Произведение «О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 70
Читатели: 835 +2
Дата:
«О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь» выбрано прозой недели
25.07.2022
Предисловие:
Канули в прошлое нашего города муниципальные трамваи и троллейбусы. Им на смену пришли шустрые маршрутки частной фирмы. Жёлтые «Газели» превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни и, казалось бы, стали удачной заменой прежнему городскому транспорту, однако именно они со временем всё чаще вызывали негодование жителей, и эпизод об этом  можно было бы назвать обычным, но я так не назвала: финал его не позволил.

О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь

Не знаю, как вы, а я всегда обращаю внимание на выражение лиц окружающих и замечаю, что радостные люди встречаются сейчас нечасто. И вот однажды на конечной остановке возле центрального рынка я села в маршрутку, чтобы добраться до посёлка Майский. Салон постепенно наполнялся угрюмыми пассажирами. Я не оговорилась – лица всех действительно казались угрюмыми, даже у молодого симпатичного человека, которому, как мне подумалось, жить и радоваться.

Когда все места были заняты, женщина с большой сумкой на коленях, обмахивая лицо газетой, с возмущением изрекла:
— Где же этот водитель? Сколько можно ждать?!
Её возмущение подхватили другие, и посыпались такие фразы:
— Он мешкает, чтобы маршрутка до отвала набилась людьми. Ему же главное – больше денег выручить за рейс.
— Надо же, никакого расписания не соблюдают!
— Да если бы они ещё ездили нормально, а то лихачат так, как будто картошку везут.
— Вечером вообще нечем уехать! Приходится на такси тратиться.
— Ага, а если лишних денег нет, так пешком до Майского иди.
— Ещё и курят за рулём, сволочи, а мы дыши!
— Заставить бы наших депутатов на этих старых дребезжащих маршрутках поездить – как бы они запели?

В общем, один негатив. Так нередко бывает. Накипело, видно, у людей.

И тут в салон вошла девушка, такая чистенькая, ароматная, в красивом голубом платье. Она явилась противоположностью всем сидящим в маршрутке. На угрюмость не было ни малейшего намёка, глаза её светились радостью, и мне невольно вспомнилась смешная фраза: «А я в голубом платье, и мне в голубом хорошо».

Все свободные места уже были заняты, но у нас в таких случаях привычное явление – ехать в маршрутке в полусогнутом состоянии.

Все замолчали, устремив на девушку взгляды, а она посмотрела на симпатичного парня и улыбнулась.

Последнее время стало редкостью, когда молодые люди уступают в транспорте место женщинам. Сидят, уткнувшись в телефоны, и всем своим видом показывают, что происходящее вокруг их совершенно не касается. Но в этот раз то ли под влиянием очаровательной улыбки, то ли в силу своего воспитания, парень приподнялся и сказал:
— Садитесь, пожалуйста.
— Ой, благодарю вас. Это так приятно, — и девушка подарила ему ещё одну улыбку.

В это время появился водитель. Как был с сигаретой в руках, так и сел за руль, заставив нас ощутить запах неприятного дыма. Никто на это вслух не отреагировал, а очаровательное создание вдруг произнесло:
— Товарищ водитель, убедительная просьба не курить в салоне.
Удивлённый мужчина повернулся к девушке, секунд пять молча смотрел на неё, а потом хмыкнул и выбросил сигарету в окно.

Когда маршрутка тронулась, водитель ответил на звонок мобильного телефона и стал кому-то возбуждённо доказывать, что ни в чём не виноват.
Девушка снова обратилась к нему:
— Товарищ водитель, отключите, пожалуйста, телефон. Мы доверили вам наши жизни и не хотим рисковать.
— Больно умная ты, — недовольно буркнул он, но свой разговор не прекратил.
Стоящий в полусогнутой позе парень решил, по-видимому, до конца в глазах девушки оставаться джентльменом и поддержал её:
— Вы и в самом деле не имеете права разговаривать за рулём по телефону.
— Кто ты такой, что будешь мне указывать! – возмутился мужчина.
Но тут уже и я вмешалась. Нас поддержали другие пассажиры, и водителю пришлось подчиниться.

