Надоело командиру Пашу балластом возить, дежурным электриком (см. рассказ «Задрал»). Как никак, у парня штурманское образование! Вот командир мне и говорит:
- Штурман, загрузи Пашу работой. Пусть хоть что-то в воздухе штурманское делает. Пусть помогает тебе. Вдруг война, а ты уставший. А то я смотрю, он только трансформаторы себе на магнитофоны (см. рассказ «Свалочка») весь полет мотает. Дело, конечно, нужное, но ведь и на обороноспособность родного социалистического отечества, что дороже зеницы ока, хоть иногда поработать надо.
Командир приказал – штурман выполнил. Дал я Паше направление и скорость ветра, задал режим, скорость и высоту полета по этапам, объяснил, чего я хочу, и потребовал, что бы он, бездельник, рассчитал время выхода на «рубеж 150». То есть в точку удаленную на 150 километров от аэродрома, когда назад, с маршрута возвращаемся. Мы в этой точке на экране диспетчерского локатора видны и дежурный штурман определяет, насколько точно мы на цель по времени выходить умеем. Нормативы довольно жесткие: на пятерку – 30 секунд, на четверку – 1 минута и на трояк – полторы минуты. Все что больше, от дьявола, два балла и со всеми вытекающими последствиями. Вплоть до снятия с должности и лишения возможности подкреплять жизненные силы в летной столовой за счет родного государства. А также снижения денежного удовольствия, до уровня зарплаты наземного специалиста по замене колес шасси.
Сидит Паша считает, Пот с него градом, ветрочет и линейка дымятся так, будто он огонь трением добывает. Минут через пятнадцать (у меня это три минуты занимало) выдает график прохода поворотных пунктов. Мне проверять некогда (проверять это значит все самому пересчитать), я на карте его расчеты расставил и гляжу, вроде как опаздываем мы. Говорю командиру:
-Увеличь скорость на 100 километров в час.
Тот подивился, но скорость увеличил. Я все задачи определенные данным упражнением выполнил, все прекрасно, настроение хорошее. Дай, думаю, проверю как мы на цель, т.е. рубеж 150 по времени выходим? Гляжу, бляха-ржавая (!), а мы выходим на 10 минут раньше! А это белая лисичка, дембель! Я прямо по лбу себя стукнул, хотел еще и по шее, да некогда было. Надо было что-то делать. До аэродрома каких-то 400 километров, нас уже на радаре видно и 10 минут лишних! Кошмар! И самолет – не вертолет – в воздухе висеть не может и лететь, куда хочется тоже нельзя. ПВО запрещает. Я командиру:
- Скорость минимально допустимую установи! Вправо на 90 градусов, крен максимальный. Потом влево на 180.
- Что, рано выходим?
- И еще как. Считакалка наша, молчаливая…. И я, идиот! Не проверил. Знал ведь, с кем связался. Давай влево командир. Ага. На 180 градусов. Потом вправо. И так будем змеёй колбасить.
А нас уже видят. Как на экран дежурный штурман не глянет, а мы всё на одном месте топчемся. Вот он, дежурный штурман, с тонкой, змеиной иронией замечает:
– Что 132-й, время лишнее появилось?
Не знаю, что меня подвигло, но я вылез в эфир и твердо и нагло заявляю:
- А у нас все по плану.
- Вот прилетишь, зайдешь на вышку, посмотрим, что это у вас за план такой?
Продолжаем куролесить по-прежнему, и выходим на «Рубеж 150» секунда в секунду. Садимся и ждем разбора полетов.
На разборе полетов флагман кого-то отодрал, что опоздали на 1 минуту 20 секунд, то есть на трояк. Потом за меня взялся.
- А вот у некоторых времени вполне достаточно. Не то, что не опаздывают, еще и раньше приходят. Вот у Синицына, минут десять, если не ошибаюсь, даже лишних оказалось. Он, правда, на рубеж секунда в секунду вышел. Но какой ценой? Рассказывай, что это за план у тебя такой?
Надо сказать в упражнении, что мы выполняли, был запланирован противоракетный и противистребительный маневр, так называемый ПИМ ПРМ, а если по-простонародному, то это ничто иное как змейку вправо – влево выписываем, что бы враг в нас ничем не попал. То есть, именно то, что мы из себя изображали с дальности 400 до рубежа 150 километров. Этот элемент полета не оценивался и никто, никогда его и не выполнял. Да и не требовал никто, вот о нем и забыли. А тут он мне неоценимую помощь оказал:
- По плану упражнения мы должны были ПИМ ПРМ выполнять. А где ж его и выполнять, как не у вас на глазах? Вот я 10 минут и припас на этот случай. Или я не прав?
У флагмана, если бы хоть один глаз стеклянный был, обязательно бы на стол выпал. А командир полка подпрыгнул и говорит:
- Вот! Молодец! И всегда так и всем отвечайте. Мало того, что за полет пятерка, так и еще знание Курса Боевой подготовки проявил. Молодец! Садись!
И я так всегда говорю, штурман должен быть изворотливым, как ужака в ступе, что бы не утолкли ненароком.
| Помогли сайту Реклама Праздники |