Вот я и подобрался в своих автобиографических рассказах к некоторым техническим спецдисциплинам...
Хотя вспоминать об этом и не просто!
Уж очень, всё происходящее на этих занятиях с нами - было специфичным.
И когда думаешь, порой: а зачем же так мучили нас, те же преподаватели кафедр ТОЭ и Электрических машин, то - честно говоря ответ для меня абсолютно неочевиден.
Скорее всего, подойдёт возможно сравнение с тем, как в послевоенные годы начали разрабатывать в нашей стране первые атомные подводные лодки.
Изначально, конструкторы пытались сделать их максимально удобными для многодневного автономного плавания экипажей.
Спроектировали большие общие холодильники, более просторный камбуз и кают-компанию для приёма пищи, итд.
Как ни странно, но это сразу же вызвало резкое противостояние и критику со стороны приглашённых консультантов - командиров-подводников Второй мировой войны, возмутившихся попытками создания таких "излишних" удобств, которых сами они были лишены во время своей военной службы. А значит и новому поколению моряков подобное ни к чему!
Итак, во время учёбы душили нас преподаватели этих двух кафедр просто нещадно.
И спрашивается: зачем?.. Что изменилось бы - в худшую сторону, от того, если относились они к нам - своим студентам более человечно,.. а не гнали в академические отпуска и навылет из института - массу тех, кто вполне мог бы учиться и дальше, принести пользу государству в качестве радиоинженеров?
Ответа у меня нет.
Попробую просто рассказать о занятиях на кафедре Электрических машин
Заведующей этой кафедры работала тогда Каляева Ангелина Александровна, жена ректора нашего института.
Эта достаточно молодая ещё, внешне весьма приятная и привлекательная, очень вежливая женщина, кандидат наук, написала и издала в г.Минске в сотрудничестве с Мазур А.Я. учебник, по которому и преподавала нам свой предмет.
Если не ошибаюсь, то изучали мы его в течение одного первого семестра на третьем курсе. (Но, возможно было два таких семестра? Точно уже не помню.)
Попутно с лекциями проводилось в каждом семестре пять лабораторных работ. Сдавали их, отдельно, по мере выполнения. Затем получали по ним общий зачёт. А дальше получали допуск на экзамен.
И на этом, кажется всё!
Но, что это был за семестр!..
Лабораторные работы принимала у нас сама завкафедрой.
И мало того, что каждый из студентов полностью пересказывал ей всю тему по её учебнику и рисовал по ней все имевшиеся графики и чертежи из учебника.
Каждые несколько минут, преподаватель - стоило лишь, вскользь упомянуть о чём либо ещё, прямо по ходу наших ответов говорила: "Вот. И эту тему тоже расскажите мне, подробно!"
Исключений не делалось ни для кого!
В итоге, каждый из нас, минимум по два, а то и по три раза полностью пересказал ей весь её учебник, нарисовав заодно всё, что только было возможно!
Казалось, что свободного времени у Ангелины Александровны - просто непочатый край.
Единственным местом, где спрос с нас был поменьше, оказывался экзамен.
Всего-то и потребовалось от меня лично, на нём - пересказать точно и без ошибок, примерно треть почти двухсотстраничного учебника, и нарисовать два десятка сопутствующих чертежей...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Люблю читать воспоминания о студенческой жизни. И вспомнил интермедию из 60-х от Ильченко и Карцева, в передаче "С добрым утром". Помните, по воскресеньям была такая радиопередача?
Экзамен. Ильченко профессор задает вопрос студенту Карцеву: Какие вы знаете электромоторы?
Ответ: большие и маленькие.
А вам огромное спасибо за доставленное удовольствие.
С уважением Н.А.