Произведение «Война с Финляндией 1939г. и Ленинградская блокада, часть 4.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 414 +1
Дата:
Предисловие:
Ожидания советского командования о предстоящей массированной бомбардировке Ленинграда бомбардировщиками люфтваффе с аэродромов в Финляндии оказались совершенно ошибочными. Как и почему?

Война с Финляндией 1939г. и Ленинградская блокада, часть 4.


Итак, представляем семь пунктов обвинения властям Финляндии о наличии сговора с Гитлером в деле неизбежной массированной бомбардировке Ленинграда, представленных Барышниковым в [25].
Первое. Еще до начала вторжения германской армии в СССР в два часа ночи «по Москве» был отмечен пролет «со стороны Финляндии» 18 самолетов Ю-88 в сторону Ладожского озера и истока Невы. При этом не производилось какого либо воздействия на объекты в нашем тылу, предположительно «Юнкерсы» произвели минировании фарватера на Неве (в указанной выше статье дается такая ссылка: Jokipii M. Jatkosodan synty, S.584). Что было бы весьма странно: смысл таких минных постановок непонятен  и заведомо ничтожен – после возможного подрыва пары барж  последовало бы траление ... и все (в действительности донные мины сбрасывались в районе Кронштадта). Самолеты люфтваффе в те дни могли прилететь только с территории Восточной Пруссии – радиуса действия даже полностью загруженного Ю-88 (до 2500 км) вполне для этого хватало. Утверждение «летели со стороны Финляндии» это совсем не одно, и тоже, что с «аэродромов в Финляндии», где их попросту не было. Хотя у Барышникова дается еще одна ссылка на финского автора (Х.Сеппяля), у которого речь идет именно о финском аэродроме Утти. Но пересказывая финского писателя, Барышников в данном случае пишет загадочные фразы: «...через аэродромы в Финляндии... пролетело до 18 бомбардировщиков Ю-88, которые далее пересекли воздушное пространство Советского Союза». Фраза «пролетели через аэродромы» составлена заведомо двусмысленно, с перестраховкой: получается, без посадки, но можно трактовать, как и с посадкой – лукавит автор.
В других источниках говорится, что немецкие самолеты сели в Утти на дозаправку после выполнения задания и затем отправились обратно на свои базы в Восточной Пруссии [27]. В этой зоне могли оперировать только самолеты I-го Воздушного флота люфтваффе, но они не базировались в Финляндии в июне 1941 года, и нет данных об использовании ими здесь «аэродромов подскока» [28]. Мало того, известны какие именно самолеты и каких групп производили минирование акватории Финского залива: это 1-я эскадрилья бомбардировщиков Ю-88 из группы KGr.806 и звено из KGr.506 [29]. Здесь же (и в других источниках) приводятся фото Ю-88 с маркировкой на борту М7, подписанные, что это именно самолет из первой группы на дозаправке перед возвращением в Восточную Пруссию.
У Барышникова дается также ссылка на финского историка (Х.Сеппяля) – цитата: «...с финского воздушного пространства... атаковали район Ленинграда еще до начала войны». Термин «атаковали» нами понимается буквально – то есть, наверняка, было какое-то огневое воздействие. Но нет никаких свидетельств, что на Ленинград  упала не то чтобы бомба, но хоть одна пуля с воздуха в июне месяце 1941 года. Но как бы там ни было само определение - «атаковали с финского воздушного пространства» - совсем не означает, что именно с территории Финляндии. В действительности, и этого не было: немцы в первые дни войны летали под Ленинград с аэродромов в Восточной Пруссии, на обратном пути могли садиться и заправляться на финских аэродромах и не более того. Трактовка советским командованием согласованности действий Финляндии и Германии возобладала над «презумпцией финской невиновности»  благодаря всего одной букве «О»: сравните – «с территории  Финляндии» и «сО стороны территории Финляндии».
