Из цикла "Окно в Прибалтику"
Тема ожидания из плавания тружеников моря, память о тех, чьи жизни унесла морская бездна, наверно всегда присутствует в монументальном искусстве многих приморских городов. Но особенно трогательным мне кажется символическое воплощение незримой связи ушедших в море и ожидающих их на берегу любимых, родных и близких. Наверно, многие могли бы рассказать о своих впечатлениях на эту тему, о местах знаменитых и не очень. Ну а я предлагаю опять взглянуть в Окно в Прибалтику – сделаем всего три остановки у Балтийского моря.
Первая остановка – г. Балтийск, Калининградской обл., Россия.
В самом западном порту России – в городе Балтийске на Морском бульваре у Калининградского залива установлена скульптура женщины с маленьким ребёнком на руках – "Жена моряка", так её называют горожане. Созданная ещё в 1952-1953 гг., раньше она украшала городской парк, но в 1990-е годы скульптуру перенесли сюда, справедливо посчитав, что более уместно её расположить у моря на небольшом возвышении, где она встречает и провожает корабли, проходящие по Калининградскому морскому каналу. Здесь же возле каменистой набережной всегда плавает удивительно много лебедей.
Скульптура женщины с малышом на руках повёрнута лицом к морю, она, вероятно, по-разному эмоционально воспринимается уходящими в море или возвращающимися из плавания моряками – то светится радостью скорой предстоящей встречи, то говорит о тихой печали разлуки и надежде на благополучное возвращение. Как это всё охарактеризовать одним словом – мне кажется, скульптура олицетворяет Верность. Это скромная, но очень солнечная композиция. Невысокая, лёгкая, но такая трогательная. Только тогда в 2019 году, когда нам довелось побывать в Балтийске, она, к сожалению, была очень неухожена, частично разрушена. Впрочем, и весь Морской бульвар в Балтийске очень нуждался в обустройстве. Даже обидно стало, что хозяева Балтийска обошли вниманием такой прекрасный символ города – верную «Жену моряка».
Недавно с удовлетворением узнала, что летом 2020 г. РОО «Русская община Калининградской области» подала заявление о присвоении статуса объекта культурного наследия советской скульптуре «Жена моряка» в Балтийске , этот статус должен был бы подвинуть дела с реставрацией. Очень надеюсь, что это уже произошло или произойдёт в ближайшем будущем.
Вторая остановка. Город Лиепая, Латвия
В Приморском парке латвийского города Лиепая в 1977 году был установлен памятник погибшим морякам и рыбакам (авторы проекта архитектор Гунар Асарис и скульптор Альбертс Teрпиловскис) .
Высоко-высоко на постаменте установлена фигура ожидающей родных женщины, тревожно вглядывающейся вдаль из-под поднятой к глазам руки. Она олицетворяет жену, мать, сестру, невесту, дочь погибшего в море рыбака или моряка, которая всё приходит и приходит на берег с неумирающей надеждой всё-таки увидеть возвращающийся корабль. "Мать ветров" – так называют эту скульптуру горожане, ведь Лиепая – город, где зарождаются сильные ветры. Бронзовая скульптура велика – 11 метров, а высокий постамент возносит её над морем. Отсюда видно, как далеко –далеко расстилается морская стихия. Мать ветров встречает живописные закаты, спокойную гладь сменяют бушующие волны. Она ждёт и ждёт… Но
Поют ветерки, тихо, тихо
Не несут волны к берегу
Спят в бездне морюшка
Мои любимые братцы,
Это простенькое латышское печальное стихотворение выбито на памятной плите . И здесь же коротко по-русски - «Рыбакам и морякам, погибшим в море». Всем, ведь длинные списки погибших в пучине Балтии болью режут сердце, всем, вне зависимости от национальной и гражданской принадлежности, от обстоятельств и причин гибели. Ведь это всё не важно. Главное то, что они, чьи-то любимые, остались навсегда в морской бездне. А высоко над морем поднятая фигура Матери ветров воплощает вечную печаль о них…
Третья остановка. Швянтойи. Литва.
Наверно не все знают, где находится Швянтойи (по-литовски – Святая). Это приморский поселок в 12 км от Паланги и в пяти километрах от границы с Латвией. Здесь мне даже лучше нравится, чем в Паланге – спокойнее, да и пляж очень хороший. Белый нежный песочек, хорошее дно, живописные дюны, сосновый лес. Когда-то здесь был рыбацкий порт, остатки старинного мола торчат из воды. Возможно, у хозяев городка дойдут руки и до его восстановления.
А пока по деревянному настилу среди зарослей лозняка и серебристой губои, среди безмолвных дюн тропа ведёт к этому бывшему рыбацкому молу. Тропинка выводит на просторную площадку среди дюн, откуда открывается восхитительный вид на море, и те, кто приходят сюда впервые, замирают от неожиданности. Здесь находится, наверно, самая удивительная скульптурная композиция, посвящённая теме ожидания тружеников моря из плавания. «Дочери рыбака» - это четырехметровые бронзовые фигуры, установленные на невысоких каменных основаниях прямо среди песка, среди дюн. Три девушки, три дочери рыбака, ожидающие возвращения своего отца. Ветер рвёт бедные платьишка на стройных фигурках, развевает длинные волосы, им так трудно устоять на ногах, но девушки стойко держатся, с надеждой вглядываясь вдаль. Рядом здесь на полянке установлены скамеечки – можно посидеть, полюбоваться на прекрасный вид, открывающийся на море. А во время ветров точно так же ощутить на себя всю силу стихии. Мы приходили сюда и днем, и в полночь, когда освещенные огромной полной луной фигуры особенно смотрятся в темно-синей балтийской ночи. Стойкость, несгибаемость и надежду олицетворяет эта необычная композиция, установленная на пляже в Швянтойи в 1982 г. Автор этой удивительной работы - скульптор Зузана Пранайтите, покинувшая этот мир в 2020 году.
Верность, печаль, стойкость, несгибаемость, надежда … Символы вечных ценностей у вечного Моря, воплощенные талантом и воображением таких разных художников . Об этом мне давно хотелось рассказать.
Ее украшают Ваши впечатления, авторская позиция.