Шпинель и Агрикола
Шпинель с александритовым эффектом
в моей короне -
главный символ власти
поэзии
с её лучистым светом
над озареньем,
нежностью и страстью.
(Ирина Фетисова)
Почему шпинель носит такое удивительное название?
В настоящее время существует несколько версий. Одни считают, что "шпинель" произошло от французского "spinelle", но его происхождение и обозначение неясно.
Другие утверждают, что название дано по остроконечной форме кристаллов от латинского "spinellе" - шип. Шпинель встречается в виде красивых октаэдров или плоских треугольных пластинок, раздвоенных по углам.
Но вероятнее всего название происходит от греческого "spinqhr" - "искра".
"Камень имеет великолепный красный цвет и превосходный блеск", - писал о шпинели немецкий ученый первой трети XV века, один из основателей минералогии как науки, Георг Бауэр.(1)
В 1546 году термин "шпинель" Бауэр применил в своей работе "О природе минералов" для красных блестящих камней, которые до него называли карбункулами.
Георг Бауэр - немецкий учитель, врач, учёный и писатель. Один из образованнейших людей своего времени, доктор медицины и философии, крупнейший исследователь горного дела и металлургии, бургомистр города Хемница в Саксонии, современник Леонардо да Винчи и Микеланджело.
По традиции эпохи Возрождения Бауэр изменил своё имя и вошёл в историю под псевдонимом Георгиус Агрикола, которым он на латинском языке подписывал свои труды.(2)
Агрикола (от лат. agricola - "земледелец") - многозначное понятие.
Гней Юлий Агрикола (40—93) - римский государственный деятель и полководец,
наместник Британии, тесть римского историка Тацита (сер.50-х - 120 гг.)
Агрикола из Болоньи (ум. 304) - пелагианский проповедник, мученик из Болоньи. Сын пелагианского епископа Севериана.
Агрикола Авиньонский (около 630 - около 700) - епископ Авиньона.
Агрикола, Александр (1445 или 1446 - 1506) - франко-фламандский композитор.
На 50 лет раньше Георга Бауэра родился Рудольф Агрикола - мыслитель, гуманист, живописец и музыкант XV века. (3)
Ганс Бауэр, соотечественник и одногодка Георга Бауэра, сторонник реформатора церкви Мартина Лютера,взявший себе имя Иоганн Агрикола родился на месяц позже. (4)
"Мир - превосходная симфония; каждый из людей представляет как бы отдельную нотку"
(Мориц-Готлиб Сафир)
После окончания латинской школы в Цвиккау в 1514 году Георг Бауэр поступает в Лейпцигский университет, где изучает философию, филологию и теологию.
В 1519 году Ганс Бауэр сопровождает Мартина Лютера - главного богослова протестантизма на лейпцигский диспут.
В 1520 году была опубликована первая работа Георга Бауэра "Книжка о первом и простом обучении грамматике". Но не филология станет его призванием. Здесь же, в Лейпцигском университете он решает заняться изучением медицины. Уровень преподавания был там недостаточно высок, поэтому для продолжения медицинского образования в 1524 году Георг отправился в Италию.
В университетах Болоньи и Падуи он слушал лекции выдающихся профессоров, изучал в подлинниках труды Аристотеля, Архимеда, Плиния Старшего и других мыслителей античности, знакомился с трудами Авиценны и средневекового арабского учёного Джабира ибн Хайяна. (5)
Уже тогда Георг Бауэр взял громкий псевдоним Агрикола, также как и Ганс Бауэр.
Что общего между двумя Бауэрами?
Одногодки, родились в Германии, правда в разных частях Саксонии. Оба изучали теологию и оба взяли псевдоним Агрикола. Один стал богословом, другой - учёным. Только богослов прожил на 10 лет дольше.
"Следует читать много, но не многое"
(Публий Корнелий Тацит)
Георг Агрикола особенно заинтересованно читает книги Джабиру ибн Хайяна: "Книга ядов и противоядий", "Книга милосердия" и "Книга семидесяти".
"Книга семидесяти" состояла из 70 глав. В последних главах арабский учёный изложил сведения о металлах и минералах.
В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. Он утверждал:
"Созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира", который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро".
Агрикола читает с увлечением. Он находится в своей стихии. Камни и минералы давно его привлекали.
В "Книге семидесяти" Джабир ибн Хайян описывал также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагал способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
В Болонье Георг, Георгиус Агрикола получает диплом врача, переводит и издаёт рукописный труд великого римского медика Клавдия Галена. (6) Одновременно читает лекции по философии и медицине:
"Когда Галену было 16 лет, произошло нечто замечательное. Его отцу Никону, преуспевающему архитектору и математику, приснился сон, в котором к нему пришел бог медицины Асклепий и сказал, что его сыну уготована судьба стать великим врачом, исцеляющим болезни.
Никон подчинялся богам и направил все усилия на изучение сыном основ медицины. Всю оставшуюся жизнь Гален утверждал, что Асклепий приходил всякий раз, когда ему нужна была помощь.
Гален верил только в одного Бога и поэтому христианский и мусульманский мир был восприимчив к его трудам".
Георгиус Агрикола проявляет талант незаурядного гуманиста-просветителя. Крупнейшие учебные заведения Италии наперебой приглашают его преподавать.
А он неожиданно возвращается на родину, в Саксонию, чтобы занять незавидную должность городского врача в Хемнице.
Поступок Агриколы кажется странным, но только на первый взгляд. Он окончательно решил заняться исследованием полезных ископаемых, процессов их добычи и переработки.
В Хемнице Агрикола пробыл недолго. В 1527 году он переезжает в город Йоахимсталь (ныне город Яхимов в Чехии), где женился на вдове чиновника Анне Мейнер, которая принесла в семью большую долю акций соседнего серебряного рудника.
Йоахимсталь в то время был крупнейшим горнорудным центром Европы. Здесь добывали серебряные, медные, свинцовые и другие руды.
Агрикола живёт на скромное жалованье городского врача, посвящая любое свободное время вопросам минералогии. Он совершенствовал свои знания, изучая литературу, посвященную минеральному царству природы и способам извлечения из земных недр различных металлов.
Почётное место на рабочем столе занимают две книги: "Естественная история" Плиния Старшего и "Пиротехния" итальянского инженера и учёного Ванноччо Бирингуччо. (7)
"Нам отказано в долгой жизни; оставим труды, которые докажут, что мы жили!"
(Плиний Старший)
А что же Иоганн Агрикола? В 1525 году он был отправлен во Франкфурт-на-Майне, чтобы установить в городе чин протестантского богослужения. По возвращении оттуда был учителем и приходским священником в городе Айслебене, расположенном в восточной части гор Гарц земли Саксония-Анхальт.
Город этот славен тем, что в нём родился и провёл последние месяцы жизни Мартин Лютер.
В 1527 году начались антиномистские* разногласия Иоганна Агриколы с Лютером.
* Антиномистская распря - чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявлявшееся в мнении, что человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши.
По мнению Агриколы к сознанию греха и к покаянию человек доходит только с помощью Евангелия, отчасти потому, что истинное покаяние является в человеке только тогда, когда мы знаем, что любимы Богом. П
Сподвижник Лютера Меланхтон (8) в своём воззвании к пасторам 1527 года учил, чтобы они не проповедовали об отпущении грехов, не сказав прежде о покаянии, и предписывал им частое объяснение своим прихожанам десяти заповедей Божьих, Агрикола видел в этом возвращение к католицизму и стоял на своём.
"Бог - не причина греха, и Он не желает греха. Воля дьявола и человека - вот причина греха"
(Меланхтон)
А Агрикола Георгиус продолжает свои исследования. Шестилетнее пребывание в Иоахимстале, откуда он часто совершал поездки по Германии, оказалось исключительно плодотворным.
Разработан свод способов добычи минералов и горных пород, а также их переработки в важные материалы. Способ добычи в настоящее время устарел.
В 1530 году Георг под именем Георгиуса Агриколы публикует книгу "Берманус, или о горном деле и металлургии".
Книга стала для него своеобразной "пробой пера", подготовкой к главному сочинению - "12 книг о металлах" (лат. "De re metallica, libri XII"), которому Агрикола посвятил 20 лет.
Этот научный труд вплоть до XVIII века служил основным практическим руководством во всех странах, где развивалась горная промышленность.
Взгляды Агриколы на природные процессы стали предвестниками только зарождавшихся геологических теорий. Многие из его идей зазвучат только через 200 лет в спорах среди учёных - основоположников науки геологии
Объёмистая книга, содержавшая свыше 550 страниц, состояла из 12 глав (Агрикола называл главы "книгами").
Это была по сути уникальная горно-химическая энциклопедия.
Содержание книги публикует сам автор в предисловии:
"Первая глава содержит всё то, что могут говорить против горного дела, против рудников и рудокопов, и всё то, что ими может быть сказано в ответ.
Вторая даёт наставление рудокопам и переходит к тому, что им надлежит делать для нахождения руд.
Третья рассказывает о рудных жилах, прожилках и их соединениях.
Четвёртая изъясняет способ обмера рудных жил, а также рассматривает горные обязанности.
Пятая учит разработке жил и маркшейдерскому делу.*
* маркшейдерское дело - отрасль горной науки и техники, предметом которой является изучение на основе натурных измерений и последующих геометрических построений структуры месторождения, формы и размеров тел.
Шестая описывает горные инструменты и машины.
Седьмая говорит об опробовании руд.
Восьмая наставляет искусству обжигания, размельчения, промывки и сушки руд.
Девятая излагает способ выплавки руд.
Десятая обучает посвящающих себя горному делу отделять серебро от золота, а также свинец от серебра.
Одиннадцатая передаёт способ отделения серебра от меди.
Двенадцатая даёт наставления для добычи соли, натра, квасцов, медного купороса, серы, горной смолы, получения стекла".
Этот фундаментальный труд, по сути, является первой энциклопедией горного дела.
Стиль изложения материала понятный современнику - чёткий, лаконичный, предельно ясный. Таким образом сказалось юношеское увлечение филологией и грамматикой. Повествование было контрастом с запутанным слогом многочисленных алхимических трактатов тех времён.
Оценивая их содержание, Агрикола был беспощаден, критиковал остро:
"Все они темны, так как сии писатели называют вещи чужими, не собственными именами, и притом одни пользуются для их обозначения одними, ими же придуманными названиями, другие -
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Прочитала с интересом. Спасибо, Анна!