Произведение «Байки студента - разгильдяя. Экзамен по физике»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Сборник: Эпизоды из моей юности.
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 330 +2
Дата:
Произведение «Эпизоды из моей юности. Студент. Экзамен по физике» самая оцениваемая(7) работа за сутки
14.08.2021
Произведение «Эпизоды из моей юности. Студент. Экзамен по физике» самая комментируемая(11) работа за сутки
14.08.2021
Предисловие:


Другая (не наша) студенческая группа... Даже не знаю, что за год.

И кстати говоря, весьма характерна подпись, приведённая разместившим - на той страничке, откуда взято мною это фото:

- Вот, что такое экзамен?
- Беседа двух умных людей.
- А, если один из них дурак?
- То другой не получит стипендию......

Байки студента - разгильдяя. Экзамен по физике

  Сегодня я хочу рассказать об одном экзамене по физике.
Читал нам этот предмет доцент Заичкин.

  Пришли мы на первую его лекцию в большущую аудиторию, рассчитанную разом - на весь поток первого курса нашего факультета. Было нас на нём вначале четырнадцать групп, в каждую из которых по итогам вступительных экзаменов приняли примерно по тридцать пять человек.
Преподаватель перед доской, хотя и говорил громко, был плоховато виден с дальних рядов помещения смахивавшего на кинозал со столами без тумб и длинными лавками, вдоль них.

  Лектор выглядел человеком слегка не от мира сего. Бледный, худощавый. Временами по ходу своего выступления он откидывал волосы назад. Речь свою строил он свободно и звучала она, как-то очень не шаблонно.

  Одним словом, сразу же к большинству студентов пришло понимание того, что нам повезло встретить увлечённого своей профессией человека, который будет читать талантливо написанные им лекции и вообще, сможет нас познакомить с массой интересного материала, подаваемого в нестандартной и хорошо запоминающейся форме.

  Однако, уже вскоре (лекции через одну или две, буквально) выяснилось, что в ударе, Заичкин бывает далеко не всегда!
Он часто путался, комкал фразы, без конца пользовался текстовым материалом.

  К слову сказать, уже на первом курсе у нас были преподаватели, которые никогда не позволяли себе читать свои лекции по бумаге.
Причину этого, максимально просто объяснил нам, лектор по высшей математике: "Какое же я имею право на экзамене требовать от студентов знания всего прочитанного курса одновременно, если сам буду не в состоянии подготовить и прочитать им, без шпаргалки, всего одну тему?!"

  Этой же позиции негласно следовало абсолютное большинство наших преподавателей.
Лишь преподаватели общественных наук, таких как "История КПСС", "Политическая экономия" итп, не придерживаясь общего правила, и буквально надиктовывали нам свои лекции с принесённых ими толстых общих тетрадей.

    Однако, давайте вернёмся к физике. Довольно быстро прояснилось, что наш лектор - любитель выпить, не всегда следящий к тому же, за тем, чтобы быть на занятиях в оптимальной форме. Углубляться в этот вопрос особо не буду. Скажу лишь, что он мог прийти читать лекцию без носков, в лёгких сандалиях на босу ногу; иногда опаздывал на 10-15 минут; необоснованно покачивался двигаясь и разговаривая; не дописывал до конца формулы на доске; забывал порой о чём ведёт речь, и потеряв нить своего выступления некоторое время искал потом, о чём ему нужно говорить дальше, справляясь в своём конспекте.

  Спустя некоторое время тот семестр подошёл к концу, и теперь нам предстояло общаться с Заичкиным, уже на экзамене.
По счастью школьная программа мною ещё не была забыта полностью, так что подготовка к экзамену была достаточно лёгкой и много времени не заняла.
  Не стану оценивать, как сдавали физику другие студенты, расскажу лишь о своём опыте.

  Вытянутый мной билет содержал два не особо сложных вопроса и простенькую задачу, на определение скорости движения какого-то тела, если я не ошибаюсь сейчас, спустя столько десятилетий.

  Написал я всё быстро и присел рядом с преподавателем, для ответа.
Он выслушал первый вопрос, затем второй. Особо не придирался. Похоже, вообще витал мыслями где-то достаточно далеко от экзамена! Выглядел он чуть помято.

  Подошло время объяснять решение задачи.
В ней тоже не содержалось для меня никаких загадок. Я взял две разных типовые и общеизвестные формулы, для расчёта скорости и создал новое равенство из их частей.

  "Какая искомая цифра получена Вами в итоге расчёта?"- спросил Заичкин.

  "Сорок" - ответил я.

    Заичкин кивнул машинально, залез в стол и посмотрел на заготовленный им заранее листок(!) с выписанными ответами на задачи.
"Это неверный ответ", - сказал он. "Должно было получиться двадцать!"

  "Почему???" - удивился я. "У меня ведь, без вариантов, вышло сорок!"

    "А должно было  двадцать получиться!" - ответил преподаватель. "Раз вы не справились с задачей, поставлю тройку!"

    "Нет! Так не могло быть!" - упёрся я. "Давайте вместе проверим решение!"

    "А что тут проверять?" - и он опять заглянул не в мою задачу, а в свой листок.

    "Подождите!" - не унимался я. "Я имею право использовать вот эти две классические формулы, при данном расчёте?"

    "Да, разумеется. Но Вы невнимательно посчитали ответ!"

    "Ничего подобного! Давайте проверять решение!"

    "Уходите. Нечего здесь проверять! Я вам сказал, что ответ - двадцать?.. Значит двадцать!"

    И всё же я, буквально заставил Заичкина, вместе со мной просмотреть решение.
Оно было настолько простым, что ошибке просто неоткуда было в нём взяться.

    Сконфуженный преподаватель, ещё пару раз заглянув в свою шпаргалку, вынужденно признал мою правоту, но поставил четвёрку, тем не менее.
    Дождавшись, чтобы он сделал записи в экзаменационной ведомости и зачётке, и забрав зачётку я спросил его: "Так, всё-таки, почему вы говорили, что в ответе двадцать, если полученный в результате расчёта ответ - сорок?"

  Он буквально взвился со стула и выпер меня с экзамена, вместе с моей четвёркой.

  После чего поставил другим студентам, как говорили, семь двоек подряд!..

 ...Прошло, вот уже, более сорока лет, а мне и до сих пор, немного стыдно за это, перед своими товарищами.
Послесловие:


Зачёт по физике у ассистента кафедры получает Валера Змазнев
Реклама
Обсуждение
     10:24 22.08.2021 (1)
Не обижайся, что я так хаотично читаю.
Просто для меня было открытием, что ты и прозу могёшь.
     10:37 22.08.2021
))) Да это Пегас линяет видимо,.. вот он  в поэтические высоты, чёт-то взлетать и перестал! Надеюсь, что временно!))

Спасибо, Саша!
     22:48 13.08.2021 (1)
Несколько мыслей после прочитанного:

* так все-таки сорок или двадцать? У вас в рассказе путаница. Это не принципиально, просто, наверное, не мешает исправить неточность.
---------------
"Это неверный ответ", - сказал он. "Должно было получиться двадцать!"
  "Почему???" - удивился я. "У меня ведь, без вариантов, вышло сорок!"
...
"Так, всё-таки, почему вы говорили, что в ответе сорок, если полученный в результате расчёта ответ - двадцать?"
--------------

*он мог прийти читать лекцию без носков, в лёгких сандалиях на босу ногу...
Вообще-то легкие сандалии носятся как раз без носков.

*"Какая искомая цифра получена Вами в итоге расчёта?"- спросил Заичкин.
В прямой речи и диалогах местоимение "вы" прописной (заглавной) буквой не выделяется.

А в целом не могу сказать, что я впечатлен рассказом. Ничего нового не увидел и не узнал. Ракурс привычный, и своей, авторской "кочки", отличной от других, нет.
     23:03 13.08.2021 (1)
Спасибо за подсказку.  Но, если бы Вы, Александр, заново просмотрели текст, перед публикацией своего замечания, то увидели бы, что я давно уже исправил ошибку с цифрами, внесённую случайно. Рассказ был написан ночью. Сильно хотелось спать. Недосмотрел, вовремя.

Что же касается прихода босоного лектора к студентам, полагаю, что он обязан был соблюдать определённый дресс-код в аудитории.

Впечатлены же Вы данным рассказом или нет, Ваше личное дело.  На нобелевку по литературе я вроде не претендовал.
     21:29 14.08.2021 (1)
Я обычно высказываю мнение сразу после прочтения, и как-то не вижу смысла  перечитывать рассказ перед тем как нажать кнопку "отправить комментарий" ))
И еще: Владимир, мне кажется, вы обиделись. Напрасно - я не преследовал эту цель. Но рассказ действительно не отличается особой оригинальностью ракурса или новизной взгляда. Я не нашел в нем ни одной "фишки" которая бы заставила меня его запомнить.
     21:43 14.08.2021
Дело в том, что особо физика в институте ничем интересным не выделялась. Проходной предмет, только и всего.
Прочтите про сдачу экзамена по электронике, например. Там всё было повеселее. https://fabulae.ru/prose_b.php?id=117362
(О ТОЭ, например, где всё было ого-го, как - пока я, ещё не писал. Скажу лишь, что из нашего вуза, из-за этого предмета вылетало 30-40% студентов в каждой группе.)
Или же, если будет интерес, поищите сами, наугад, что-то, на моей странице в разделе прозы.

А обид никаких нет и быть не может.
Проза для меня вторична, и лишь когда не идут стихи, я изредка занимаюсь ей.
     06:01 13.08.2021 (1)
Да, нехорошо получилось... Ребята попали под горячую руку!
     07:28 13.08.2021 (1)
Кто же знал, что моя привычка, при имеющейся возможности, всегда доходить до сути вопроса, может к такому привести!
     08:46 13.08.2021 (1)
Зачастую так и бывает))
     11:57 13.08.2021 (1)
Отсутствие жизненного опыта, по всей видимости, сказалось.)))
     12:05 13.08.2021 (1)
Юношеский максимализм))
     12:14 13.08.2021 (1)
Так, я ведь думал что ему, как преподавателю - важна истина.  Наивный мальчуган, скорее.)))
     23:59 13.08.2021
А я ещё один рассказ из этого же цикла написал, Елена!))
     23:32 13.08.2021 (1)
Стыдно должно быть преподавателю. Работа с студентами требует внутренней собранности и тактичности, что во многих преподавателях исчезает со временем... Их самооценка начинает зашкаливать.
     23:51 13.08.2021
1
Спасибо, Фотиния!

Должен сказать, что, хотя преподаватели у нас были самые разные, и мягче в обращении со студентами, и куда жёстче (об этом, и о некоторых из них персонально, речь ещё пойдёт в следующих рассказах) но подобных Заичкину, больше я в ТРТИ не встречал!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама