Должен сказать, что за годы учёбы в институте я трижды завалил экзамены.
Впрочем, чуть позднее успешно их же и пересдал, не выпадая из текущих сессий.
Что было третьим случаем - отчего-то, давно уже выветрилось из моей памяти.
Второй случай, по сути очень специфический, связанный со спецпредметом, и рассказывать о нём пожалуй будет ни к чему.
А вот касаемо первого,.. он был достаточно поучительным, как мне кажется.
Произошло это на первой же зимней сессии.
На ней, вообще, явно сказывался недостаток моего личного студенческого опыта.
Например, на самом первом экзамене, по векторной алгебре, когда никто не решался сесть первым к экзаменатору, какой-то бестолковый внутренний голос зачем-то подсказал мне - сделать это.
А в итоге - первая тройка, в зачётке!
Которая, как оказалось, достаточно попортит мне крови, впоследствии.
Дело в том, что, многие преподаватели любили просматривать на своих экзаменах, чужие оценки в наших зачётках, с целью примерно определить, чего им стоит ждать от вероятного уровня подготовки данного конкретного студента.
Вторым экзаменом была высшая математика.
Преподаватель наш был лет около сорока, очень толковый.
В отличие от многих других лекторов он никогда не пользовался никакими записями, пояснив нам как-то, что со своей точки зрения - просто не будет иметь морального права, спрашивать с нас на экзаменах, ответы по всему курсу, если окажется, что он сам не готов начитать объём одной лекции, без каких-либо вспомогательных материалов.
Готовились к экзамену мы по своим же конспектам.
Не скажу, что сильно любил я - этот предмет; но - посетил по нему, кажется, все лекции, и поэтому записи мои были в любом случае, в полнейшем порядке.
После сдачи первого из экзаменов, на подготовку к этому у меня было три дня.
Тут следует сказать, что память у меня и сейчас ещё - очень неплохая, а в молодости была вообще куда сильней. Поэтому, по приобретённой, ещё со школьных лет привычке, ни к каким экзаменам, заранее, я естественно в семестре не готовился.
И в этом случае, за два дня сумел очень хорошо изучить предмет, и разобраться абсолютно во всех темах.
Тут-то один из моих ближайших товарищей, в вечер перед экзаменом, вдруг и попросил меня одолжить ему до утра конспект.
Отказывать было, по некоторым причинам - не вполне удобно.
Пришлось согласиться. Собственно, оснований для любых сомнений в добросовестно проведённой самоподготовке у меня не было, абсолютно никаких.
Итак, перед самым экзаменом я остался без конспекта, и не смог повторить изученный ранее материал!..
Однако, на экзамен шёл достаточно спокойным.
Получил там билет, содержащий два вопроса; один из которых написал - тут же, не задумываясь.
А вот название второго вопроса было каким-то не соответствующим записи в моём конспекте, что ли?
Во всяком случае оно вызвало у меня сомнения.
Увидев, что я прекратил писать, преподаватель, прохаживавшийся между рядами столов, за которыми мы сидели, тут же внезапно подошёл ко мне, и вполне доброжелательно попросил показать ему листок с написанными ответами.
Прочитав первый - удовлетворённо кивнул головой и спросил, почему я не отвечаю на второй вопрос.
И тут, меня подвела его внешняя открытость и доброжелательность.
"Вы представляете,"- сказал я. "Буквально вылетело из головы, о чём нужно писать во втором ответе. Хотя я, без всяких сомнений знаю, про что идёт речь! Не подскажете ли, намёком?"
"Ну, что же, в таком случае до следующей встречи!" - ласково сказал преподаватель, и совершенно ошарашив меня этим - буквально выставил за дверь аудитории, совершенно не слушая моих робких возражений.
И только выйдя на улицу, я понял, что собственно говоря произошло!
Я оказался невероятно близок к полнейшему, и крайне вероятному вылету из института...
Только этого позора и недоставало, в едва начатой мною, относительно самостоятельной жизни!
До вечера находился я буквально в трансе. А на следующий день начал готовиться к очередному предмету.
Всего же экзаменов мне предстояло сдавать пять, как впрочем было и во все последующие сессии. Хотя там - отдельные зачёты, с выставляемой на них оценкой, тоже пожалуй ничем не отличались от экзаменов, и лишь более - или менее искусно скрывались за иной вывеской.
Итак, следующим экзаменом была история КПСС, (или же какой-то схожий с ней по названию и профилю общественно-политический предмет).
Нужно сказать, что общественные науки, видимо в силу склада моего ума, всегда давались мне очень легко. Никакими записями я на них не пользовался, говорил всегда своими словами, без утыкания носа в цитаты, которые в случае необходимости просто приводил по памяти.
Вот и с лектором, по предмету -доцентом кафедры истории Аркадием Аркадьевичем Седмиградским, проводившим в нашей группе также и семинары, отношения у меня сложились сразу же на полном позитиве и взаимопонимании.
Придя на этот экзамен я достаточно быстро и легко ответил, как на основные, так и на дополнительные вопросы.
Аркадий Аркадьевич с улыбкой взял мою зачётку, открыл её, и по виду был крайне удивлён тем, что увидел внутри, как и тем, чего он там не увидел.
Должен сказать, что проявил он в этот момент максимально возможную тактичность, посоветовал мне собраться, не отчаиваться и сделать необходимые выводы из произошедших событий.
"Не переживайте. Думаю, что всё у Вас будет хорошо!" - сказал в итоге преподаватель и поставил мне пятёрку, по результатам ответов.
Не то, чтобы это меня окрылило, но дышать стало куда легче и свободнее!
Следующим экзаменом была химия, на которой я тоже получил твёрдую пятёрку.
Непростая история того экзамена, ранее уже описана мною в миниатюре "Байки студента-разгильдяя. Экзамены по химии."
Затем в моей зачётке появилась четвёрка по физике. И об этом, весьма своеобразном экзамене, так же существует соответствующая миниатюра: "Байки студента - разгильдяя. Экзамен по физике".
Таким образом оставалось теперь, лишь пересдать высшую математику.
До конца сессии были ещё три дня. Никаких сложностей в повторении предмета у меня не возникло. На пересдаче я написал оба вопроса из билета полностью , а так же подробно и правильно ответил, ещё на четыре или пять дополнительных вопросов экзаменатора.
До сих пор не знаю, и не догадываюсь, чем остался внешне так недоволен преподаватель, поставивший мне в итоге твёрдую "четвёрку". Возможно он ожидал от меня худшего результата, и был разочарован в своих предположениях.
А, поскольку в нашем вузе на пересдачах "отлично" не ставилось никогда и никому, результат мой был - более чем замечательным.
При одной тройке в сессию я стопроцентно получал стипендию на следующие пол-года, чем снимал значительную часть возможных финансовых проблем со своих близких.
Вот такая история приключилась у меня, с первой полученной в вузе двойкой, и последующим её исправлением.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
простотой, что Вы доверились ему, думая о том, что он подскажет.
Товарища выручили, а сами пострадали...