Произведение «Гибель «СОВНАРКОМА» Трагедия на реке Обь в городе Ново-Николаевске в 1921году.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 267 +1
Дата:
Предисловие:
Очередному открытию пляжного и купального сезона посвящается! А так же летней навигации на Оби и Обском водохранилище!

Гибель «СОВНАРКОМА» Трагедия на реке Обь в городе Ново-Николаевске в 1921году.

«Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут!». Не знаю, да и почти уже ни кто не знает, какие вихри и тёмные силы довлели в ту ночь над капитаном речного лайнера Снегирёвым. Может быть, отряд чекистов в тёмных кожаных тужурках, с маузерами на боку, который он вынужден был посадить на свой борт в Барнауле. И которые, по некоторым сведеньям своими угрозами заставили гнать пароход дальше, без ночной остановки в городе Бердске. Может, что другое. Но …
В тёмную, холодную ночь с 9 на 10 мая 1921 года, пароход на всём ходу налетел на опору железнодорожного моста, разбился и унёс вместе с собой на дно реки в ледяную воду до 300 человек.
Что же привело к самой масштабной трагедии на реке Обь, которой не было, не до,  не после, на всём Обском просторе? Рассмотрим с начало сам пароход, наш «Сибирский Титаник», как его горестно и иронично окрестила пресса тех лет.   
Это был по тем временам большой речной грузопассажирский колёсный пароход. Построенный на Западносибирской судоверфи «Пирсон и Гуллет» в городе Тюмень, по заказу барнаульской купчихи Евдокии Ивановны Мельниковой, тогдашнего «олигарха» нашего края. В её распоряжение уже находился очень внушительный грузовой и торговый флот, который шнырял по всему Обь-Иртышскому бассейну вплоть до Обской губы (выход в Северный ледовитый океан). Но шло время, и эта дама решила прибрать и наладить регулярные, масштабные, пассажирские перевозки. Причём с полной инфраструктурой: логистика грузов, пассажиропоток, пристани, склады и т.д.. Для чего она и заказала новые пассажирские пароходы, в том числе и «Кормилец», так первоначально назывался «Совнарком». Пароход был для той эпохи очень современным: электрическое освещение, паровой штурвал, паровая машина «Compaund» на 300 лошадиных сил. Первоклассные каюты для 19 человек первого класса, а также имелись каюты второго и третьего класса, что составляло общую численность: 133 пассажира. Помимо пассажиров на пароходе всегда имелась команда во главе с капитаном: 25-40 человек. Длина судна была 65,8 метров, а минимальная ширина 7,9 метра. 
Вот такой вот «агрегат» и начал бороздить воды Оби с 1892 года, по линии Бийск-Ново-Николаевск – Томск, развивая скорость 20 вёрст в час. В начале 20-го века разные фирмы  города Ново-Николаевска часто фрахтовали пароход для увеселительных прогулок до Томска или Бердска на выходные (это было, что то наподобие современных «корпоративов», только с медведями и цыганами).   
В годы революции в августе 1917 года совместно с другим пароходом «Тюмень» сопровождал из Тюмени в Тобольск пароход «Русь». На котором находилась бывшая императорская семья во главе с бывшим императором Николаем II, а теперь по документам, просто «гражданином Романовым». На самом «Братья Мельниковы» (так переименовали в 1912 году «Кормильца»), везли царский багаж и дополнительный отряд конвойной охраны. Хотя по другим слухам, именно на пароходе «Братья Мельниковы» и везли царскую семью.
Потом в годы гражданской войны пароход был в составе белогвардейской флотилии, воевал под знамёнами адмирала Колчака, против красных. Но летом 1919 года не далеко от Барнаула, был  атакован, а затем, взят на абордаж пароходом красных под названием «Крестьянин». В плен к большевикам попали 40 солдат, 4 офицера и ряд секретных документов. Так начался новый путь судна под уже красным знаменем РСФСР, взамен российского триколора. 
Получив от советской власти не только новое знамя, но и новое, революционное название «СОВНАРКОМ», пароход приступил к своим привычным обязанностям, перевозке пассажиров и грузов. 
