Для меня самым великим произведением Ф.М. Достоевского является шестой роман писателя – «Бесы».
Бесы-нелюди без родины, предков, чести и совести, без всякой почвы под ногами, ни в чем не укорененные, отказавшиеся, самое главное, от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, – это разрушение и последующий хаос.
Ортодоксальное, в первую очередь православное, христианство беспочвенных нелюдей понимает как бесов.
Эпиграфом к роману и послужило евангельское сказание о бесах, которые вселились в человека и потом, после его исцеления его Христом, вошли в свиней и бросились с крутизны в озеро.
Интересный факт об эпиграфе.
Позиция автора нашла воплощение не только в названии романа и в двух эпиграфах, предваряющих текст.
Первый эпиграф – строки из стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Четыре начальных стиха в контексте романа носят ярко выраженный памфлетный характер и является приговором писателя нелюдям-революционерам. При этом скрытая отсылка к популярному среди бесов роману-манифесту одного из главных бесов того времени Н.Г. Чернышевского – «Что делать?»
Второй эпиграф – строки Евангелия от Луки 8: 32-36:
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
«Бесы» — пророческий роман о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. Увы, пророчество Достоевского воплотилось в жизнь и пока, к сожалению, чудесное исцеление в полной мере не произошло. Более того, бесы разбрелись по всему миру, плодя новые революции, перевороты и войны.
Ненавидели роман Достоевского «Бесы» не только все революционеры вместе и по отдельности, - это было тем самым зеркалом, где они видели свои отвратительные, богомерзкие бесовские рожи, ненавидел роман даже строй, который они построили.
Хорошо известно и симптоматично, как к роману относился самый главный бес ХХ века – Ленин.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
https://zen.me/cEGQx
Ленин не стал читать «Бесов» — это известно.
Помните хорошо известный тезис из советского бытия:
Не читал, но осуждаю*
Ленин признавался: «Явно реакционная гадость, подобная «Панургову стаду» Крестовского, терять на неё время у меня абсолютно никакой охоты нет. Перелистал книгу и швырнул в сторону. Такая литература мне не нужна – что она мне может дать? На эту дрянь у меня нет свободного времени».
Немногим лучше относился он и к другим произведениям писателя. О «Братьях Карамазовых» вместе с «Бесами» высказывался так: «Содержание сих обоих пахучих произведений мне известно, для меня этого предостаточно. «Братьев Карамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило».
Как я писал роман «Бесы» ненавидел и строй, который построили бесы.
Роман “Бесы” был фактически запрещен в СССР с 1930-х по начало 1950-х гг. Он не публиковался с 1930 по 1956 гг. Попытка опубликовать его в 1935 г. вызвала скандал и была пресечена. После этого она вошла только в собрание сочинений Достоевского.
"Бесы” не издавались отдельной книгой многие десятилетия.
Роман «Бесы» в советское время издавался всего лишь четыре раза: в «Полном собрании художественных произведений» (1926-1930), в издательстве “Academia” (1935), в 10-томном собрании сочинений (1956-1958) и в 30-томном полном академическом собрании издания «Наука» (1972-1974), тиражом более 200 000 экземпляров.
Роман был доступен, как указано выше, только в академических полных собраниях сочинений писателя, но его не продвигали. Само собой, роман не то, что не изучали в школах, о нем просто запрещено было говорить.
Очевидно, что советские идеологи его просто ненавидели.
***