Портрет
Мадрид –это не Барселона. Хотя бы уже потому , что Барселона стоит на Средиземном море и имеет целую сеть приморских пригородов, облюбованных туристами со всех уголков планеты. Что их объединяет, так это то, что это два больших культурных во всех смыслах центра со своеобразными чертами и причудами. Очень красивые города. В Барселоне нельзя не пройти по Рамбла, не посмотреть на статую Колумба или проигнорировать океанариум. В Мадриде обязательная экскурсия по центру с посещением королевского музея и музея Прадо. Музей Прадо- это жемчужина Мадрида. Попасть туда можно или за двадцать евро без очереди или отстояв длинную очередь за бесплатным входом, если повезет. Очередь длинная, практически от самого вокзала и запускают ее за час до закрытия. Как можно сравнить Прадо с Лувром или Эрмитажем или с галереей Уффици? Также, наверное, как Большой театр с театром Ла Скала. Все они величайшие создания Его Величества Искусства. Прадо- это три этажа великолепия. Картины- это шедевры известных художников , статуи -создания корифеев ваяния. Отдельные галереи Тициана, Гойи, Рафаэля.
Каждый человек по- своему оценивает те или иные произведения. На меня неизгладимое впечатление произвели портреты Рафаэля. Настолько они выписаны, что придают картинам вид живого человека. Не фотографии, которые отмечают зеркальное отображение мига в жизни. Картины же передают чувства , душевные переживания избранного образа. Человек как бы просто застыл на короткое время , чтобы попозировать, и уже в следующий момент он будет снова готов продолжить ход своего существования. По-моему субъективному мнению сравнить писаный портрет с фотографией – это как сравнить оперную музыку с попсой. Живое не умирает, потому и называется такое искусство классикой.
Прочувствовав свою правоту, я задался идеей обзавестись собственным портретом. Но где и как это сделать, чтобы будущий портрет стал действительно изображением моей сущности, а не просто фиксацией мгновения . И могут ли современные художники нарисовать портрет так, чтобы от жил, дышал, существовал. Во времена Тициана и Рафаэля в мире царила теория четырех жидкостей, по которой здоровье человека зависело от баланса крови, слизи , желтой и черной желчи. Для современного человека необходимо учитывать еще и кофе, иначе картина будет не полной. Значит, необходима другая техника рисования, отличная от классической средневековой.
Возможно, здесь я не прав. Хороших художников во все времена было с избытком. И техника их всегда великолепна, правда, не всегда всем понятна. Есть еще одна загвоздка. Портреты востребованных художников уж очень дорого стоят. В современных условиях ускоренного социального расслоения эта услуга не для простолюдинов. И уж тем более не для пенсионеров. Тем бы выжить впроголодь в условиях постоянного повышения цен на продукты питания, ЖКХ, одежду. И надо очень стараться, чтобы не встретить черную бабу с косой прямо на пороге своего дома. Получается, что простому люду позволено только сходить в кино, сглотнуть слюну в супермаркете, посмотреть опостылевший телесериал «След» и радоваться тому, что в мире нет войны. Остальные радости жизни для богатых и их лакеев.
Оптимист всегда верит в лучшее, ищет пути его достижения, и иногда даже добивается желаемого результата. Поэтому, когда одна компания предложила писать картины на холсте не с натуры, а с фотографии, появилась возможность реализации задуманного.
Вопрос в чем быть одетым для картины. В костюме, свитере, пальто или тельняшке? Показалось, что это будет уж очень просто, заурядно, без надежды на лучшее будущее, под стать действительности. В случаях, подобных этому, следую совету обращаться к истории и не выдумывать велосипед заново. Самые красивые и величественные портреты , по моему мнению, выписывались в военных мундирах или в царских одеяниях. Присмотрел мундир офицера времен Петра 1. Результатом остался удовлетворен. Умельцы соединили мое лицо с мундиром , как будто с натуры. Получился форменный петровский офицер в парадном наряде, написанный красками на холсте.
Я просто любовался получившимся шедевром. Как вдруг почувствовал, что фигура на портрете оживает. Легкий холодок прошелся вдоль спины по моему позвоночнику. Невероятно. Я смотрел на портрет, а офицер с портрета смотрел на меня. Красивый седовласый бравый вояка смотрел из своей жизни на меня сегодняшнего, и как будто спрашивал:
- «Ты кто такой? По какому праву ты вывесил мое изображение у себя дома? Я прожил большую счастливую жизнь полную опасностей и приключений. А ты? Что ты сделал в своей жизни такого особенного, чтобы пригласить меня в свой дом? »
«Ага. Сейчас. Буду я оправдываться перед собой, изображенном в старинном костюме, за свою жизнью. А он начнет оценивать ее с точки зрения своей эпохи. Нет, нет и нет».
Интересно, а что если бы я был нарисован в одежде современного олигарха, портрет задавал бы вопросы типа : « Скольких ты убил, скольких кинул, скольких разорил, чтобы достичь своего богатства?
Хорошо, что не выбрал имидж финансиста, а то пришлось бы извиняться за бездействие по его мнению. Хотя он бы , наверное, решил, что если не убивал, значит крал. И крал по черному. А если бы я брякнул, что я простой честный человек, то он рассмеялся бы беззвучно, а затем тихо произнес: «Так какого ты рожна оделся олигархом? Твое место в других кругах. Здесь здороваются и общаются только со своими. Так что выбирай свой наряд в соответствии со своим статусом».
Значит, я не ошибся когда выбрал костюм офицера. Не придется чувствовать себя не к месту под унизительным взглядом своего же портрета. Но тут тоже закавыка. Как объяснить петровскому дворянину нашу современную жизнь с ее проблемами? С чего начать? С революции? С восстания декабристов? С перестройки? И как объяснить боевому офицеру потерю Российской империи? Он же всех нас, сегодня живущих , назовет предателями своей страны. А что можно было бы сказать воину Бородинского сражения? Или солдатам, павшим под Волоколамском? Что мы променяли Родину на горбачевскую свободу и ельцинскую демократию, а затем за кусок химической колбасы и поддержанную иномарку? Стыдно думать об этом, а произносить вслух совсем невозможно.
А портрет смотрел и смотрел и продолжал без слов одними глазами задавать свои вопросы.
Не буду я ему ничего отвечать. Мне, что, больше всех надо? В конце концов, я ответственен только за свою жизнь и жизни своих близких. Никак я не мог и не могу, теперь и не хочу, вмешиваться в сегодняшнюю жизнь государства, выделившего своим гражданам грошовые пенсии. Да и кому надо лезть на баррикады , ломаться с полицией? Пусть уж идет, как идет, к чему-нибудь и приведет. Раньше все дороги вели в Рим. Теперь все идут на кладбище. Мы живем с портретом в разных эпохах и нам не понять друг друга. Он сражался за свою отчизну, я живу на своей территории. Общее у нас с ним только название страны- Россия, ну и гордость за прошлые победы.
А портрет получился на славу. И я с удовольствием на него смотрю и любуюсь. А вопросы все , пожалуйста, к художнику. Я же еще раз убедился в том, что рисование портретов -это великое искусство, заставляющее проникаться в жизнь неодушевленного, но столь живого героя картины. Даже если этот герой всего лишь изображение тебя самого.
|