«река Беседь, приток Сожа» | |
Река Беседь и значение слова... Бесоедовка? А что, мне нравится...
Тема Беседи часто привлекала внимание мастеров пера, читаю в краеведческом очерке. С меня мастер пера ещё тот - сух в эмоциях и строг в расчётах сопромата, особенно в нём. Для меня язык - крепость и конструкция одновременно, поэтому пишу часто с ошибками. Как кажется. Поэтому о природе лучше содрать как на уроке изложения глазами очевидца: «На территории Красной Горы река имеет широкую, слегка заболоченную пойму, образует протоки, старицы, острова, образует что-то вроде ландшафтного парка». Спасибо земляку. Всё как у людей и на воде, а на воде всё как на суше - новые и старые атавизмы жизни вперемешку, а рудименты - островами. Рудименты - это органы, которые сейчас не выполняют никакой функции, но были нужны нашим эволюционным предкам. Странные ассоциации, но что делать, как оказалось, а сегодня доказали, что и копчик современному человеку не лишний. В роли же рудиментов оказалась не только топонимика местности с личными именами обитателей. Я бы отнёс туда значение названий городов, стран, морей, рек и добрую половину слов русского языка.
«Мне с моею речкой чуточку полегче, // Где ни побываю, к ней всегда вернусь» (Г. Горина). Красиво! Так и у меня было, несколько раз приступая к поиску значения имени, откладывал перо до лучших времён. Всё время чего-то не хватало, пока... Пока не прочёл одну Новгородскую грамоту, а там такие слова: "Невежя писа, не дума каза, а хто се цита". Прочёл и забыл, а потом ехали с женой на авто, и я три часа её пытал с пристрастием, что она понимает в этом, всём? Что первое вынесла из услышанного предложения. Всё равно делать нечего, а дорога располагает к беседе, за разговорами и время летит незаметно. И так и сяк переверну значения, а ей хоть бы что. Невежественное письмо! Кто-то без головы что-то ляпнул без ума, а этим читай. Домой приехал начал переводить значения всех слов на разные языки и наречия. И нашёл. Нигде не нашёл значения имени Беседь, хотя корни мои оттуда, а в бересте нашёл. Но каков путь! О сколько мне открытий чудных готовит эта береста...
Беседь от слова беседа? Всегда так думал. Нить рассуждений, бегущая вода и вдаль уводящее русло реки, виляя берегами за излучины косогоров... С чем ещё можно сравнить? Название реки Беседь мне напоминает беседу, в которой слово за словом тянется обычная разговорная нить - о чём-то, о чём постоянно беседуют люди. Слово и время. Человеческое общение непозволительная в наше время роскошь. Самое дорогое что может быть в жизни. А тема беседы может быть любая. Как говорят англичане, о чём бы вы не говорили, хоть о погоде - всё равно о деньгах. А француз добавит - ищите женщину. Слово и дело. Или беседка, к примеру, малая форма в архитектуре - строение в саду или на берегу под крышей, обязательно открытая со всех сторон и в балясинах, лёгкая, воздушная. Окрашена в белый цвет. В ней приятно сидеть и беседовать. Место созерцания, место силы. Подбираюсь к слову через разные ассоциации от звука "беседь". Беседки могут быть деревянными, мраморными, не суть. Говорливыми? Не обязательно, можно сидеть и молчать, созерцая в тишине природу, можно читать, можно смотреть на луну и звёзды. Река же просто вода, она просто называется Беседь, но как на ней сидеть? «Словене седоша на Висле», ага, значит, оседлали берега!.. Всё же сидели. Место прописки. Как много объединяет Беседь. Звук напоминает снедь - еду в смысле пищу, но более - езду (едь) в повелительном наклонении со словом бес. Река и средство сообщения, а слово - способ общения. Что же может означать этот многозначный термин и отчего повелось слово изначально, кустясь и расцветая во времени, обрастая новыми значениями? Вопрос.
Река, время, слово, место, седалище, строение, прописка, езда и обед. Неужели от беса: Бес-едь? Первичный корень завораживает, но и другие волнуют - седь/сядь - в ногах правды нет, дескать, беседа располагает на комфорт и сидеть. Снедать на природе, а почему нет? Снедь - пища, еда (женский род) в просторечии. «Голубчик, не брезгай нашей деревенской снедью». Угощают путника, беседующие на берегу гостеприимные люди. «Без снеди в путь не ходи» напоминают пословицу страннику. «Орды пришельца - снедь мечей» напишет Василий Жуковский. «Монарх и узник - снедь червей» обобщит Гаврила Державин. Глубоко мыслили наши классики, очень глубоко. Земле едино и мечам, что мы едим и всё... червям. Ну да, Бог с ними, с философами, они все уже там, а кто ответит мне, россиянину, самостоятельно изучающему русский язык? Словно я не русский какой-то и не учился в школе 10 лет и ещё 10 в институтах. Да они сами там ничего не знают. Печальный вывод. Не знали те, а эти уж подавно - это я об учителях, да простят неуча. Седой бес у тебя получился! А ты и не заметил, поправила бы Софья Израилевна на уроке литературы и русского, а на уроке истории Софья Израилевна бы похвалила и отвела в музей. Не знаю, почему я о них вспомнил? С одинаковым именем было несколько учителей по жизни. Если они не могли ответить на вопрос, то водили нас в краеведческий музей. А там кости мамонта, останки разных животных и чудом уцелевшие остовы речных судов из дерева, напоминавшие скелет. Реки были судоходными, а по берегам находили разную старинную утварь да обереги с украшениями... Не знаю, почему я это вспомнил? Наверное, к тому, что плавали по разным рекам безо всяких виз, и куда предкам вздумается, хоть за тысячу миль. Поэтому и общались наречиями от слова река? И язык стал богат. Дети выросли, а Беседь поседела: Бе-седь. Можно и так. Ох, и тёмен лес! Не даётся мне слово. Логическая цепочка в «беседе» то появляется, то исчезает. Влюблённые просто целуются в беседке, старик со старухой просто обсуждают прогноз погоды на завтра и, причём тут еда или бесы? Не знаю.
На этой реке Беседи жили-были предки по линии отца в Красногорском районе Брянщины, у притока Палужье. Красная Гора была несколько раз Поповой и несколько раз Красной, поэтому с детства сложились ассоциации о цветах революции и ризах батюшек, но название реки не вызывало у меня смутных подозрений - Беседь от слова беседа. И ничего другого. Об этимологии же задумался позже, почему-то происхождение названия не стало давать покоя голове. Причём, не только это слово становилось загадкой, но и добрая половина других из моего родно русского языка. И уже это, само по себе, становилось ещё большей загадкой. Почему же я, русский и не знаю слов общения? Чудеса. Время от времени находил ответы в наречиях от соседей, совершенно не подозревая о сути имён в топонимике.
Река Беседь - приток реки Сож. Тоже загадка, хотя бы, какого рода Сож? Местные жители в написании стараются не склонять, на вопросы ответить не могут. Мне было долго непонятно, пока не дошло, что Сож - Бог от слова сажать (посадить), потому и Сож. Посадить можно дерево, а можно человека. Если посадка дерева сомнений не вызывает от слова саженец, то от слова сиделец тоже. Но есть и иные смыслы. Кстати, Сож так и переводится, начиная от «волка», заканчивая «работой». А ещё это смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) - жидкий состав, который применяется при обработке различных материалов, позволяя снизить нагрузку, сбросить давление и тому подобное. Есть Сожа - река в России, протекает в Вологодской и Костромской области. Она женского рода. По данным государственного водного реестра России относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу, речной подбассейн реки - Сухона. Речной бассейн реки - Северная Двина. А тут - Западная Двина и река - Сож Беларуси. В изучении гидронима мы так же прийдём к слову «сухо», но чуть ниже. После слияния с рекой Беседь Сож течёт по Белорусскому Полесью. Эта вода славится высокой степенью чистоты. Сож - одна из самых чистых рек в Европе. Протекает по территории России, Белоруссии и частично по границе с Украиной. В Посожье носители колочинской археологической культуры были предшественниками радимичей. В верховьях реки Сож у деревень Кушлянщина и Кощино находятся курганы IX-XI веков. Сам проживал возле района с именем Курганье и даже есть несколько вещиц Х века из бронзы - лунницы, коники-рысики, крестики, мечи и прочие обереги. В Ковшарском городище (Покровка) на правом берегу реки Сож недалеко от Смоленска найдено писало (писАло) типа 4 - «Писала-стилосы древнего Новгорода», Б.Б. Овчинникова. Ну и, какая тут связь? В моей деревне Дурни (нынче г. Клинцы) та же топонимика, что и в Великом Новгороде: Концы, Низы, Старая, Новая и люди разные. Есть что-то общее и хорошо забытое старое в новом. Менялись заветы от отца сыну, теологи пытались менять названия местности, а классики писали «Отцы и Дети».
Существует несколько предположений о возникновении названия реки Сож. Все имена гидронимов бассейна увязаны в одну логическую цепочку, а Сож - основная река в крае, поэтому знакомлюсь в википедии, что есть по теме этимологии, прежде чем перейти к Беседи. Итак, Сож:
- от шош «ручей, река», на мансийском языке сос «река», на языке коми сос «рукав реки»;
- от древнерусского сожжь «выжженные участки леса, подготовленные для распашки»;
- от финского susi «волк».
Малоубедительно от «шош» на языке манси и коми, причём они тут? Не причём и «выжженные участки леса, подготовленные для распашки», ведь это русло реки, кто там чего жёг и с какой целью? Если оформить пойму, так это бред. Если косвенно, как в случае с именем города Погар, то сказали бы спалить. И река была бы Пал. И потом, слово с тремя буквами не может иметь корень из пяти - сожжь. Ничто не впечатлило, кроме - susi - читай наоборот. Звуки разные (Сож - susi), но смысл передан божественный. И даже не удивляйтесь, почему вода - сухая. Ещё есть выражение «в сухом остатке», так вот. Вспомнилось, «по воде аки посуху», ведь susi имеет значения: сухі, suha, сухий, seco, суха, суво, сухой, сув на славянских и иное - коры, хуурай. И даже остров, если вспомнить о значении слова Брынь (читай статью о Брянске). От тех словен, что из Любляны и тех, что «седоша на писле» прослеживается дорожка от Дуная и Вислы через Остров, Псков (от слова ковать) по Великой к Неве через Любань, а через Киев (кый), Брынь и на восток по Десне и Оке. Названиям по тысяче лет минимум от первого раскола церкви (1054), и в летописании дни рождения городов пестрят датами в основном XI века, или пожарами с XIII века, с момента появления мифических «велико-татар». Слово «могол» переводится великий. А рядом с Великим Новгородом стоит город Чудово, а слово чудесный переводится тоже - великий. Наш русский язык можно на тех же правах назвать ещё и чудесным в дополнение к великому и могучему. Заметим, что Великий Новгород стал таким «великим» не сразу от закладки Детинца или от первого упоминания в летописи. А города Чудово и вовсе не было, когда апостол Андрей оставлял свой посох на реке Волхов в селе Грузино. Шёл апостол с юга, напомню, в 30-х годах новой эры, с целью рассказать людям, что солнце встало. А они как парились в банях, так и...
Заметим, как названия перекликаются с бассейном Северной Двины - там тоже Сухона. У рек и земель, по которым эти реки протекают, несомненно, есть общее прошлое и оно зафиксировано в именах. А если взять логическую цепочку названий, так в логике древним было бы
|