Второе. В качестве обвинений финской стороне в заведомо агрессивных намерениях в статье Барышникова приводится такой факт: 22 июня в 3 часа 30 минут утра (а это время начала общей атаки немцев по всей границе с СССР) согласно докладу начальника ПВО Ленинградского военного округа замечено 14 немецких бомбардировщиков, - далее цитата - «вылетевших из Восточной Пруссии, которые также использовали Финляндию для своего временного базирования в осуществлении налета на Ленинград». Заявление не совсем понятное по смыслу и бездоказательное, скорее предположительное – ведь также можно было сказать, что «Юнкерсы» использовали Швецию, или Данию, или даже Гондурас. По всем современным  и немецким архивным данным [28,29] по крайней мере, весь июнь 1941 года немецкие самолеты I-го воздушного флота (и любые другие) не базировались и не использовали в качестве промежуточных баз аэродромы на территории Финляндии и прилегающих островах. За исключением всего двух звеньев самолетов-разведчиков. На самом деле это был второй вылет все той же группы самолетов Ю-88 из Восточной Пруссии для продолжения минирования акватории вблизи Кронштадта. Именно этот налет не остался незамеченным со стороны советских ПВО, был открыт зенитный огонь, но, увы, безрезультатный. Юнкерсы летели именно «со стороны Финляндии», но это, чтобы застать врасплох силы ПВО, что им и удалось. Один самолет даже пустил на прощанье пулеметную очередь по стоявшему на рейде пароходу. Как было сказано в донесениях, «немецкие самолеты сбрасывали какие-то предметы в море» [30].
Третье.  14 самолетов Ме-110 пытались атаковать (дата и время не указаны) наш аэродром под Выборгом, но были отогнаны силами ПВО и скрылись в сторону Финского залива. Ме-110 – это тяжелый двухмоторный истребитель-бомбардировщик с радиусом действия всего до 400 км. В первые дни войны он мог долететь до Выборга только с территории Финляндии. Но! В составе авиации 1-го воздушного флота люфтваффе таких самолетов попросту не было. Ближайшее авиационное подразделение с Ме-110 базировалось в Северной Норвегии (5-й воздушный флот, всего 6 единиц Ме-110), откуда никоим образом эти самолеты не могли долететь до Выборга [31]. Получается, какая-то байка, рожденная в суматохе и хаосе первых часов и дней войны в отчетах сил ПВО Выборгского района живет и побеждает десятилетия. За Ме-110 часто принимали только что появившееся в войсках наши Пе-2 и обстреливали их из всех видов оружия. Да что там новейшие «пешки», с земли не всегда различали свои бомбардировщики СБ и ДБ-3 и немецкие Ю-88 и Хейнкель-111 и лупили и по тем и по этим. В [29,30] со ссылками на источники говорится, что наши зенитчики в начале войны не умели различать силуэты самолетов противника.
Четвертое. 22 июня утром, уже после начала военных действий, как это утверждается все в той же статье Барышникова (который, напомним, опирается на свидетельства советских военно-воздушных генералов и маршалов), 18 бомбардировщиков Ю-88 пытались атаковать объекты в Ленинграде, но были отогнаны силами ПВО, часть из них ушла бомбить Кронштадт (9 самолетов на всю базу Балтфлота). В данном сообщении, вроде бы, Финляндия не упоминается, но само это событие вставлено в описание прочих налетов «со стороны Финляндии» и таким образом подразумевается, что и этот налет (вернее, попытка налета) был совершен с той же стороны. На самом деле это были все те же Юнкерсы, минировавшие Финский залив у Кронштадта (см. п.2). Но взлетели они, напомним, с аэродрома в Восточной Пруссии.
