Произведение «Сокровища тамплиеров» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 295 +1
Дата:

Сокровища тамплиеров

В 1118 году девять бургундских рыцарей во главе с Гуго де Пейном и Готфридом де Сент Омер были приглашены в резиденцию короля Иерусалимского Бодуэна II, где выразили желание защищать паломников в Святую землю. Аудиенция была поделена на две части – официальную, с пафосными речами в защиту христианских святынь и секретную, на которой присутствовали только король и Гуго де Пейн, передавший Бодуэну II письмо аббата Бернарда, основателя аббатства Клерво. Несмотря на молодой возраст, цистерцианец  Бернард по праву считался одним из самых просвещенных людей своего времени, и слава о нем достигала самых отдаленных оплотов христианства, в числе которых был Иерусалим. История умалчивает, что именно было в том письме, но результатом встречи стало разрешение короля поселиться в развалинах рядом с его дворцом, прежде служившим мечетью Эль-Масджид эль-Акса. Это были не простые развалины, которыми сложно было удивить жителей города, разоренного крестоносцами в 1099 году, а остатки знаменитого храма на Храмовой горе, под которыми находились не менее известные Соломоновы конюшни. Размеры ее были таковы, что там могло разместиться больше двух тысяч лошадей. Выполняя обязательства перед королем, тамплиеры за десять лет нашли проход в нижние ярусы древнего храма, где по слухам могли находиться несметные богатства самого Соломона. Золото также интересовало рыцарей, однако не оно было главной их целью – они искали Скрижали Откровения и Ковчег Завета! Дело в том, что изучая древние рукописи, аббат Бернард обнаружил текст, в котором говорилось, что на горе Синай бог передал Моисею три вещи: каменные скрижали, закон и заповеди. Первые скрижали, как известно, Моисей в гневе разбил, но затем бог велел ему вытесать новые. Так появились Скрижали Откровения и Десятисловие (десять заповедей). Скрижали, представлявшие собой каменные таблицы, бог велел поместить в специально изготовленный для них ковчег, который сорок лет носили по пустыне, пока он не достиг Палестины. Несколько веков спустя прибывший уже по просьбе Соломона зодчий финикийского царя Хирам Абиф воздвиг храм, где и был помещен ковчег. Это было особо защищенное место храма, куда лишь раз в году мог войти первосвященник, а называлось оно «Святая святых». В 586 году до н.э. вавилонский царь Набу-кударри-ацур (Навуходоносор II) взял Иерусалим, уничтожив половину жителей, угнав вторую в рабство и ослепив правившего тогда царя Седекию. В то время Набу-кударри-ацур еще не страдал от психической болезни (позднее у него развилось (при признакам) диссоциативное расстройство идентичности), из-за чего впоследствии он частенько убегал в лес, у края которого его неделями ждали придворные, был молод, честолюбив и настойчиво искал сокровища Соломона. Но больше всего Навуходоносор жаждал найти Ковчег Завета, приказав, если потребуется, сравнять храм с землей. Ковчега среди награбленного не обнаружилось и взбешенный царь велел срыть городские стены, а сам город сжечь…
Вернемся к храмовникам. Великий магистр ордена Гуго де Пайен с близкими ему людьми что-то обнаружил в подземельях, о чем сообщил Бернарду Клервосскому и, под сильной охраной некий груз был отправлен ко двору графа Шампанского, в город Труа. Уже с 1129-30 гг. орден тамплиеров заметно выделяется среди десятков похожих орденов, вырастающих на Святой земле, как грибы после дождя, его осыпают милостями не только короли Иерусалима, но и римские папы. Тамплиеры получают право строить церкви, иметь свои кладбища, их нельзя отлучать от церкви, а сами храмовники даже могут снимать наложенное римской церковью отлучение. Все движимое и недвижимое имущество ордена было освобождено от церковных налогов, а собираемая тамплиерами десятина полностью поступает в казну ордена. Никакой другой орден таких прав не имел и неудивительно, что спустя всего десять лет после своего основания орден тамплиеров стал расцветать и богатеть.
Центр его находился тогда в Иерусалиме, но это королевство было лишь одним из приоратов ордена - такие же были в Англии, Франции, Португалии, Венгрии, Ирландии и других землях. Уже через сто лет храмовники обладали не только несметными богатствами, поражавшими воображение современников: они владели землями, замками, кварталами в разных столицах и целым островом Кипр, купленным у английского короля Ричарда I (Львиное сердце) за 100 тысяч византионов – немыслимой по тем временам суммой. Испанский король Альфонс Арагонский даже хотел передать им в наследство свое королевство, чего не случилось лишь благодаря возмущению подданных, английский король Генрих I буквально осыпал орден дарами и милостями, а сами тамплиеры основали разветвленную сеть банков, ссужая деньгами монархов и влияя тем самым на государственные дела, включая и внешнюю политику…
В 1187 году египетский султан (курд по происхождению) Салах ад-Дин взял Иерусалим, изгнав крестоносцев из Святой земли, что тамплиеры пережили довольно спокойно – купленных менее чем за сто лет земель хватало для дальнейшего функционирования ордена, который помимо скупки и ростовщичества занимался еще и строительством. В одной только Франции, где позиции тамплиеров были наиболее сильны, поскольку большинство рыцарей ордена происходили именно оттуда, орден построил 80 огромных соборов и 70 храмов поменьше. Кроме того тамплиеры создали большой флот, ставший гегемоном в Средиземном море и так преуспели в финансовых вопросах, что часто занимали казначейские посты, что естественно также вело к увеличению и без того несметных богатств ордена.
Так продолжалось, пока на французский трон не взошел Филипп IV Красивый. Жестокий и властный, Филипп посвятил свою жизнь укреплению королевской власти и борьбе за единую, централизованную Францию, чему мешал орден тамплиеров, в многочисленных владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Больше всего Филиппа беспокоило влияние ордена на финансовые дела королевства – к концу 13 века доходы ордена на порядок превышали доходы королевской казны и он решил покончить с их властью. Удивительно, но короля поддержали народ и дворянство, еще недавно готовое отдать все свое имущество ради вступления в орден, хотя это лишь на первый взгляд. Недовольство, все чаще переходившее в ненависть к тамплиерам росло и ширилось. За сто лет храмовники потеряли ореол былой славы, его члены занимались подлым ростовщичеством, что для той поры было несовместимым с понятиями воинской доблести и благородства происхождения. Заносчивость храмовников, надменность, пренебрежение к местным обычаям и традициям породили самые дикие слухи, будто на Востоке тамплиеры заразились какой-то ересью, отреклись от Христа и служат черную мессу, а на своих тайных собраниях предаются грязным, противоестественным оргиям. В это время резиденция ордена находилась уже в окрестностях Парижа в неприступном замке Тампль, где по слухам хранились несметные сокровища, не дававшие покоя нищему Филиппу. Против ордена было возбуждено инквизиционное дознание и в ночь на 13 октября 1307 года великий магистр ордена Жак де Моле с другими высшими сановниками по приказу советника Филиппа и хранителя королевской печати, а по совместительству главного инквизитора Франции Гийома де Ногаре были обвинены в ереси и арестованы. За сим мгновенно последовал арест всего имущества и владений ордена, а длившийся целых семь лет суд приговорил храмовников к сожжению заживо. Убедившись в их смерти (Филипп наблюдал за казнью на одном из островов Сены), король лично руководил конфискацией имущества ордена, где к немалой его досаде оказалось совсем не то количество золота, на которое он рассчитывал. Филипп так и не смог полностью насладиться своей победой, скончавшись через несколько месяцев после казни Жака де Моле в 1314 году…
Со временем о тамплиерах стали потихоньку забывать, однако в 1745 году в одном из старинных архивов обнаружился любопытный документ. Это было письмо Жака до Моле, незадолго до смерти переданное племяннику графа Гийома де Божо, его предшественника на посту Великого магистра ордена, в котором говорилось: «В могиле твоего дяди Великого магистра де Божо нет его останков. В ней тайные архивы ордена и священные реликвии – корона иерусалимских королей и не доставшиеся мусульманам четыре золотые фигуры евангелистов, что украшали гроб Господень в Иерусалиме. Остальные драгоценности находятся внутри двух колонн против входа в крипту. Капители этих колонн вращаются вокруг своей оси и открывают отверстие тайника». Документ заинтересовал историков, и после долгих исследований удалось выяснить, что вскоре после казни Жака де Моле, юный граф де Божо обратился к Филиппу Красивому с просьбой вывезти из замка Тампль хранившийся там прах его знатного родича. Король разрешил и, вероятно, под видом переноса праха своего родственника, юный граф вывез из крепости сокровища, перепрятав их в другом месте. У этой версии есть подтверждение, потому что одна из колонн в замке действительно оказалась полой. Самая правдоподобная версия, куда племянник перенес сокровища, звучит так – гроб с мнимыми останками магистра был перенесен в фамильный склеп графов де Божо, находящийся в их родовом замке, что удалось проверить лишь во время Великой Французской революции. Вся территория замка была буквально изрыта, но ни в одном из склепов, ни в тайных подвалах замка, ни в земле сокровищ не обнаружили…
Наступившее затишье прервалось через сто лет. В 1870-х Париж подвергся реконструкции, в результате которой церковь тамплиеров была снесена. Одна из могил в открывшемся подземелье оказалась пустой, что напомнило о могиле Великого магистра де Божо, а вскоре был найден документ, из которого следовало, что семейство де Божо владело еще одним замком Аржиньи, расположенном в департаменте Рона. Несмотря на почтенный возраст, замок хорошо сохранился, а в верхней части его главной башни "Башне Восьми Блаженств" есть восемь отверстий. Эта башня, как и другие помещения замка испещрены непонятными знаками – утраченной письменностью тамплиеров. Одни историки считали, что знаки эти ключ к разгадке тайны сокровищ, другие, что это заклинания против нечистой силы, в существовании которой в те века мало кто сомневался. Казалось, на этом история сокровищ могущественного некогда ордена и закончилась, но это лишь казалось. 
У слова «сокровища» в средние века было еще одно значение – тайные архивы. Среди множества признаний, под пытками вырванные у тамплиеров, было и такое: рыцарь Жан де Шалон утверждал, что в ночь перед арестами из Парижа выехали три крытые повозки, груженные тяжелыми сундуками и сопровождаемые 42 рыцарями. Они должны были прибыть в принадлежавшую тамплиерам Ла-Рошель, где их ждали 17 кораблей флота ордена. Несоответствие числа кораблей и трех повозок может объясняться тем, что к порту направлялись обозы и из других районов Франции, поскольку намерения короля были очевидны и Великий магистр Жак де Моле остался в Париже, чтобы погоня за ним не привела к обнаружению повозок, в которых везли не золото, а те самые тайные архивы. Имена этих 42 рыцарей

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама