ОЛЕГ ВАЙНТРАУБ
УРОКИ АНГЛИЙСКОГО
(рассказ продолжение)
И в тот день на уроке английского языка меня вызвали читать текст из учебника к доске. Надо сказать, что в тот день урок я не выучил, надеясь, что меня не вызовут. И у доски я кое-как промямлил текст, а с переводом совсем заткнулся. И, естественно, учительница влепила мне заслуженную двойку. Униженный и посрамленный я вернулся на свое место. Особенно мне было стыдно перед моим новым знакомым. Когда я сел и немного успокоился, Родька шепнул мне на ухо.
- Хочешь на следующем уроке получить пятерку?
- Ты что, Родька. Мне сроду больше тройки-то не ставили.
- Посмотрим, - загадочно улыбнувшись, сказал он.
После урока мы вместе с ним вышли из класса. Родион пошел в учительскую, а я собрался домой.
- Подожди меня, - попросил он, - пойдем домой вместе. Я что-то тебе скажу.
Его не было около получаса, и я уже начал жалеть о том, что согласился его ждать. Но вот он вышел, и мы зашагали по Первомайской улице в одну сторону.
- Где ты живешь? – спросил я.
Он назвал номер дома.
- О, это же почти совсем рядом, всего через два дома от меня. Так что ты мне хотел сказать?
- Послушай, Вадим, что у тебя так плохо с английским? Тебе он не нравится?
- Да ну его, - отмахнулся я. Не люблю.
- Напрасно. А знаешь, давай всех удивим.
- Как это?
- Давай вместе выучим следующий урок. Я тебя поднатаскаю в произношении и помогу с переводом. И ты выдашь да так, что все только рот откроют от удивления. Вот это будет сенсация!
Мне его идея понравилась, но как-то было лень за это браться. Я задумался, а Родион продолжил:
- А ты мне поможешь по математике. Мария Михайловна сказала, что я по программе я здорово отстал.
- Но это запросто, - с жаром согласился я.
- Сейчас зайдем ко мне, я возьму учебники и магнитофон, и пойдем к тебе. У меня сейчас заниматься негде. В квартире еще сплошные коробки и сумки еще не распакованные. Мы только приехали.
- Зачем мы потащим магнитофон? – удивился я. - У нас дома есть свой.
- Да он же легенький. С ним нам будет удобнее заниматься.
- Ничего себе легенький, килограмм 8-10 в нем-то будет, - возражал я, вспоминая наш большой катушечный магнитофон «Олимп».
Было похоже, что мы не понимали друг друга, словно говорили о разных вещах. И это оказалось в действительности. В этом я вскоре убедился, когда Родька вышел из дома с небольшой сумкой в руках. А я в это время ждал его у подъезда.
- Ну что, решил магнитофон не брать? – с улыбкой спросил я.
- Почему? Вот он, - и похлопал по сумке.
- Покажи.
И он достал из сумки небольшую пластмассовую коробку величиной с толстую книгу. Я с удивлением рассматривал его. Это был импортный кассетный магнитофон. Я впервые видел такие. У нас тогда у ходу были только катушечные магнитофоны с катушками на 250 и 500 метров.
- И на сколько хватает кассеты?
- Каждая сторона на полчаса.
- Во здорово! И такой небольшой. А куда подключаются динамики?
- Зачем, в нем есть свой динамик.
И он включил магнитофон. Из динамика полилась довольно громкая музыка какого-то зарубежного шлягера.
- Он что, и на батарейках работает?
- Да, можно и на аккумуляторах.
- И надолго хватает?
- Четырех больших батареек хватает часов на шесть.
За разговорами о магнитофонах мы не заметили, как подошли к нашему дому.
- Вот здесь я живу, - сказал я, когда мы поднялись на третий этаж. Родители на работе, так что нам никто не помешает.
- Пообедаешь со мной? – спросил я, когда мы вошли в квартиру.
- Пожалуй, да. Я уже успел проголодаться.
Я разогрел оставленный в холодильнике борщ и подогрел рагу. Мы с Родькой с удовольствием поели и пошли в мою комнату заниматься. Завтра в субботу были легкие уроки, так что учить нам почти ничего не пришлось. Тогда мы взялись за английский. Родька заставил меня читать тот злополучный текст, за который я получил двойку, и включил магнитофон на запись. Потом включил воспроизведение.
- Никуда не годится!
Когда я услышал свой голос в динамике, то ужаснулся. Неужели это я?
- А теперь послушай как надо.
Родька читал этот текст с выражением, словно профессиональный диктор. Я смотрел ему буквально в рот. Он записал и свой вариант.
- Сейчас мы с тобой поработаем над каждым словом, а эту мою запись ты будешь каждый день крутить, слушать и повторять. Добивайся такого же произношения.
И началась работа. Родька заставлял меня по десять раз повторять каждое слово, пока не добивался правильного произношения. Я уже весь этот текст знал наизусть. Но этого ему было мало. Он стал добиваться «мелодики» чтения, расстановки правильных ударений и акцентов. И дело двигалось. Затем мы перешли к переводу текста. Он утверждал, что переводить дословно нужно не каждое слово, потому что английские слова могут иметь несколько вариантов перевода, а нужно добиваться смыслового содержания предложения, стараясь делать перевод более литературным.
Окончательно отработав прошлый текст, перешли к новому заданию. К моему удивлению, с ним стало работать легче. Мне Родька записал его на магнитофон и взял с меня обещание, что до вторника, когда будет следующий раз урок английского, я выучу его досконально. Потом мы придумали еще один трюк. Чтобы вообще удивить «англичанку». После прочтения текста, я должен был небрежно задать ей вопрос: «Могу ли я вместо перевода своими словами пересказать содержание прочитанного?»
- Это будет нечто! Она просто упадет со стула, - заранее радовался я.
Мы вначале написали пересказ по-русски, а потом Родион перевел его на английский. Мы немного с ним поспорили, когда я обнаружил несколько английских слов, которых мы еще не учили.
- В этом-то и все дело! – эмоционально доказывал он, - это будет доказывать, насколько ты серьезно готовился к уроку.
И я вынужден был с ним согласиться. Потом он записал на кассету мой будущий «спич». Я пообещал ему, что до вторника выучу его обязательно.
- Послушай, Родька, - вдруг опомнился я, - ты хочешь оставить у меня свой магнитофон? А как же ты?
- Не волнуйся, мне он пока не нужен. А ты поработай. С ним удобнее обращаться, чем с твоим «Олимпом».
После этого мы занялись с ним математикой. Стали готовиться к очередному уроку. Пропущенным материалом решили заняться позже. Теперь уже я выступал в роли репетитора. Мы выучили теорию и приступили к решению задач. У Родиона, в отличие от языка, математика шла туго. Чтобы он лучше усвоил эту тему, пришлось перерешать все задачи в учебнике, относящиеся к ней. Так за этими занятиями мы не заметили, как прошло время до прихода с работы родителей. Они немного удивились, увидев у меня незнакомого мальчика. Я представил им Родиона, кратко рассказав его историю. Он галантно поздоровался с мамой, и даже поцеловав ей руку, чем еще больше расположил ее к себе. С отцом поздоровался за руку, наклонив голову в поклоне.
- Какой воспитанный мальчик, - говорила потом мать, когда я проводил друга. – А кто его родители?
- Они врачи. Только вернулись из длительной командировки в Африку. Вернулись из-за Родиона. Ему нужно окончить русскую школу, чтобы получить нормальный аттестат зрелости. Иначе он не сможет поступить в институт.
- Надо будет познакомиться с ними поближе, - сказал отец. – Родион мне понравился. Дружи с ним.
(продолжение следует)
| Помогли сайту Реклама Праздники |