Пятое. Цитата: «23 июня 18 бомбардировщиков (ох, не зря цифра 18 «гуляет» в описании трех из пяти налетов – подозрительное постоянство, вроде бы привязанное к двум эскадрильям самолетов, но наводящее на мысль, а не об одном и том же факте рассказывается в разных интерпретациях?), взлетев поздно вечером с территории Финляндии (вот откуда это известно!?), пытались прорваться к  городу со стороны Карельского перешейка. У Сестрорецка их встретил плотный зенитный огонь, и они разделились. Часть ушла на Кронштадт, но их и там отогнали, остальные не смогли прорваться к Ленинграду и улетели в сторону Финляндии». Конец цитаты. Похоже на повторное описание одних и тех же событий. Взлетев... с территории Финляндии... Этот факт предполагается как само собой разумеющийся, без ссылок на документы и очевидцев. Но некому было взлетать с финских аэродромов 23 июня 1941 года (кроме самих финнов, у которых не было «Юнкерсов»)!
На самом деле это был третий вылет все той же группы Ю-88 из Восточной Пруссии для минирования уже Морского канала между Ленинградом и Кронштадтом. Тогда впервые завыли сирены воздушной тревоги над Ленинградом. Именно тогда зенитками был сбит Ю-88, о чем упоминает в своей книге Новиков, и именно тогда он допрашивал первых пленных немецких летчиков.
Шестое. Цитата из [32]: «Из Генштаба поступали сведения (дата и время не указаны, а это очень важно), что немецкое командование готовит авиаудары по Ленинграду, для чего сосредотачивает на финских аэродромах крупные силы авиации». Разведданные оказались совершенно ложными, по крайней мере, относительно наличия сил люфтваффе в данной зоне и его планов. Реальные бомбардировки Ленинграда начались  только с момента занятия немцами советских аэродромов в районе Новгорода и Пскова.
Седьмое. Опять цитата: «Тогда же стало известно о переброске самолетов 1-го  воздушного флота на аэродромы в Мальми под Хельсинки». Когда конкретно «это» стало известно – дата и время – не указывается, а это опять-таки важно. Фактически же не было никакой «переброски». Нечего было перебрасывать. На самом деле, на аэродроме Мальми под Хельсинки в июне начали базироваться только все те же немецкие «эксперты по минным постановкам» из авиагруппы KGr806, но они не могли взлетать с этого аэродрома вплоть до 26 июня из-за слишком короткой взлетной полосы [33]. После удлинения полосы финскими саперами Юнкерсы продолжили свое черное дело по минированию фарватеров под Ленинградом и даже шлюзов Беломоро-Балтийского канала. Но это уже, подчеркнем, после 26 июня, то есть после объявления войны Финляндией Советскому Союзу. И опять-таки речь не идет о бомбардировках. Приведем выписку из Директивы Наркома Обороны СССР Тимошенко от 24 июня: «1. ... Немецкая авиация также систематически прибывает на территорию Финляндии, откуда производит налеты на нашу территорию. По имеющимся данным, немецкое командование намеревается в ближайшее время нанести удар авиацией по Ленинграду. ...» [34]. Вот как могли появиться такие абсолютно недостоверные «имеющиеся данные»?!
Но еще до этой директивы в ночь с 23 на 24 июня штабы ВВС ЛенВО получили карты с расположением аэродромов на финской территории, и днем 24 июня была разработана операция по массированному налету советских ВВС на эти аэродромы и инфраструктуру Финляндии (это из книги Новикова). Получается, что операция по возмездию была задумана только на основании семи приведенных выше фактов (или домыслов) насчет налета на объекты в СССР исключительно немецких самолетов, причем в совершенно незначительных количествах, но, возможно – только возможно – с финских аэродромов. На Ленинград не упала ни бомба, ни метеорит, ничто вообще, и попыток хоть чего-нибудь да сбросить не было в принципе.
Просто подозрений в намерениях оказалось достаточно для ответного воздушного нападения. Как в басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...». Сами пролеты немецких самолетов, если они и были, в совершенно незначительных количествах для трехмиллионного города, не могли представлять реальной угрозы, особенно при мощи ПВО Ленинградской зоны, которая была непреодолимой завесой для одной-двух эскадрилий противника (Ленинградский 7-й корпус авиации ПВО состоял в начале войны из семи, а впоследствии

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама