть и в моём классе Анна. Она-то и бросается мне на помощь. Нет, неправильно говорю: не бросается, а царственно вплываааает в наш бурный дискурс:
- Я уже несколько дней стихотворение пишу. Нет, не пишу ещё, а обдумываю. Смутно так себе представляю, о чём оно будет…
… никто и не командовал, но класс как-то разом замолчал. Почувствовали, наверное, что она самое важное скажет …
- … так вот, я не знаю, о чём оно будет. Но последние строчки уже родились:
«… Да, люди больше городов.
Да, люди выше облаков …»
Потом словно одумалась. Или проснулась. Как-то нежно-виновато оглянулась вокруг. И увидела весь класс. И смутилась:
- Извините, что прервала…
Взяла портфель и вышла из класса. Урок-то уже давно закончился, а мы и не заметили.
И за нею ребята стали прощаться и выходить…
А я стою у окна и всё думаю про юных соотечественников моих. Про их души светлые думаю, хоть за окном и доживает своё время чахоточный октябрь, и тучи длинными торпедами несутся по небу, иногда обдавая землю залпами дождя…
Не слышал даже, как Аня вернулась. Подошла к окну, возле которого я стою, и рядом встала. Смотрит туда же, куда и я, и молвит:
- Я, кажется, и первую строчку придумала:
«… Об облака облокотись
И огляди всё с высоты…»
|