Справедливость может рассматриваться в индивидуальном представлении. Помню, когда мой сын рос, то у него реально было ощущение справедливого и не справедливого наказания. Кстати, это очень помогало в понимании ситуации. И помолго большему доверию ему. Сын всегда удивлялся, как я понимаю, что он врет. И понял, что лучше говорить правду.
Чувство справедливости очень развито и у внуков. Учительница в школе при прочих равных условиях наказывала мальчиков и не наказывала девочек.
Вопрос видения ситуации как есть и отношения к ней. Очень близко между правдой о ситуацию и ложь находит справедливость. Но это только один маленький пример.
Существует представление, что все люди равны. Философское или религиозное. Равны по праву рождения, равны перед Богом. Христианское. А вот в Индии существуют касты. И там философия и религия Индия считает такое разделение справедливым. И дает этому обоснование.
Право на равенство может декларироваться, например, правами человека. Но при этом право для одних не то, что право для других. Не сумел ничего достичь в жизни - ты есть никто. Живешь в бедных районах Гарлема. И тоже - никто. Можешь не иметь и права голосовать. Американский тип справедливости.
А есть ли справедливость в реальности?
Наверное есть нечто и природное, и есть социальная договоренность.
Природной может выражаться через чувства. Обида, негодование. Ярко у детей видно. Но... Сейчас столько стало теорий обиды и иных чувство, что природное сбивается. Например, недавно одна психолог серьезно заявила, что дети до 10 лет не могут обижаться. Что обида - это подростковое явление. Удивила.
Такие вот размышления.
Есть еще тема кармы. Ее можно было бы отнести к восточной философии. Но изучение циклов проявления событий и "наступления на одни и те же грабли" дало мне возможность увидеть закономерности их проявления, связанные с природными циклами. Карма вообще-то есть причинно-следственная связь. Сделал что-то - получил результат. Зависит от системы отношений. Восточные философы сумели увидеть связь событий человека с космической реальностью. Психологи рассматривают как связь причины и следствия на уровне биография индивидуума.
И тут снова вопрос "высшей справедливости" и справедливости социальной, по социальному договору.
Вероятно, что в основе справедливости находится некое жизненное начало, дающее возможность сосуществования человека и мира, человека и социальной среды.
| Помогли сайту Реклама Праздники |