В 1921 году не дожидаясь официальной начала навигации пароход «Совнарком» был отправлен в свой первый рейс на Томск, через Ново-Николаевск, как оказалось потом, первый рейс оказался и последним. До Томска судно так и не дошло …
Из-за холодной весны, а так же позднего освобождения реки ото льда, навигация на реке ещё толком не началась, но кто-то в руководстве подталкиваемый острой нехваткой транспорта и срывом плановых перевозок, решил выпустить судно в рейс.
8 мая 1921 г. взяв на борт 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и до 400 пассажиров, судно вышло из Барнаула рейсом на Томск.  Среди пассажиров находился отряд барнаульского ЧК, который спешил к Томску, чтобы помочь тамошним коллегам подавить очередное кулацкое восстание.  Вечером 9 мая капитан А. Снегирёв собирался встать на ночную стоянку в городе Бердске, но именно чекисты запретили ему это делать, подчинившись власти ЧК, он продолжил ночной путь до пристани в Ново-Николаевске.
Быстро наступившая тьма окутала ночным мраком оба берега реки. В полночь пароход появился в видимости мало освящённого городского берега. На часах было около 00.45 минут, когда капитан отдал приказ совершать манёвр для подхода к городской пристани.
Тишина окутала мир, лишь мерный стук судовой машины да негромкий разговор пассажиров и судовой команды нарушал ночное безмолвие.
Капитан Снегирёв, при подходе к городской пристани начал  принимать обычные меры для скорой швартовке. Первым делом он отрядил на нос парохода ученика лоцмана Ковалёва, чтоб тот способствовал проведению судна к пристани, а  в случаи опасности дал сигнал в капитанскую рубку. Над рекой стояла не только ночная мгла, но и туман. Настолько плотный, что застилал своей пеленой всё, что можно. Как говорят, почти «нулевая видимость». А основная пристань, тогда находилась за железнодорожным мостом. Единственным мостом на то время, через Обь. К тому времени он уже был оснащён всеми сигнальными огнями и указателями для навигации, но царившая в стране неразбериха в управлении, коснулась и аппарат управления транспортом. Что только приводило к хаосу и трагедиям в разных масштабах, на всех транспортных коммуникациях. В последствие только «Железному Наркому» Ф.Э. Дзержинскому удалось «железной рукой» навести порядок на этих важных артериях страны. В данном моменте, сыграло то, что навигация по реке Обь ещё официально не была открыта, и на мосту работали только железнодорожные сигналы. Которые запросто при  такой отвратительной видимости можно было принять за сигналы навигации для речных судов.     
Капитан, понадеявшись на свой многолетний опыт, как не в чём, не бывало, продолжил путь. Подходя к мосту, дал три гудка, и приказал сбавить обороты машины. На ночной вахте на капитанском мостике в тот момент помимо Снегирёва находились штурвальные Втюрин и Жиронин. Все бодрствовали, пристально смотрели вперёд, не ожидая ни чего плохого.
Лоцманский ученик Ковалёв стоял на носу, поёживаясь от холода в своём стареньком бушлате, озираясь по сторонам, из всех сил своего зрения, пытался вглядываться в ночной туман.   
Как вдруг, страшная картина в считанное мгновение предстала пред его глазами. Словно гранитная скала из дьявольской тьмы тумана, пред ним выросла каменная опора моста. Это был четвёртый бык от берега, как называют спецы, опору моста. А над высью, убегающей вверх, кладкой моста нависла громадина чугунного пролёта.       
Тут же ночную тишину перекрывая шум машины и плеск воды, прорезал истошный, громкий крик: «БЫК!!! БЫК!!! ДЕРЖИ ПРАВЕЕ!!!». Это истошно кричал Ковалёв. Капитан и его помощники были людьми со стальными нервами, и не растерявшись, сработали моментально. Переложив руль в право, за одно отдав приказ в машинное отделение дать ход на полную мощь, для того чтобы попытаться вывернуть пароход из под удара об столь внезапно возникшую опору моста, они сделали всё, что смогли в тот роковой момент. 
Но было поздно… Пароход со всей дури, шарахнулся об опору моста серединой корпуса, правого борта. Образовалась огромная пробоина, переборка между грузовым трюмом и кочегаркой была разбита, и туда хлынула забортная вода. Бортовые надстройки тоже все были сломаны. Освещение погасло. Капитан стал давать гудки и прочие сигналы бедствия. Сверху, с  моста увидев, такое, уже  неслись истошные крики часовых и пальба вверх из трёхлинеек. Ледяной ужас охватил всех пассажиров и часть команды. Началась паника, которую всё же часть команды парохода пыталась остановить. Вода быстро заливала всё пространство палубы, которая от удара, с треском, быстро стала ломаться под ногами, люди скатываясь в ледяную воду, имели мало шансов, выжить в такой ситуации. Через несколько минут раздался взрыв, и судно, разломившись на две части затонуло. В 500 метрах от тогдашнего берега, всего за пять минут! Трагедия произошла в 1 час 35 минут ночи времени. 
На берегу тоже всполошились. Ударили в набат. За несколько минут берег покрылся целым ворохом огней. С начала единицы, а за тем и толпы народа из прибрежных домов сбежались на берег. К месту трагедии устремились пароходы «Ново-Николаевск» и «Богатырь», а так же частные лодки и баркасы. Им удалось спасти кое, кого из команды и пассажиров. Последних 30 человек спасли, у села Мочище, куда их к утру отнесло течением на обломке верхней палубы. Всего спасли меньше 100 человек, в том числе капитана и его второго помощника, а погибло более 300, в том числе и ученик лоцмана Ковалёв. Основная причина переохлаждение. В основном жертвами этой трагедии стали женщины и дети, которые не успели выбраться из трюма и кают. Ведь время для спасения, так было мало.   
Тут же, сразу после столь жуткой катастрофы была создана следственная комиссия.  Незамедлительно приступившая к расследованию аварии, суд шёл целый год и закончился  только в июне 1922 года. С главного персонажа этой трагедии, Снегирёва, капитана «Совнаркома», была снята ответственность за столь трагическое происшествие на воде. Он был оправдан за недоказанностью состава преступления. Дежуривший в ту ночь на мосту служащий железной дороги Индейкин,  был приговорён к 1 году принудительных  работ, за вовремя не включённые сигнальные огни на мосту,  но тут, же был амнистирован. Как говориться, все «отделались лёгким испугом».
С 1921 по 1923 год были произведены безуспешные попытки поднять затонувший пароход. Но они оказались малоэффективными, и лишь после 11 лет с годовщины катастрофы, с 1932 года по 1940 год, под руководством военных водолазов проходили частичные работы по поднятию оборудования с погибшего судна. В 1940 году достали даже паровую машину, которая потом работала в Затоне вплоть до конца 60-х годов. В 1984 году ржавые, покрытые водорослями остатки «Совнаркома» всё же были подняты и отправлены на свалку, так как они уже давно мешали нормальному судоходству в этом районе. 
Словно большой поток реки, быстро проносятся годы и десятилетия. Всё покрывается пылью веков, и мало кто из местных жителей, знает страшную речную трагедию. События и время постепенно стёрло из памяти города, эту страницу истории 1921 года. Не оставив по себе на набережной реки ни какого мемориала, ни памятной доски, ни ещё какого-либо знака. Лишь только чайки да прохладный, сибирский ветер проносятся над сим местом забвения.


ArkNsK
Реклама
Обсуждение
     21:01 07.03.2021 (1)
Я этот ролик видела) Больше всего меня потрясла трагедия на Курилах. Не помню, вроде в 56 году.
Там погибли все жители от цунами! Военные наши пытались предупредить, но было уже поздно.
Волны, размеров в 40 метров всё снесли!( Было две волны. Вторая очень высокая)
Я вот думаю до сих пор. Почему японцы хотят эти острова? Там так же трясёт, те же бешенные  цунами?
Интересно, почему им нужна эта трясучая земля? Неужели своего острова такого не хватает.
Как вспомнишь 2011 год, то мурашки по телу бегают! А для них это нормально)
     18:32 08.03.2021
А я про трагедию на Курилах впервые услышал в пионерском лагере , нам про неё пионервожатая рассказывала, её папа в 1956-1959 в тех краях служил в погранвойсках ((( помню на нас это произвело жуткое впечатление (( 
Реклама