Произведение «Память сердца Kuruwinda гл.60» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 268 +1
Дата:
«Анна Павлова. "Умирающий лебедь"»

Память сердца Kuruwinda гл.60

Анна Павлова. Жизнь в танце

"Каждый танец - неповторимая история чувства: Он и Она сливаются душой и телом, и начинается полёт по волнам нежности и соблазна"
(из Интернета)

Русским балеринам рукоплескал весь мир, они покоряли своей грацией, изяществом и невероятным мастерством, а зрители даже не догадывались, сколь драматичными были порой их судьбы.
  Анна Павлова (1). Имя этой балерины известно всему миру. Афиши для неё рисовал сам Александр Серов, а её внимания добивался внук Александра II, великий князь Борис Владимирович. (2)
В её честь был выведен сорт тюльпанов и создан потрясающий десерт, её осыпали цветами лотоса в Индии и бросали к её ногам сомбреро в Мексике. Бессмертие ей подарил "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, в котором Анна Павлова смогла передать огромную гамму чувств. В том числе и собственную любовь к единственному мужчине, сумевшему безраздельно завладеть её сердцем. (3)
  Никто, кроме самой Анны Павловой, не мог бы сказать, что в написанной ею автобиографии правда, а что - вымысел.
  Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а её родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности Лазаря Полякова, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
  Но официально это не было доказано.
"В течение нескольких месяцев ребёнок лежал в вате и жизнь лишь теплилась в нём. Когда Анна немного подросла, ей пришлось перенести ряд тяжёлых детских болезней -  корь, скарлатину, дифтерит. Четырех лет от роду, играя около стола, на котором стоял кипящий самовар, она зацепилась за скатерть, уронила самовар и обварила кипятком всю левую руку. Следы этой неосторожности сохранились на всю жизнь", – писал в книге "Моя жена -  Анна Павлова" гражданский супруг балерины Виктор Дандре.(4)
  Сама Анна Павлова придерживалась официальной версии: отец скончался, когда ей было всего два года, а жизнь  с матерью была тяжёлой и беспросветной. Хотя на самом деле глобальной нужды семья не испытывала.
От  банкира Лазаря Полякова, возлюбленного матери  в качестве отступных досталась небольшая собственная прачечная, приносившая стабильный доход.
  Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в деревянный дом бабки по отцовской линии.
  Детство Анны было бедным. Хотя прачечная исправно функционировала. Мать считала Анну обузой: подарки на каждый праздник и материнская любовь были не более чем фантазией девочки. (5) Развлечений у неё практически не было. Благодаря этому она сильно полюбила природу. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
  В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет "Спящая красавица" в постановке Петипа.
Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля, никогда до этого не отличавшаяся решительностью и смелостью, заявила:
"Я хочу танцевать так же, как принцесса Аврора! Я стану балериной!"
  Посещение Мариинского театра стало единственной отдушиной в сером мире маленькой Анны.
    Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году её, наконец, приняли.
Любовь Фёдоровна после отъезда дочери вздохнула с некоторым облегчением: теперь Анна находилась на полном государственном обеспечении. Дома она не бывала, ибо учениц балетного класса не отпускали даже на каникулы, якобы из-за имевших место прецедентов со сбежавшими юными балеринами.
  С первых дней учёбы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет с отличием  окончила Императорское театральное училище.
  Павлову приняли в труппу Мариинского театра, где она очень быстро произвела фурор. Любители балета восхищались её танцем. Тонкая щиколотка, высокий подъём ноги, хрупкое телосложение - всё это выделяло Павлову  среди других балерин.
  Таких "воздушных" балерин в истории балета ещё не было. Эта хрупкость и необычность позволили ей миновать кордебалет, хотя все выпускницы начинали именно с него,  и даже получить второстепенные сольные партии. В прессе звучали хвалебные речи и сравнения:
"Пламень и пепел", "Чарующая нежность и грация", "Это искристое шампанское и пьянящий воздух", "Павлова точно спорхнула с гравюр 19 века"…
  Только пять выпускниц того времени получили звание "балерины" и Анна в их числе. Высочайшая одухотворённость и потрясающая пластика сделали её великой балериной мирового масштаба. Каждый танец был уникален, так как балерина никогда не могла повторить все те "па", которые рождались у неё импульсивно.
  Говорили, что всё, к чему прикасалась балерина, принимало черты изысканности.
  Анна попала под покровительство самой Матильды Кшесинской. Кшесинская пыталась устроить судьбу талантливой балерины. Ходили слухи, что она предлагала юной Анне стать содержанкой внука Александра II Бориса Владимировича.
Для наглядности Кшесинская презентовала Анне платиновый карандаш, инкрустированный бриллиантами и рубинами, сказав молоденькой танцовщице:
"Эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь в подарок от великого князя".
  Но Павлова  не стремилась к отношениям без обязательств и отвергла "выгодное" предложение, ибо перед глазами всё ещё стоял пример матери.
Анна точно знала, что добьётся успеха без всякого покровительства. Что-что, а ведь она была права.
Позднее Павлова говорила:
"Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Когда я была ребенком и гуляла среди сосен, я думала, что счастье - это успех. Как я ошибалась!
Успех состоит не в аплодисментах зала, а в том радостном удовлетворении,
которое испытываешь от того, что приближаешься к совершенству".
Петербургская газета "Слово" так отзывалась о Павловой:
"Она не танцует, но летает по воздуху".
На вопросы о личной жизни Анна Павлова отвечала:
"Я -  монахиня искусства, и только театр занимает все мои  мысли".
Однако это вовсе не было правдой. Доподлинно неизвестно, где и при каких обстоятельствах познакомилась балерина с молодым бароном Виктором Дандре. Рассказывали, что аристократ принялся ухаживать за балериной на одном из светских мероприятий. То ли с целью повысить собственную самооценку, то ли на спор с приятелем, Дандре принялся покорять сердце красавицы. И Анна сама не заметила, как влюбилась.
  Виктор Дандре немало поспособствовал продвижению Анны Павловой. Благодаря его участию она стала танцевать исключительно ведущие партии, а ещё он снял для возлюбленной роскошные апартаменты и стал одевать по последней моде. Вот только жениться на балерине он не собирался, ведь безродная танцовщица вовсе не подходила по статусу представителю высшего света.
  Но она не допускала даже мысли о том, что Дандре может на ней не жениться. И была совершенно разбита, когда узнала, что  Виктор готовится к свадьбе, но не с ней. Павлова тут же разорвала все отношения с возлюбленным, хотя на самом деле подготовка к бракосочетанию была только слухом.
После разрыва с Дандре Анна Павлова  спасалась работой, изнуряла себя у станка и именно в то тяжелое время станцевала "Умирающего лебедя",  сделавшего её бессмертной.
  "Умирающий лебедь" (фр. La Mort du Cygne) - хореографическая миниатюра, поставленная в 1907 году Михаилом Фокиным (6) для балерины Анны Павловой на музыку Сен-Санса  из сюиты "Карнавал животных". (7)
Тринадцать миниатюр из сюиты, названной автором "Карнавал животных", а также "Большой зоологической фантазией",  были наполнены искрящимся юмором, и только одна контрастно отличалась от остальных. Её чарующая мелодия была необычайно задушевна, видимо оттого, что пьеса изображала лебедя - красивую гордую птицу.(8)
  В 1905 году хореограф Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса поставил миниатюрный балет.Фокин считается основателем романтического балета. Он создал совершенно новый вид спектакля: драматически насыщенный одноактный балет.
  С Михаилом Фокиным балерину Анну Павлову связвала  большая творческая дружба. Танец "Лебедь"  родился очень быстро - за несколько минут до представления.  В первоначальном замысле балерина просто безмятежно плыла по сцене. Её говорящие руки завораживали. Но потом Анна взорвала эти 130 секунд танца, окрасив его трагедией гибели.
В финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Музыка написана в мажорной тональности (G-dur/Соль-мажор).
Трепет крыльев -  рук, как образ хрупкости счастья,  производил неизгладимое впечатление на всех. Балерина прикрепила рубиновую брошь на грудь, как символ раны, и этот танец стал называться "Умирающий лебедь".
Увидев хореографическую композицию, названную Михаилом Фокиным "Умирающий лебедь", Сен-Санс удивился такому прочтению своего произведения, однако этому не возражал.
Скульптурной пластики витрины -
Полётность поз, девелопменты...
Всплывали из теней картины
И слышались аплодисменты.

Вновь арабески оживали...
И стала ты  лучом над бездной!
Господь нарёк тебе скрижали
Парящей  нимфы бестелесной.

И фуэте, и пируэты
"За гранью" до сих пор вращает,
Как ось невидимой планеты...
Она бесплотна и... летает!

Воздушно-эфемерный  танец
С наивным личиком испанки,
Был только с виду иностранец,
А сердцем - истой  россиянки.

Оживший слепок с Терпсихоры,
Мне подскажи, а я  не выдам:
"Твои спасительные взоры
Зачем  позвали в ту обитель,-

Где невесомость рая спорит
С извечной  тягостью земною?.."
(Неужто рознь путь в ад откроет,
Пред тем упившись красотою?!)

И мне ответит "лебедь"  Анны,
Весь мир трагедией потрясший:
"Венец Венеры - вечно данный.
А образ смерти... день угасший".
(Елена Грислис стихи.ру)

  Премьера балетного номера состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга 22 декабря 1907 года.
Сен-Санс при встрече  с Павловой сказал:
"Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку".
"Умирающий лебедь"  стал визитной карточкой Павловой: она исполнила его около 4000 раз, в том числе в таких отдалённых местах, как Буэнос-Айрес (Аргентина)  и Лима (Перу).
Трагедия в жизни -  на сцене трагично.
Партия "Лебедь" - оценка "отлично".
Вот только у Павловой он умирает,
Всё потому, что сердце страдает ...
Не выживает лебедь в неволе,
Без пары, один, умирает от горя.
(стихи автора)
  Вскоре  Анна Павлова приняла решение уехать в Париж для участия в "Русских сезонах" Сергея Дягилева. У неё даже случился роман, но особенных чувств у

Реклама
Обсуждение
     00:26 01.06.2022 (1)
СУПЕР! Очень интересно и познавательно написано! Много нового узнала о Анне Павловой! Спасибо!))
     00:28 01.06.2022
1
БлагоДарю, милая Emmi!
     15:53 30.05.2022 (1)
О, Анна Павлова! Восхитительна и волшебна...  Спасибо  тебе. Очень приятно было прочесть о ней
     17:23 30.05.2022 (1)
2
Я не стала писать подробно о Анне Павловой, в Интернете информации много и по - разному пишут об их отношениях с Виктором Дандре. Но точно, что это труд тяжёлый. Про молодых артистов только сегодня прочитала  и получилось в тему: "Умираюший лебедь"...
     17:24 30.05.2022
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама