Живописные картины писателя Федора Крюкова
В своих произведениях писатель Фёдор Крюков при описании природы степи, которая была для него родной, часто показывает картины наполненные красками, запахами, звуками, движениями, чувствами и эмоциями героев.
Например, в повести "Гулебщики" герой рассматривает степь: "Одна степь широкая и зелёная, как море, раскинулась кругом. Утреннее солнце ярко блестело в молодой зелени. Травы пестрели и переливались различными тонами. Далеко, на самом горизонте, они синели, как седые курганы, задумчиво поднимавшиеся там в тонком голубом тумане. Ближе они становились тёмно-зелёными, а ещё ближе светлыми и пестрели самыми разнообразными цветами. Цепкая и тягучая повитель с бледно-розовыми цветочками переплела жёлто-зелёный, только что начинающий белеть, ковыль. Тёмно-лиловая высокая, с густым запахом богородицкая травка поднимала свою махровую головку из лохматого овсюка, зелёный красавец пырей с пушистый головкой и молодой чернобыль перемешались с жёлтым дроком, румяной червонецей и крепким, приземлистым белоголовом. Звенели жаворонки, свистели перепела, красивый, пёстрый стрепелок с дребезжащим свистом, чирикая, поднимался с дороги и вился, летая кругом. Копчик трепеща крыльями повисал в воздухе, схватив кузнечика или ящерицу, с весёлый пронзительным писком улетал в соседнюю балку. Коршун или белый линь важно и степенно плавал в высоте и иногда застывал в одной точке. Чистый и живительный степной воздух, благоухающий острым и тонким запахом поля, широкий неоглядный простор, яркая зелень, цветы- всё это он чувствовал, видел, слышал, всё это вливалось ему в грудь живительный струёй и захватывало дух сладкой и томительной болью". Эта картина степи изображена не просто красками, но они изменяются, переливаются от одного тона к другому. Все растения, цветы, птицы и животные показаны в движении. Описаны чувства героя от разглядования степи. Пейзаж читатель воспринимает через краски, звуки, запахи, движения и ощущения героя(картина 5-D)
Можно перечислить краски в изображении степи: зелёный, синий, седой, голубой, бледно-розовый, желто-зеленый, белый, темно-лиловый, жёлтый.
Запах: густой, чистый воздух, острый и тонкий запах поля.
Звуки: звенели жавороноки, свистели перепела, свист, чириканье, писк.
Движение: стрепелок вился и летал кругом, копчик схватил ящерицу и повисал в воздухе, коршун плавал в высоте.
Чувства героя повести: все вливалось в него живительной струей и захватывало дух сладкой, томительной болью.
Повесть "Зыбь" начинается с изображения станицы весенним утром, когда жители в первый раз после зимы выезжают на посев. Здесь опять читатель видит перед собой картину 5-D:краски,запахи,звук,движение и настроение. "Пахло отпотевшей землёй и влажным кизячным дымом. Сизыми струйками выползал он из труб и долго стоял в раздумье над соломенными крышами, потом нехотя спускался вниз, тихо стлался по улице и закутывал бирюзовой вуалью вербы в конце станицы. Вверху, между расстрёпанными косицами румяных облаков, нежно голубело небо: всходило солнце.
И хлопопливым, весёлые шумом проснувшейся заботы приветствовало восход всё живое население станицы. Неистово орали кочета, мягким медным звоном звенело вдали каганье гусей, вперебой блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята-как школьники, нестройным, но старательным хором поющие утреннюю молитву; в кучах сухого хвороста сердито-задорно считались между собой воробьи".
1.краски: сизый дым, бирюзовая вуаль вербы, румяные облака, голубое небо
2.запахи: отпотевшая земля, кизячный дым
3.звуки: орали кочета, каганье гусей, блеяли овцы, считались воробьи
4.движение: дым выползал из труб, стоял, спускался вниз, стлался по улице, закутывал вербу; всходило солнце
5.чувства: всё живое население станицы хлопопливым и весёлым шумом приветствовало восход солнца.
Посмотрим, соблюдается ли эта закономерность в романе "Тихий Дон" в описании Петрограда 1917 года, города далекого от родной степи писателя?
Картина Петрограда дана глазами офицера Листницкого. "Закуривая, Листницкого медленно тронулся по тротуару". Какие же используются КРАСКИ в картине Невского проспекта? Дома на проспекте подробно не изображаются. Листницкий отмечает, что дом не отличается один от другого: пятиэтажный, облицованный дымчатым камнем, "крутые громады строений". Густая толпа на проспекте "пенилась мужскими соломенными шляпами, котелками, кепками, изысканно-простыми и нарядными шляпками женщин. В общем потоке мелькала зелёным демократическим пятном фуражка военного и исчезала, поглощенная переливами разноцветных красок". "По стальному, с сиреневым оттенком, неяркому небу правились тучи. Молочно-белые гребни их зубчатились рельефно и остро"."На тротуарах, ленивые, оливково-желтые, лежали теневые пятна от парусиновых тентов, натянутых над входами в магазины и кафе".
ЗАПАХИ:
-пахло нагретым асфальтом, перегаром бензина, близким морем, волнующим невнятным запахом дамских духов и ещё какой-то разнородной неделимой смесью запахов, присущей всякому многолюдному городу.
ЗВУКИ:
-разноголосый гул, перевитый смехом, автомобильными гудками, криком газетчиков.
ДВИЖЕНИЕ:
-толпа пенилась,
-фуражка мелькала,
-со взморья волной шёл бодрящий свежий ветерок,
-ветер, раскачивая, трепал выжженную парусину,
-пятна на тротуарах шевелились, рвались из-под шаркающих ног людей,
-правились на юг тучи.
МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ:
-над городом висела парная преддождевая духота,
-бодрящий свежий ветерок,
-Листницкий испытывает стеснение за помятый китель и несвежую фуражку.
-затем он с радостным удовлетворением впитал в себя разноголосый гул и почувствовал себя
в этой толпе своим, близким,
-анализирует свое раздвоенное чувство и решил "война и то, что пришлось пережить там, отдалили его от сытых и довольных.
Как видно, картина Невского проспекта изображена с той же закономерностью, как картины природы в произведениях Фёдора Крюкова. Одновременно в одной картине описываются краски, запахи, звуки, движение, чувства, мысли и эмоции.
|