После этого (верите?) атмосфера в салоне изменилась. Люди вдруг заулыбались, почувствовав себя победителями, стали отпускать комплименты парню-джентльмену, начали шутить, и даже водитель присоединился к шуткам. В итоге на конечную остановку приехали в весёлом настроении и все пассажиры разошлись в позитивном настрое.
Причина этому – милая девушка, которая вежливым тоном отреагировала на то, что ей не понравилось. И как же она была права!

Я задумалась о том, что мешает нам поступать так же. Мы часто зацикливаемся на проблемах и вместо того, чтобы спокойно решать их, смиряемся или начинаем возмущаться, сотрясая воздух. Японцы, например, уже давно поняли, что негативные мысли и слова влияют не только на здоровье, но и на будущее человека, и в этом главный секрет не только их уважительного отношения к собеседнику, но и долголетия. А наши люди часто между собой выражают недовольство, но редко пытаются поставить на место того, кто этого действительно заслужил, и мало что делают для улучшения собственной жизни.
Почему?
Нас отучили с достоинством отстаивать свои права?
Может, заставили бояться делать это?
Или мы просто привыкли терпеть?..
М-да… Есть о чём поразмыслить…
Реклама
Обсуждение
     20:52 29.08.2024 (1)
1
В первые годы своей деятельности маршрутки останавливались "у любого столба", по просьбе пассажиров. Высаживали и на остановках общественного транспорта, и вне их. Меня в то время возмущал повелительный тон и язык пассажиров: "На остановке!" или "У аптеки!" Начав ездить на маршрутках, я всегда использовал слово "пожалуйста" -  "На следующей остановке, пожалуйста!". Прошло два долгих года, прежде я услышал применение слова "пожалуйста" от других пассажиров. 
Считаю, что пассажиры и водители маршруток должны быть взаимно вежливы и уважать друг друга. И водитель должен относиться к пассажирам не только как к "кошелькам" или "кирпичам", и пассажиры не должны видеть в водителе только слугу. Скорее, речь идёт о партнёрстве. Водитель предоставляет возможность комфортно доехать от пункта А до пункта Б, п пассажиры - заработать водителю и организатору бизнеса. 
     13:03 30.08.2024 (1)
Согласна, Владимир. Ах, если бы все так считали! Тогда бы и мир стал намного лучше, ведь суть человека проявляется прежде всего в мелочах, а всё главное складывается именно из мелочей.
     19:22 01.09.2024 (1)
Согласен. Но так будет ещё не скоро.
     21:31 01.09.2024 (1)
Не при нашей жизни...
     01:45 03.09.2024 (1)
Ещё ни одному поколению не удавалось решить все проблемы, не откладывая их решение на плечи следующих. 
     16:08 03.09.2024 (1)
А, к примеру, наше поколение разве в состоянии решить все проблемы во имя светлого будущего детей и внуков?
     18:44 03.09.2024 (1)
Все? Нет.
     20:21 03.09.2024 (1)
Я тоже так считаю. Увы!
     16:23 04.09.2024 (1)
И это правильно! Тут можно вспомнить проект "Вселенная-25", 1972 года. 
     20:33 04.09.2024 (1)
До райских условий, какие были созданы тогда для мышей, народу далеко, да и перенаселение нам не грозит, однако результаты того эксперимента пугающи. Признаки "двойной смерти" порой кажутся вполне реальными.


     20:56 06.09.2024 (1)
Беззаботность весьма опасна...
     21:28 06.09.2024 (1)
В малых дозах она помогает мне расслабиться ).
     18:53 07.09.2024
Всё должно быть в меру. И трудоголизм, и беззаботность. 
     14:24 20.08.2024 (1)
1
Хорошо подмечено: чувство собственного достоинства. Может быть, это и есть осознанное человеческое поведение? 
     18:18 20.08.2024
Конечно. Человек с чувством собственного достоинства не позволяет неуважительного отношение к себе и по отношению к окружающим не опускается до грубости и хамства.
     16:35 01.07.2024 (1)
И этот рассказ я тоже уже читала и помню. С удовольствием прочитала ещё раз.
     16:51 01.07.2024
Спасибо.
     17:53 21.06.2023 (1)
Много лет уже живу в Израиле и мне странно читать, что в сфере обслуживания населения в России до сих пор не изжито хамство в разных его выражениях. В Израиле этого нет по одной простой причине: во всём и везде есть конкуренция, где выживает только тот, кто оказывает наилучшие услуги! Есть общественный транспорт, который ходит строго по графику; есть маршрутки и есть такси. Каждая из компаний дорожит своими клиентами, а водители держатся за работу, которую легко потерять в случае жалоб от клиентов - пассажиров и тяжело потом найти при наличии такой "черной метки". Когда же организация является монополистом, то её работники начинают наглеть, а руководство ослабляет контроль над ними, т.к. "итак всё хорошо!". Призывать к совести тут бесполезно, а вот антимонопольный комитет может оказать полезное воздействие, потребовав от местных властей возобновить работу городского общественного транспорта либо провести тендер на создание дополнительных компаний - перевозчиков для усиления конкуренции между ними, что автоматически заставит последние задуматься об улучшении своей работы.
     22:26 21.06.2023 (2)
Знаете, Михаил, от наших местных властей невозможно что-то требовать. Мы с этим близко столкнулись, когда боролись за сохранение красивейших голубых елей. Куда только не обращались, даже в приёмную президента писали. В результате шикарные ели спилили, причем, ночью, а нам принесли заключение о необходимости этого в связи с их болезнью. На освободившимся месте теперь стоит большой двухэтажный магазин с товарами из Китая. Это только один пример из многих.
Видно, что вы много лет не живёте здесь. Всё меняется, в том числе и люди. Очень много равнодушных.
     16:36 01.07.2024 (1)
Похоже на коррупцию - магазин с товарами из Китая на месте голубых елей.
     16:51 01.07.2024
Да. Огромные голубые ели никому не приносили прибыли, их красота и роль в очищении городского воздуха в этом случае не в счёт.
     00:13 22.06.2023
Жаль! 25 лет назад всё-таки было не так. Были активными, создавали общественные организации и партии, становились депутатами и влияли на решения исполнительной власти. Без движения река превращается в болото, а общественная жизнь — в болото политическое!
     11:39 30.03.2023 (1)
Замечательная миниатюра. Очень! Выхвачено из жизни. Эффект присутствия. Хорошо! Она осталась бы жизнеутверждающим литературным произведением, оставив после себя отличное послевкусие.  Давало бы право читателю, не глупому. смею надеяться, сделать свои выводы, но личный вывод автора в конце резко снизил градус эмоциональности и оптимизма и даже веры в  доброе будущее.  Мой личное, так сказать, мнение. Я иногда тоже грешу ... моралью в конце, словно читатель ... пятилетка, которому надо все разжевать и в рот положить. Но не везде, конечно, морализирую... Хотя в начале было заявлено, что это не о девушке, имеющей личное достоинство и умеющий вести диалог, а РАЗМЫШЛЕНИЕ ПАССАЖИРА... Тогда надо забыть о моём размышлении.  АВТОРУ ДОБРА!!!
     15:35 16.05.2023 (1)
Татьяна, я только что увидела ваш комментарий, поэтому отвечаю не сразу. Извините.

Я сейчас подумала, что можно было бы преподнести всё иначе, ведь и в самом деле читатель должен делать сам выводы из прочитанного. В комментариях я всегда с надеждой жду конструктивных замечаний. Благодарю вас за высказанное мнение и пожелание добра!

Скажу, что каждый раз, когда я возвращалась к своим рассказам, начинала их править. Потом осознала, что данный процесс может быть бесконечным, и прекратила это делать. Пусть публикация останется как есть. И дай мне Бог в будущем писать лучше!
     20:24 03.06.2023
     19:31 28.03.2023 (1)
ИНТЕРЕСНАЯ МИНИАТЮРА! Спасибо, ЕЛЕНА! А задумываться следует!
     15:18 16.05.2023
     20:10 25.07.2022 (1)
Конечно, привыклии.
И терпим.
Терпим как терпели во времена рабства, феодализма, крепостничества.
Просто формы терпения становятся все более изощренными и изуверскими. Их называют "милой заботой о людях".
После прочтения Манифеста Предупреждения ученых мира человечеству я уже ничему не удивляюсь. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83
Просто сопоставляю даты. Чистая математика, ничего более.
Итак, первое предупреждение было принятов в 1992 году.
Второе - в 2017.
А третье, последнее - на минутку задумайтесь! - 5 ноября 2019 года.
И примерно через полтора месяца зафиксировали Уханьскую вспышку.
И далее дьяволиада с короной.
Не кажется ли странной такая четкость в датах? Уханьская вспышка началась 31 декабря, когда мир стоял на пороге нового деятилетия 21 века.
И, дьяволиаду эту успешно продолжают по чсей день: 2020 - корона, 2021 - вакцины ( Бог его знает, что в нас вливали) 2022 - война. Покка идет. Что будет дальше неизвестно.

Но кажется, что вся эта программа запущена лет на 10?  До 2030 года. Периодически в общество будут вбрасываться какие-то глобальные негативные процессы, направленные в общем -то на одно - сокращение населения.
А к 2030 году, когда геополитический раздел мира будет мира будет сформироваен, можно будет подвести итоги - что же осталось от человечества...
     16:50 26.07.2022 (1)
1
Спасибо за комментарий, Ляман! Всё так и есть. Как можно не понять, что всё планировалось заранее и планировалось сделать всё руками самих людей?! Об этом свидетельствует не только манифест, но и масса других документов в открытом доступе. Но, к сожалению, далеко не все понимают или просто не хотят понимать.
     19:40 26.07.2022 (1)
1
Так понимание ведь ужасает.
Лучше верить в то, что предлагают...
     12:49 27.07.2022
На это и рассчитано, увы!
Гость      08:42 14.07.2022 (2)
Мне очень понравилась миниатюра. Подобных эпизодов в жизни много. Можно "пройти мимо" и забыть, а можно заметить что-то важное.
     14:48 17.07.2022
Спасибо, уважаемый гость! Согласна с вами.
     13:28 14.07.2022 (1)
Хорошо, когда человек не только замечает важное, но и хотя бы самую малость вкладывает в копилку добра и справедливости. Вы согласны с этим? 
Гость      18:39 26.07.2022 (1)
Ах, если бы это было так! Но мечта светлая, надо сказать.
     12:48 27.07.2022
Мечтаю только о светлом. 
     00:52 21.07.2022 (2)
2
А вы не знаете, что во времена правления Сталина, людей расстреливали за неправильно сказанное слово?
Конечно нас отучили, точнее вывели новую породу людей хомо-советикус.
Вспомните, в первом классе мы выбирали старосту класса. Как это было?
Учитель сказал: "Давайте выберем Вову".
И класс выбрал Вову...
     20:26 25.07.2022 (1)
1
Анатолий, так это было всегда.
Миф о демократии не более чем красивый и благородный миф. Легенда.
Что такое демократия? Власть народа. Власть всех? Такого не бывает. У любого народа есть руководителя, которого он вроде бы избирает сам себе.
И кто-то хочет нас уверить, что в  блаженные античные времена древние греки и римляне сами выбирали себе руководителя?.
Возможно. Только делалось это примерно таким образом.
Теплое Эгейское море, яркое солнышко, песочек, маслины, козий сыр, оливковое масло, молодое вино. Демос - свободные афинские граждане,  Сытые, спокойные греки в простынках и сандалетках с еще непросохшими от купания волосами. Все в благодушном настроении. На юге легче жить - тепло, можно ходить в одной простынке-хламиде, и еды тоже вдоволь. Не то, что на угрюмом и суровом Севере.
На юге можно петь песни и философствовать в тени кипарисов и олив.
И представьте, что вот в такую благодушную минуту из толпы демоса выходит какой-нибудь представитель и говорит: "Граждане афиняне. Нам надо избрать себе руководителя. Давай те выберем, к примеру - Антиноя, или Селевка, или еще так кого-то.
Разморенные, накупанные в море, объевшиеся греческого салата, а и теперь полулежащие на ложах   свободные граждане Афин с энтузиазмом кричат:
Да, да! Давайте его. Пусть будет этот.
И все. Вот Вам и вся демократия. Да, и кстати, руководитель как правило будет из аристократов! 
И то же в Риме. Римляне, конечно,  немного посуровей были, но схема в принципе та же: в хорошем настроении избирали какого-нибудь патриция.
Но в веках осталось: ах, вожделенная афинская демократия. Ах, власть народа.
Ничего такого не было и в помине. Блеф и умелое манипулирование.
     21:24 25.07.2022 (1)
1
Неправильное у Вас представление о демократии.
Демократия была основана на том, что богатые люди покупали себе голоса граждан нуждающихся в деньгах. как правило это были бедные люди - народ, на греческом - демос. Вот и называется это демократией. Ничего в этом зазорного нет, потому что кандидатов было более одного, и другие богатые люди покупали голосующих.
     23:32 25.07.2022 (1)
1
Анатолий, я не об этом. Голоса нуждающихся в деньгах, конечно же покупали, деньгами ли, щедрыми посулами каких-то благ, уменьшением поборов. Бедному человеку что ни предложи - все благо. Да, народ назывался демос. По нынешнему - электорат.
И сейчас голоса электората покупают щедрыми посулами, когда это необходимо. Так работает аппарат власти
Но представители  привилегированной части общества (свободные граждане, не мэтэки, и не рабы) согласовывали между собой кандидатуру будущего лидера. То есть решали все кулуарно, а потом готовое решение представляли народу таким образом, как будто он все сам решил.
Кто был из простого наорода у власти? И это при демократии, то есть фактически республиканском строе. Иногда понятия "республика и "демократия" отождествляют. 
Все лидеры были из правящих кругов: Клисфен, Перикл, да и отец афинской демократии - Солон - все были представителями высокопоставленной знати.
     14:46 26.07.2022 (1)
2
Западная демократия основана на том, что есть определённые группы людей - подитических деятелей, которые обслуживают крупных предпринимателей.
На выборах политики предлагают свою программу, если народ еë одобряет, голосует за них, не одобряет - голосует за других. Есть право выбора.
В СССР и РФ этого нет.
Всё партии получают зарплату в одной кассе. Оппозиционные партии, для отвода глаз.
А управлять государством, в любом случае, должны люди обученные этому. И конечно они из богатых семей. Что тут удивительного?
     14:59 26.07.2022 (1)
Всё партии получают зарплату в одной кассе. Оппозиционные партии, для отвода глаз.

Афоризм.
Очень хорошо сказано!
     15:30 26.07.2022
1
Спасибо.
     10:01 21.07.2022 (1)
Анатолий, я знаю, как было, и хорошо вижу, что есть...
В ответ хочется дать ссылку на видеоролик из "Фитиля". Помните, был такой киножурнал?

     10:58 21.07.2022 (1)
1
Почему было? Разве что-то изменилось?
     15:50 21.07.2022 (1)
Думаю, что изменения происходят, но они происходят по спирали. Вроде всё то же, но уже на другом уровне.
     19:49 21.07.2022
1
Понятно.
     06:09 22.07.2022 (1)
1
Актуальная проза!
Избитое выражение, но не для всех, хотя они так могут думать.
Его избитость может быть очевидна только для тех, кто это культивирует в себе.
Это все прекрасно описано великим физиологом Павловым в работе "Русский ум!"
     17:43 22.07.2022
1
Я стопроцентно согласна с этим:

Его избитость может быть очевидна только для тех, кто это культивирует в себе.


Сейчас попыталась в интернете найти эту работу Павлова или что-нибудь о ней и мне попалась в "Московском комсомольце" статья доктора философских наук А.Ципко "Дефекты русского ума: чего опасался академик Павлов". На этой интересной статье и остановилась. Автор утверждает: "...все, что он говорил ровно сто лет назад о дефектах нашего ума, порождающих наши русские катастрофы, актуально по сей день". 
Очень захотелось поближе ознакомиться с выводами Павлова о русском уме, и я это обязательно сделаю. 
Спасибо, Надежда!  
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама