Произведение «фенОмен и феномЕн Высоцкого»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 177 +2
Дата:

фенОмен и феномЕн Высоцкого

Что современники в большинстве случаев слепы и по достоинству не могут оценить масштаба личности живущего рядом творца – уже давно хрестоматийная истина.
Примеров хотите? Извольте.
«Роман умрёт раньше своего автора», - так писали критики сразу же, как только был опубликован «Евгений Онегин».
А в одном из писем к жене князь Вяземский, сам замечательный поэт и просто тонки человек, с изумлением сообщал ей, что «обнаружил в Пушкине ум, которого даже не предполагал увидеть в этом человеке».
Автор, принеся в редакцию свой новый роман, смущаясь, словно бы извиняясь за наспех написанную халтуру, говорил, что  если бы он не был так стеснён во времени и платили бы ему чуть больше, то писал бы он не хуже, чем господин Тургенев. И положил на стол рукопись «Преступления и наказания». А Чернышевский хвалил Достоевского именно за то, что тот относится к своим творениям, «как к обычной журнальной работе, а не как к нетленным произведениям, которые переживут века».
Есенина долгое время называли пренебрежительно «кабацким поэтом» и ввели изучение его творчества в школе только после Великой Отечественной войны.
Великий Бунин  до конца дней своих называл Маяковского «пиитом с изяществом ломовой лошади» и вообще не считал его за поэта.
Платонов сошёл в могилу, так и не оценённый при жизни.
Не избежал этой участи и Высоцкий.
Вся страна заслушивалась его стихами-песнями, склоняя ухо над плохонькими кассетными магнитофонами, чтобы разобрать каждое слово в тексте, потому что это была уже какая-нибудь сто первая копия. Помню, что сам я долгие годы глубоко был убеждён, что в программной «Охоте на волков» звучит «… и лают псы-торпоты…» Кто такие эти «торпоты»? Может, порода собака, мне не ведомая? И только спустя годы, увидев текст напечатанным, открыл для себя ещё одну грань этого вдохновенного шедевра: азарт желания настигнуть так велик, что сам можешь подохнуть, так и не загнав жертву.
И в это же самое время великие поэты-современники творчески спорили, кто же из них нынче Первый Поэт Шестой Части Земного Шара: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина или Окуджава. Высоцкого же просто не рассматривали всерьёз. Вознесенский даже как-то после  того, как услышал очередной шедевр в исполнении автора, подошёл к нему, положил руки на плечи и покровительственно поощрил одним только словом: «Растёшь…» - даже не предполагая, что руки его лежали в этот момент на плечах Первого …
Лишь будущий тогда ещё Нобелевский лауреат Иосиф Бродский разглядел Высоцкого уже при жизни, подарив тому томик своих стихов с надписью: «Великому русскому поэту…»
Сегодня, в связи с 80-летним юбилеем поэта, о нём много говорят и пишут. И тоже удивляются, почему при жизни Поэту никто больше не сказал, что он – Поэт и уж тем более – Гений.
Прошу вас, задумайтесь. Ведь тогда ещё, когда все его стихи были новы, любили их все без исключения: бывшие сидельцы и ветераны войны, блатные и интеллигенция, студенты и члены Политбюро ЦК КПСС, слушавшие его по своим дачам. А душа каждого слушателя откликалась на строки, ни одна из которых и сегодня не воспринимается как архаичная поэзия.
Если даже я утрирую, говоря «все любили», то…
Вот подумайте: не все, живущие в мире архитекторы, думаю, являются поклонниками гения Антонио Гауди, но что его Саграда - Фамилия – феноменальное  явление в мировой архитектуре, вряд ли кто-то  будет оспаривать.
Далеко не все находят Джоконду Леонардо  прекраснейшей из женщин. Но не соглашаться с тем фактом, что это – величайший портрет из всех, когда-либо созданных людьми, не посмеет никто.
Так и с Высоцким. Те, кому посчастливилось, был современниками этого человека, слыша впервые какую-либо из его только что рождённых песен, понимали же, что ТАК БОЛЬШЕ НИКТО НЕ ПИШЕТ. И не писал раньше.
И в этом фенОмен Высоцкого…
И ещё отрадно для себя отмечаю один факт, рождающийся из этих многочисленных публичных разговоров. Открыто говорят теперь и о его алкоголизме, и о наркомании. Но говорят не с «извинительными» интонациями, «великодушно прощая представителю богемы его слабости», а совершенно отчётливо понимая, что «прощать» ему что-либо мы просто не имеем права. Человек он другого масштаба, уровня и содержания. И «Гамбургский счёт» его так велик, что даже осознать его человек обыкновенный не в силах.
И в этом феномЕн Высоцкого…
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама