Жанр фэнтези часто путают с научной фантастикой, мистикой, сказкой из-за сближающего их признака – наличия сверхъестественного. Однако существует ряд признаков, выделяющих этот жанр из ряда подобных.
Истоки жанра фэнтези
Термин “фэнтези” возник в 60-70-е гг. XX века. Долгое время этот жанр был частью фантастики, и только после 90-х гг. стал самостоятельным. Но истоки происхождения фэнтези уходят в глубоко в прошлое. До сих пор этот жанр вызывает много споров об истории возникновения.
Слово фэнтези в переводе означает “фантазия”. Произведения жанра фэнтези происходят из старинных легенд и сказаний. Одним из предшественником этого жанра является рыцарский роман, где действие разворачивалось в историческое время, но в магическом месте, которое трудно определить на карте. Яркими представителями этого жанра были: Уильям Моррис (автор “Песни о Нибелунгах”) и Джеймс Стефенс.
В современном понимании жанра основоположником принято считать Джона Рональда Руэла Толкиен с его произведениями "Хоббит, или туда и обратно", "Властелин колец", "Средиземье" и "Сильмариллион".
Особенности жанра
1) Сверхъестественное
Магия – непременное условие существования жанра фэнтези. Но важно, чтобы магия принималась в произведении как данность, а не объяснялась с научной или мифологической точки зрения. Если наличие сверхъестественного объясняется, к примеру, особыми способностями человеческого разума, божественным откровением или существованием особой техники – перед нами не фэнтези.
Также одно лишь присутствие сверхъестественных существ (лепреконов, зомби, богов) не является признаком жанра «фэнтези», они фигурируют и в других жанрах (сказка, миф, хоррор).
Герои жанра фэнтези должны иметь возможность взаимодействовать с магией и влиять с ее помощью на ход событий. Истоки магии не важны, сила может быть дарована с рождения или приобретена в ходе приключений.
В произведениях жанра фэнтези магия не обязательно должна присутствовать на каждом шагу. Например, в романе Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» магии уделено мало внимания, но она все же есть и герои могут с ней взаимодействовать.
Мистика в отличие от фэнтези никогда не объясняет наличие сверхъестественного, оно просто присутствует. Например, в повестях Гоголя темные силы приходят из ниоткуда, а затем внезапно исчезают. В то время как в трилогии Дж. Толкиена «Властелин колец» существуют подробное объяснение происхождения магических народов.
2) Авторская реальность
Каждый автор создает неповторимый магический мир, со своими правилами и законами. Он может опираться на мифы и фольклор, но не подчиняется их представлениям. Легенды и мифы служат лишь отправной точкой для фантазии автора. Поэтому в каждом произведении эльфы и гномы выглядят и ведут себя по-разному. А вампиры в нашем представлении с течением времени превратились из жутких клыкастых монстров в таинственных привлекательных юношей.
3) Герой жанра
Персонажи жанра фэнтези развиваются на протяжении всего повествования, в отличие от сказки или научной фантастики, где характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии.
Герой воспринимает мир фэнтези как свою реальность. Этот мир влияет на личность и действия героя, поэтому для фэнтези важно изображение внутреннего мира персонажа и его взаимодействия с другими героями. На протяжении истории происходит развитие личности и победа над самим собой, своими комплексами и противоречиями. Это показывает, как далеко ушло фэнтези от своих корней (мифа и сказки), где отсутствовал психологизм.
Главный герой должен обязательно иметь уникальную черту и историю, поэтому именно он является двигателем для разрешения сложившегося конфликта. Он также обладает героизмом. Героизм может проявляться по-разному: одни герои жертвуют собой чтобы спасти родных, другие - смело принимают рискованные решения и идут в бой.
Герой не ограничен своими интересами, он не просто защищает своих родных, а берет ответственность за все человечество, старается помочь бессильным и изменить мир к лучшему.
4) Особенности сюжета
В основе построения сюжета произведения, написанного в жанре фэнтези, лежит авантюрный сюжет. Это может быть война, поиск артефактов или же странствие, во время которого герой противостоит многочисленным испытаниям, выполняет свою миссию и обретает внутреннюю гармонию.
Борьба ведется между силами добра и зла, что опять отсылает нас к сказке и мифу. Как правило, есть центральный персонаж, который воплощает в себе абсолютное зло. Например, Лорд Волдеморт из книг о Гарри Поттере. Хотя современное фэнтези во многом отошло от этих принципов, и границы добра и зла в нем довольно размыты.
Роль случайного, судьбы или рока, очень велика в произведениях фэнтези. Это выражается в часто встречающихся пророчествах, вещих снах или видениях, которые посещают персонажей. Ярким примером служит цикл романов Анжея Сапковского “Ведьмак”, где одним из центральных является мотив предназначения.
Сюжет фэнтези характеризуется сложностью, часто множеством сюжетных линий, широтой охвата событий, тщательно проработанными историями персонажей.
Произведения фэнтези принято считать литературой, предназначенной для развлечения, но среди представителей этого жанра встречаются романы с глубоким философским смыслом.
| Помогли сайту Реклама Праздники |