Произведение «Размывание отношений собственности -черная дыра экономики» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 2
Читатели: 292 +2
Дата:
Предисловие:
Экономисты всех времен и народов постоянно ищут причины пробуксовки развития экономики. Есть такое понятие - экономическая среда.
Если среда развития экономики благоприятная, то экономика развивается ускоренными темпами. В данном случае, экономическая среда выступает в роли катализатора роста благосостояния государства и всех его членов. Выявление факторов, тормозящих развитие - достаточно сложное занятие, причины замедления редко лежат на поверхности. Возможно, что пытливый читатель согласиться с моим анализом "черной дыры" в экономике, где теряются не только триллионы рублей, но и человеческие судьбы, а, зачастую, и жизни людей.

Размывание отношений собственности -черная дыра экономики


Практически каждый день по всем средствам массовой информации мы слышим новости одного порядка: престарелого ветерана обманом лишили квартиры. Под видом  договора на лечение дали подписать договор на дарение квартиры. «Профессиональные соседи» выселили хозяйку из квартиры на улицу. Подразделения Газпрома лишили собственности на дачные участки и строения тысячи дачников, получившие свои наделы законным путем и потерявшие право на них при изменении границ земельных отводов под газопроводы. Произошел рейдерский захват предприятия с применением огнестрельного оружия. Угнали автомобиль, украли дорогую лошадь, а правоохранительные органы не ищут преступников. Величина откатов при заключении контрактов на выполнение муниципальных и федеральных заказов достигает до 50 и более процентов от суммы договора. Ветерана труда заставили оплатить установку копеечных счетчиков на воду или газоанализатор на кухне в астрономической сумме  более 100 тысяч рублей. За прошедший год органы правопорядка насчитали более 1000 финансовых пирамид.  К сожалению, таких примеров в нашей стране миллионы. И этот список далеко не исчерпывающий. Остап Бендер с его тысячью способами сравнительно честного отъема денег выглядит просто невинным младенцем в сравнении с изобретательностью современных профессионалов отжима средств у простых и бедных граждан  и государства в целом. Все эти искажения в жизни людей связаны с просчетами  правовых и экономических аспектов защиты отношений собственности. Это реальные черные дыры в рыночной экономике, в которые ежегодно утекают многие миллиарды рублей.

Так что же такое «собственность»? В экономике это понятие раскрывает самым простым определением. Собственность – это отношения между лицами (физическими или юридическими) по поводу вещей. Строго говоря, не только по поводу вещей, но и нематериальных активов, таких как: авторские права, патенты, лицензии и прочее. Самая большая ошибка непрофессиональных экономистов – придание категории собственности вещного содержания. Сущность  ее не раскрывается в отношениях человека и вещи, а в отношениях лиц по поводу данной вещи. К примеру, водитель берет автомобиль такси в аренду. Он пользуется и владеет автомобилем, извлекает доход при использовании, но не распоряжается автомобилем. Не вправе продать его, передать в аренду третьему лицу, без особых полномочий собственника. Но он обязан заботиться об автомобиле и делиться полученным доходом с собственником авто в соответствии с договором аренды.

Собственником муниципальных предприятий и организаций является населения муниципального образования, но управляют этой собственностью, в пределах определенных полномочий, руководители муниципальных образований. К сожалению, нередки случаи, когда эти руководители, распределяют контракты среди возможных исполнителей за так называемые откаты. По существу продается административный ресурс, который товаром не является. Законодательство по заключению государственного либо муниципального контракта постоянно совершенствуются, но и способы решения по «правильному выбору» исполнителя работ с максимальной суммой отката, тоже оптимизируются опережающими темпами. Автор этих строк почти двадцать работал руководителем аудиторской фирмы. Благодаря знанию экономики изнутри, а не по учебникам, можно навскидку предложить 4-5 законных метода выбора правильного исполнителя государственного контракта без нарушения строгих правил, действующего законодательства.

Отношения собственности базируются на установленных обществом правилах экономического и социального поведения государства, а также физических и юридических лиц по поводу существования и использования редких ресурсов. В общегосударственном масштабе права собственности представлены в форме правил экономического поведения субъектов по поводу регулирования отношений собственности, которые изменяются при любом обмене ресурсами между отдельными агентами. Причем под установленными правилами подразумеваются не только формальные законодательные акты, но и традиции, обычаи делового оборота и другие институциональные элементы общества.

Для отдельных агентов рынка (физических и юридических лиц) отношения собственности представлены как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу использования и движения конкретного ресурса. Новая экономика базируется на правовых постулатах представления прав собственности, предложенных в 1961 году британским юристом Артуром Оноре (http://helpiks.org/6-34107.html). Он предложил пучок из 11 «неразложимых и непересекающихся прав собственности»:
1. Право владения (исключительного физического контроля над благами).
2. Право использования (применения полезных свойств имущества для себя).
3. Право управления (решения кто и как будет обеспечивать использование благ).
4. Право на доход (обладание результатами от использования благ).
5. Право суверена (отчуждения, потребления, изменения или уничтожения блага).
6. Право на безопасность (на защиту от экспроприации благ, от вреда со стороны внешней среды).
7. Право на переход благ по наследству или по завещанию.
8. Право на бессрочность обладания благом.
9. Запрет вредного использования (обязанность воздерживаться от использования блага вредным для других способом).
10. Право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга).
11. Право на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий).

Каждый такой «пучок» прав собственности может расщепляться, так что какая–то часть прав для физических и юридических лиц принадлежит одному лицу, другая – другому. Полным пучком прав собственности может обладать только государство. Определение содержания прав собственности, по представлениям представителей теории институционализма, является важнейшим условием эффективного функционирования всей экономики государства. Формулирование правил доступа всех агентов рынка к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Спецификация прав собственности предполагает точное и полное определение объекта собственности и ее субъекта, а также гаранта соблюдения этих прав и способов их всесторонней и неукоснительной защиты. Неполное содержание спецификации классифицируется как размывание прав собственности.

Размывание прав собственности, ослабляя их исключительность, облегчает незаконную отчуждаемость, сужает возможности экономического выбора агентов рынка и, как правило, существенно снижает ценность объекта права. Значит, чем лучше специфицированы и защищены права собственности, тем большую ценность они представляют. Спецификация прав зачастую требует больших затрат, поэтому она должна осуществляться до того предела, где дальнейший выигрыш от сокращения «размытости» прав не покрывает связанных с этим затрат. Поэтому относительно приемлемым считается существование некоторых ресурсов с плохо определенными или не установленными правами, но это влияет на эффективность экономики в целом по всему спектру отношений прав собственности: личной, корпоративной и государственной

Транзакционный подход к оценке затрат на осуществление сделок по переходу прав собственности и их защиту от внешних посягательств, связан с изучением явления транзакционных издержек в экономике. Чтобы сделка могла реально состояться, необходимо приложить массу усилий: собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об условиях, проконтролировать их добросовестное выполнение партнером. Но, если сделка все-таки расстроилась по вине контрагента, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, необходимо затратить определенные дополнительные ресурсы. Поэтому совершение сделок сопровождаются значительными затратами, а в отдельных случаях могут привести к серьезным материальным и моральным потерям. Эти издержки получили название "транзакционных".
Транзакционные издержки представляют собой издержки, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи товаров и услуг. Они включают в себя издержки, связанные с получением информации о ценах и качестве товаров, поиском потенциальных контрагентов по сделкам, заключением контрактов и контроль их исполнения, юридической защитой прав собственности и др. Данное понятие было введено Р. Коузом в процессе анализа происхождения и существования фирмы. Транзакционные издержки определялись Р.Коузом как издержки пользования рыночным механизмом.

Транзакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, протекающих в самых разнообразных формах при обмене пучками прав собственности. Транзакционный сектор включает в себя все отрасли, обслуживающие процесс распределения, обмена и перераспределения товаров и ресурсов. Сюда же включаются отрасли и сферы права, финансов, банковские услуги, торговля недвижимостью, связи и страхование.
Доля транзакционных издержек в странах с развитой рыночной экономикой достаточно велика и по разным оценкам составляет от 40 до 60% ВВП. Один из классиков институциональной экономики, К.Эрроу (http://www.libertarium.ru/l_libsb3_1-2) сравнивает действие транзакционных издержек в экономике с действием трения в физике:
«Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распиливая энергию в форме тепла, так и транзакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов до пользователей, для которых они являются самой большой ценностью, "распыляя" полезность этих ресурсов с движением экономического процесса».

Но одно дело, когда «это трение» по физическому объему имеет общественно необходимую величину, и совершенно ненормальное явление, когда сила трения искусственно увеличивается участниками движения объектов прав собственности, и транзакционные издержки начинают неудержимо расти. Для объектов государственной формы собственности подобным негативом является включение в сферу товарного обмена, так называемого административного ресурса, который реализуется в виде адресного «отката» лицу или группе лиц, обладающих этим ресурсом. Сфера «откатов» чрезвычайно широка, но объединяется единым признаком – продается административный барьер, открывающий доступ к определенному ресурсу. Сфера «откатов» глобально велика. Она включает в себя: финансы, недвижимость, землю, транспорт, строительство, капитальные ресурсы, торговлю и прочие элементы распределительной системы. В эту сферу включены практически все области бизнеса, которые требуют разрешения, имеют ограничения, выбор исполнителя проекта и прочее. Откаты являются весомым элементом транзакционных издержек, существенно увеличивающих конечную цену подавляющего большинства товаров, будь то готовое жилье или продукты на рынке. Оплата этих откатов лежит, как правило, на конечных потребителях услуг или на обществе в целом. Подобным образом могут «продаваться» административные ресурсы муниципальной формы собственности. Для конечных потребителей товаров и услуг откаты, включаемые в

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама