Депутат чешского парламента Итка Грунтова назвала главного героя оскароносного фильма Спилберга «Список Шиндлера» (т.е. самого Оскара Шиндлера, похороненного в Израиле, как праведник народов мира) пьяницей, бабником, изменником родины, взяточником и вражеским шпионом. На сайте города Свитавы, откуда он был родом, сохранилась его кличка «Шиндлер-мерзавец», а в архивах можно найти документы, свидетельствующие, что с середины 30-х гражданин Чехословакии Оскар Шиндлер был завербован немецкой военной разведкой - Абвером. И вел шпионскую деятельность против своей родины, за что 18 июля 1938 года был задержан чехословацкой контрразведкой. Свое сотрудничество с немецкой разведкой Шиндлер объяснял желанием заработать деньги, что не помешало ему после его передачи немцам вступить в НСДАП и продолжить работу на Канариса. Больше того, в виду явной полезности, Шиндлеру расширили географию, и теперь его действия распространялись и на Польшу. За верную службу фашистам Шиндлера искали чехословацкие и польские власти, как военного преступника, но ему удалось сбежать в Аргентину, где он продолжал наслаждаться жизнью. Деньги, власть, женщины, вино, наркотики – Шиндлер ни в чем себе не отказывал, секретом Полишинеля были и его исчезновения с очередной пассией. Эмилия Шиндлер обо всем знала, но, будучи истовой католичкой, о разводе не хотела и слышать. Незадолго до своей смерти она выпустила книгу «Я, Эмилия Шиндлер», в которой рассказала, что «Оскар не был ни человеколюбцем, ни хорошим мужем, а всего лишь экстравагантным, взбалмошным, непредсказуемым и самовлюбленным сумасбродом и донжуаном. Любил пускать пыль в глаза и жить красиво». Самые противоречивые свидетельства поступают и о периоде, когда Оскар Шиндлер владел фабрикой эмалированной посуды и о счастливом спасении сотен евреев из краковского гетто. Уже не оспаривается, что в привлечении евреев к труду на фабрике решающую роль сыграло не желание помочь людям, а дешевизна рабочей силы, поступавшей из концлагерей за взятки, список которых Шиндлер предъявил как доказательство своей деятельности по спасению евреев, которыми он выкупал из концлагерей новую рабочую силу.
По воспоминаниям самих заключенных концлагеря, ключевую роль в деятельности фабрики сыграл бывший владелец производства Авраам Банкиер. Именно Банкиер организовывал технологический процесс как в присутствии Шиндлера на фабрике, так и в его отсутствие. Банкиер, имевший свободный пропуск из гетто, часть продукции продавал в шесть раз дороже отпускной цены на черном рынке, а на вырученные деньги там же покупал коньяк, сигареты, шоколад, которые шли на угощение начальства СС. Именно Банкиер, утверждают бывшие заключенные концлагеря, непосредственно участвовал в спасении 1200 человек, вошедших в знаменитый "список". Эмилия Шиндлер имеет свое мнение. "Список Шиндлера" на самом деле, заявила она в 1999 году, "был составлен человеком по имени Голдберг. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег - нет места в списке". Есть также версия, что знаменитый "Список Шиндлера" возник в 1944 году, уже после ликвидации краковского гетто и перемещения тысяч людей в другие концентрационные лагеря. С 1943 года фабрика эмалированной посуды переместилась в концлагерь в Плашове. В 1944-м завод был открыт в чешском городе Брненец, где Шиндлер, получив на то деньги от рейха, создал свой небольшой "частный" концлагерь (кстати, все концлагеря фашистской Германии были частными). Именно об этом периоде, как о наиболее мифологизированном часто упоминает Итка Грунтова: «Смертность заключенных в брненецком концлагере была самой высокой из всех концлагерей в Судетах, которые входили в систему материнского концлагеря «Гросс-Росен». Именно тогда и появился единственный и подлинный список Шиндлера, составителем которого был тот самый Голдберг, сменивший после войны фамилию на Голдман. Он включал в список тех, кто согласился расстаться с личными вещами в обмен на то, что их заберут на фабрику, а не отправят в концлагерь. Конец фабрики случился 8 мая, когда советские войска разобрали заграждения концлагеря. Оставшиеся в живых заключенные пели интернационал, рыдая от счастья и обнимая советских солдат, а не плелись подальше от советских войск в сторону запада, как это показано в фильме Спилберга.
Кстаи, о фильме. Чем Шиндлер точно не страдал, так это сентиментальностью. В фильме есть эпизод, когда перед отъездом Шиндлера Шимон Ерет отдает свой золотой зубной мостик, из которого ювелир Герх Лихт делает Шиндлеру на память перстень. На нем надпись "Благодарим". Если бы Спилберг снимал продолжение, то был бы вынужден рассказать и о том, что в 1962 году тот же ювелир должен был сделать копию перстня, поскольку старый перстень из зубного мостика Оскар Шиндлер попросту пропил. Есть немало свидетельств, не только подтверждающие все вышеописанное, но и раскрывающие другие «заслуги» Шиндлера перед немецким командованием. Все это есть в сети в открытом доступе, так что, кому интересно - велкам.
Сказку о спасителе Шиндлере запустили как раз те, кто на самом деле бежал от советских войск. Среди заключенных, бежавших с немцами(!) были профессиональные стукачи, на чьей совести многие жизни их сокамерников. В создании мифа о спасении «Шиндлером-мерзавцем» 1200 евреев принимал участие и австралийский писатель Томас Кеннели, получивший за роман «Ковчег Шиндлера» Букеровскую премию, чего не случилось бы никогда, не входи в состав жюри несколько действующих сотрудников ЦРУ. Это не первый случай, когда творческая премия присуждалась не за правдивость или качество, а по политическим мотивам. До сих пор в США изображают Иран, как абсолютное зло, не допуская и мысли, что американцы сами действуют, как захватчики. Корея, Вьетнам, Иран, Ирак, Афганистан - подавляющее большинство населения этих стран и не помышляет об уничтожении Америки, как это показано Голливудом и прочими сетевыми киномонстрами, но граждане США (опять же большинство) именно так и считают, видя в каждом арабе если не действующего, то потенциального террориста.
Спилберг, на счету которого немало мифов (например, "Спасти рядового Райана", "Линкольн" и другие) как-то ляпнул: «Кино каждый день меняет мир». Остается лишь добавить то, о чем неоднократно оскароносный режиссер умолчал – измененный в угоду чьим-то желаниям мир часто замещает собой старый, становясь, как это ни странно, более реальным. И стоит задуматься, не в этом ли причина того, что мир, едва оправившийся от второй мировой войны, вновь готов начать войну, после которой уже ничего не останется...
|