80.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.11-16.
ТЕКСТ 11
аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
парам бхавам аджананто
мама бхута-махешварам
аваджананти - осмеивают; мам - Меня; мудхах - глупцы; манушим - человеческое; танум - тело; ашритам - принявшего; парам - трансцендентную; бхавам - природу; аджанантах - не знающие; мама - Мою; бхута - всего сущего; маха-ишварам - верховного владыку.
11. Глупые люди не признают Меня, когда Я принимаю человеческую форму, не зная Моей Высшей Природы, Высшего Управляющего всем материальным проявлением.
КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог называет людей, которые не могут еще признать Бога, когда Он воплощается среди людей (через Свое уполномоченное воплощение, не отличное от Бога), принимая тело человека, глупыми. На самом деле, Сам Бог не делит людей на умных и глупых, ибо в таком делении есть элемент пристрастный, противопоставляющий, не учитывающий ступень каждого, вменяющий в вину то, в чем человек не виновен.
К Своему творению Бог относится абсолютно равно, беспристрастно, но поскольку вся работа Бога направлена на развитие творения, имеющего свои анналы более глубокие, нежели из животного мира, где животный мир, как последний до человеческий уровень, меняя тела, непрерывно вливается в человеческое общество, то каждый в этом движении развития находится в уме Бога на своей ступени материального и духовного развития.
Поэтому, у Бога нет ни глупых, ни умных, ибо эти качества как бы вменяются в вину живому существу, но есть ступени развития каждого, тянущиеся для каждого лично с самых низких форм жизни, включая микроскопические. Никто не может перешагнуть ни одну ступень. И путь у каждого абсолютно свой, в целом все проходят и добирают материальный и духовный опыт одинаковый, и в этом заключено совершенство Божественного труда.
Это можно понять примерно так. Если взять широкую лестницу и представить, что по ней поднимается вверх много людей, за ними животный мир, растительный, микроскопический.... Здесь, в этом движении одни впереди, другие сзади, одни идут почти рядом, в какой-то момент плечо к плечу, но назвать кого-то отстающим и неудачником невозможно, ибо все, каждый, идя индивидуально, поднимаются вверх, влекомые изнутри, но не по собственному уникальному желанию; и всем быть на самом верху этой лестницы, за которой следует оставление материального мира, т.е. переход на лестницу другую с другими возможностными стимулами и результатами.
Примерно такая картина сотворена Богом и видна Богу в процессе развития всего творения. Именно Бог изнутри ведет. И те, кто пока еще сзади, знает поменьше, но оптимально для своей ступени, своих качеств и материальной практики, на самом деле все набирают свой опыт предназначенными им средствами от Бога и тем собственноручно открывают себе возможность Волею Бога ступить на следующую, более высокую ступень в свое время. Можно ли кого-то обвинить в тупости или ограниченности, глупости?
Для человека и человеческого понимания это возможно, ибо ум человека не может охватить все совокупное и непрерывное движение всего творения Бога вперед; и результаты своего движения неофит неизменно приписывает себе и своим усилиям, обвиняя других в невежестве, в духовной лени и не старании.
Вот, для таких людей, чтобы показать, что они уже кое-что достигли, чтобы усилить их активность и устремленность, чтобы через так оформленную похвалу помочь им утвердиться в преданном служении, Бог как бы нисходит на их ступень понимания и их категориями оценивает обстановку, называя идущих следом материальных людей устами духовных учителей и продвинутых преданных людьми неумными, тем давая как бы сравнительную оценку идущим, которую они могут принять на своем уровне понимания.
Так ли на самом деле? Для неофитов как-будто так. Они привлекаются материальными благами, пристрастны, считают себя творцами своей судьбы, идут по пути удовлетворения своих чувств. Они даже сами согласятся, что они таковы и тем подпишутся в глазах многих, а может и своих, как глупцы, не ведая, что ничего, ни одного шага в сторону ни один не сможет сделать без Воли Бога на то, но идут так не для того, чтобы окончательно погрязнуть, а для того, чтобы эти материальные качества, по сути, изжить, постоянно своим путем сталкиваясь с негативными реакциями, которые и помогают в той или иной мере набить оскомину идущему материалисту и вырабатывать в нем шаг за шагом отрешенность и добродетель. Это с одной стороны.
Также, будучи еще слабо религиозными или нерелигиозными, такие люди не видят пока той причины, ради которой следует начинать претерпевать, идти по пути ограничений и аскез. И эта причина, т.е. религиозное направление, будет дано только Богом, и сам из себя этот путь и это качество, как и чувство, человек никак не сможет синтезировать, как бы его ни убеждали, что все тлен и приходящее, но рождается и утверждается оно Волею Бога и тоже имеет колебательный характер, то усиливаясь, то ослабевая от рождения к рождению, этим то в большей, то в меньшей степени подводя к религиозной практике и духовным знаниям, в итоге поднимающим на следующую ступень духовного самосознания всеобщей лестницы развития.
Но если человек еще стоит на той ступени, когда его знания совершенные практикой преданного служения не обрамлены в стройную систему духовного понимания, такой человек еще не может все видеть глазами духовных знаний, ибо пока пребывает в них, но не утвердился. Ему очень непросто на основании своих пока развитых духовных чувств четко разделить добро и зло во всех проявлениях, ибо качества в нем не столь проявились и укрепились в этом направлении. Поэтому, такие люди среди всех не могут увидеть по качествам воплотившегося на Земле Бога. Им невозможно сразу сердцем почувствовать Высоко Духовную Личность. Такие люди могут быть и религиозными и казаться глубоко религиозными в глазах других, но их качества и знания таковы, что религиозность им ничто не подскажет, они не почувствуют, что перед ними уполномоченное воплощение Бога, не отличное от Бога. И основанием будет служить, опять же, религия, которая запретит человеку назвать Богом кого бы то ни было с целью защиты Бога и религии, ибо ступень человека не позволит увидеть и почувствовать большее.
Т.е. Бог внутри человека, согласно религиозной ступени человека, не сможет дать такому человеку ничего другого, как отрицание явившегося Бога с целью защиты Бога от самозванцев. В глазах многих, признавших Бога в уполномоченном воплощении Бога, он будет выглядеть не признавшим Бога, но в глазах Бога – защитником Бога, отстаивающим Личность Бога и со своей ступени поступающим правильно, ибо ему на его ступени развития, качеств и понимания Бог другое и не даст и такое проявление себя человеком будет на его ступени считаться Богом безгрешным.
Также, наличие таких людей и естественно и необходимо предусмотрено Богом, как и их несовершенных качеств, ибо Игры Бога в материальном мире должны проходить в обстановке сопротивления, неприятия, вызывая борьбу, следствия, и утверждения основной религиозной идеи, которая именно через противоборство сторон или с Самим Богом входит в сердца и в Святые Писания, имея глубокий сюжет и тем вызывая интерес и изучение в дальнейшем.
Также, иногда упорно признать Бога в уполномоченном воплощении Бога не могут и личности высоко духовно стоящие по причине того, что Бог нуждается в более-менее сильно подготовленном Себе сопротивлении, чтобы на этом фоне проявить убедительно и с достаточной четкостью Свои Качества, которым должны будут последовать остальные, изучая Святые Писания. Таким людям Бог Своей иллюзорной энергией дает изнутри заблуждения на Свой счет и свои, даже материальные причины и обстоятельства, а также привязанности, которые человек не сможет преодолеть. Такой привязанностью может быть и любовь к детям и долгое чувство несправедливости к ним или себе, что в итоге для человека становится основанием пойти против Бога или того, кто называет себя Богом. Очень сложно понять или с достоверностью ответить, реальные ли это «глупцы», т. е. люди, которые находятся на своей более низкой ступени, или это действительно высоко-духовные личности, призванные Богом в этом мире и в этой жизни сыграть роль «глупцов», которым пора открыть глаза. Положение таких людей, их ступень на данный момент описаны Богом в следующем стихе.
ТЕКСТ 12
могхаша могха-кармано
могха-джнана вичетасах
ракшасим асурим чаива
пракритим мохиним шритах
могха-ашах - обманутые в своих надеждах; могха-карманах - обманувшиеся в кармической деятельности; могха-джнанах - обманувшиеся в попытках обрести знание; вичетасах - введенные в заблуждение; ракшасим - к демонической; асурим - безбожной; ча - и; эва - безусловно; пракритим - к природе; мохиним - вводящей в заблуждение; шритах - ища прибежища.
12. Обманутые в своих надеждах, введенные в заблуждение кармической деятельностью, обманутые ложным знанием (несовершенным), неправильно мыслящие (зашедшие разумом в тупик), демонические, а также атеистические, они находят убежище в иллюзорной природе.
КОММЕНТАРИЙ.
Однако, в данном стихе Бог все же хочет показать, какими качествами в глазах неофитов обладать могут те люди, которые еще действительно стоят на той ступени, которая не позволяет им глазами совершенных знаний и через духовной видение от всех отличить Личность Бога, являющегося в материальный мир для проведения Своих игр. Или просто показать (на самом деле не осуждаемые Богом) качества людей примерно этой ступени развития самосознания. Не следует забывать, что этот стих оперирует к тем, кто еще далек от духовного совершенства и склонен мыслить категориями черного и белого, как и обвинять тех, кто еще не достиг ступени преданного служения. Вот перед глазами таких людей, едва начавших путь преданного служения все остальные примерно так и выглядят:
1. Они обмануты в своих надеждах.
2. Они привязаны к кармической деятельности.
3. Они обмануты ложным знанием.
4. Они неверно мыслят.
5. Они обладают демоническими качествами.
6. Они атеисты.
7. Они находят убежище в иллюзорной природе.
Здесь невозможно возразить ни против одного пункта. На всех материальных ступенях, по которым человек поднимается вверх, эти пункты присутствуют. С этим ничего не поделаешь. Но именно эти составляющие подъема вверх и являются очищающими. Именно это и есть тот строй условностей материального мира, проходя через который человек Волею Бога обретает те качества, которые его и поднимают, ибо эти семь пут неизменно ослабевают. Именно эти семь цепей рождают качества, которые практикой преданного служения вводят человека в нужное и бесповоротное русло.
Обман в своих надеждах – частое чувство, которое посещает любого материального человека, постоянно шаг за шагом сбивая оскомину человека в его вожделениях, корректирует и приводит в норму его потребности или, рождая чувство устойчивого претерпевания, доводит и материального человека до потребностей поддержания тела, что есть элемент понуждающего
| Помогли сайту Реклама Праздники |