Произведение «8.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХИ.1-4.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 149 +2
Дата:

8.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХИ.1-4.

8.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХИ.1-4.


1.Саньджая сказал.
Ему тогда, переполненному состраданием, с глазами, полными слез о гибели семьи, сокрушающемуся, Мадхусудана, Бог Кришна, Сказал такие слова:
2. Шри Бхагаван Сказал.
Откуда в твоих желаниях появилась эта грязь. Желания, порождаемые у людей, не знающих истинного назначения жизни, не приводят к высшим планетам. Не выполнение предписанного долга причина, о, Арджуна.


КОММЕНТАРИЙ:
Бог Кришна начинает отвечать Арджуне не сразу, но указывая ему, прежде всего, на его качества. О какой грязи в желаниях Арджуны говорит Бог? Прежде всего, о нежелании сражаться, что есть также пренебрежение долгом кшатрия, а также, несомненно, имеется ввиду и готовность Арджуны погибнуть, «будучи безоружным против тех, кто с оружием в руках», что, опять же, не является лучшим выбором. Акцентируя на этом внимание, Бог в дальнейшем пояснит и Арджуне, и многим-многим другим, что на самом деле лучше. Также, выбор Арджуны никак не соответствовал Плану Бога на него и должен рассматриваться, как прямой вопрос к Богу относительно себя и своих дальнейших действий, ибо, считывая внутри себя энергии Бога, как  нежелание сражаться, Арджуна никак не мог их преодолеть в одиночку, как и не мог окончательно разрешить этот вопрос самостоятельно, ибо уже находился в том соединении с Богом, когда начинаешь давать себе в этом отчет, даже высказываясь и поступая  не лучшим или противоположным образом.


Также надо сказать, что ни в поведении Арджуны, ни в его желаниях Бог на самом деле грязи не видит. Бог беспристрастен и  никогда не упрекнет того, кто стоит на своей ступени, его ступенью, как невозможно упрекнуть ребенка за его неразумность, а старца за старость, или животное за то, что оно на своей ступени развития, но каждый ведом Богом, и каждый пройдет через все ступени от низшей к высшей, не миновав и не перешагнув ни одну и в свое время, от живого существа независящее. 


Но в разговоре с Арджуной Бог говорит так, как с ним должно говорить, исходя из его уровня развития и понимания.
В непосредственном разговоре с человеком Бог как бы приближается к нему, к его пониманию, интеллекту, исходит из его уровня мышления, его знаний на тот момент, поскольку поднять его до Своего божественного уровня невероятно. Но и чтобы приблизить к Себе живое существо через совершенные духовные знания, тоже необходимо время и достаточно продолжительное.
Бог, Указывая человеку на его ошибки или недостатки, на самом деле Указывает ему на его ступень с целью призвать  к обозрению своих недостатков, или отработавших себя качеств, теперь тормозящих развитие человека, и далее призвать к сотрудничеству с Богом в этом направлении для дальнейшего подъема. Бог так делает всегда или Лично, или через других людей, ситуации и обстоятельства, выявляет, поднимает наверх те качества, которые  или должны быть изменены, должным образом трансформированы, дополнены или уже изжили себя и  от них следует полностью отказаться, или только начинают проявлять себя и их следует направить в нужное русло.

Т.е. у Арджуны  необходимо назрела перемена, переход на новый уровень понимания и духовного видения, и ему следовало начинать помогать, но, а любая помощь начинается с критики качеств неподходящих, мешающих, основывающихся на знаниях временных, несовершенных и теперь уже неавторитетных.  Но это процесс достаточно болезненный,  и самому Арджуне не понять, что с ним: или он так слаб и греховен, или иначе стал воспринимать то, с чем не раз сталкивался, т.е.  почувствовал в себе высшее милосердие к другим, что не совместимо с долгом  кшатрия, того, кто по роду своей деятельности призван защищать государство, невзирая ни на что. Арджуна на фоне своих  переживаний и сокрушений скорее готов был принять себя за слабого и греховного и мыслил, как повести себя перед Лицом Бога. Может быть, Бог и желает видеть его решительные действия? Может быть, отказ от сражения удовлетворит Бога? Может быть, так пристало выбрать, ведь, все остальное невозможно было как-то объяснить и тем более оправдать. Поэтому надо было в его понимание привнести то, чего Арджуне при этих чувствах и переживаниях недоставало: а именно, те знания, которые бы все поставили на свое место, которые бы объяснили ему, почему сражаться надо и как сражаться надо.


Бог отрицательно отзывается о качествах Арджуны и потому, чтобы, заострив внимание Арджуны на нем самом, привлечь его к диалогу с Богом в достаточно заинтересованной мере, чтобы он проявил большую активность и внутреннюю работу, чтобы диалог стал подвижным, развивающимся, обоюдным.


Но что же для Арджуны лучше?  Какое качество в какое должно перерасти? Бог говорит, что Арджуна имеет или проявляет желания человека, фактически не знающего предназначения и смысла жизни. На самом деле это так и есть. Ибо человек, знающий смысл жизни, видит ее в служении Богу, в удовлетворении чувств Бога, в  посвящении своей жизни Богу. В таком случае Воля Бога для такого человека есть непререкаемый Закон. В таком случае Арджуне следовало в итоге услышать Мнение Бога и следовать ему, а не исходить из своих желаний, основанных на чувствах почти материальных, как и на знаниях несовершенных, которые могли бы стать причиной неисполнения предписанных обязанностей. Также то, что Арджуна еще в достаточной степени привязан к материальному, подчеркивается и в том, что Бог не обещает ему, пригрозил, имеющему такие желания, не исполняющему свой долг, что он не сможет достичь в итоге райских планет. Значит, для Арджуны это было существенно, значит, в этом он видел смысл Земной жизни, как и Земных стараний. А это свидетельствует о том, что ум его подернут материальным, также об ущербности  и ценностей, и духовных знаний, которые имели место на тот период и распространялись духовными учителями, брахманами, святыми.

Действительно, в те времена достижение райских планет, обладание мистическими способностями, рождение в благочестивых и материально обеспеченных семьях, хорошие кармические последствия  в достаточной степени ценились в обществе, включая  всех религиозных людей того времени, наставников, дваждырожденных, духовных учителей и брахманов, что уже есть показатель не очень высокой духовности даже лидеров общества на тот момент.


Для Арджуны было лучше предаться Богу, последовать Его Наставлениям, не делать выбор самостоятельно, и лучшие качества Арджуны должны были стать на службу Богу однозначно. Но Арджуна очень близко подошел к черте, за которой Сама Истина. Но не перешагнул ее. Отсюда это болезненное чувство: ни там, ни здесь. Но чтобы перешагнуть этот порог и оказаться на стороне Истины Высшей, необходимо привнести новый смысл в его желания, связать их с Богом, с преданным служением. Но для этого необходимы  сами знания. Но и это не все. Необходим путь, основывающийся на совершенных духовных знаниях, необходима практика служения Богу. Но это все Бог из рук в руки не даст, но подведет, но так близко, что ближе не бывает.

Преодоление грани для Арджуны конкретно – есть исполнение долга кшатрия в новом состоянии ума и понимания. Это шаг, за которым путь новый, более не требующий пути кшатрия, ибо совершенные духовные знания, рождая и укрепляя более совершенные качества, объемлют все, везде применимы и ведут по пути новых проявлений, которые целиком располагаются в гунне благости, вне гунны страсти, которая питает кшатрия всегда.

Вот эти  «да» и «нет» в нем столкнулись в обстановке, требующей от него  решительности, которая на грани  ослабла, ибо так вел Бог, и все проявилось в виде большого внутреннего страдания, в основе которого само незнание причины, т.е. элемент невежества. И только Бог мог помочь Арджуне, ибо и вел Сам и до сражения через страдания, аскетизм, потери, несправедливости, насилие, страх за близких и детей. Так возросло влияние на Арджуну гунны благости, что, несомненно, одухотворило его в своей степени. Отсюда и сокрушения, слезы, ослабление, понимание и сочувствие к другим, умение праведно мыслить и сопереживать. Это сражение было, несомненно, и трудным для Арджуны, поскольку он уже утратил необходимые материальные качества, такие, как твердость, непримиримость, устремленность к победе. Поэтому это сражение должно было стать одним из завершающих. Отсюда и нежелание сражаться. Но этот последний рубеж надо было перешагнуть, исполнить, но уже с теми знаниями, которые готовился дать ему Бог.



Необходимо было, следует повториться, посмотреть на участие в сражении, как на деятельность, посвященную Богу, не привязываясь к плодам, не думая о победе или поражении, славе и бесславии, о друзьях и врагах, но посвятить сражение Богу, как в дальнейшем и саму жизнь. Необходимо было фактически вручить себя Богу и, будучи в таком состоянии, в состоянии преданного служения, исполнить свой долг, но уже только перед Богом, ни пред кем более не неся ответственности, зная, что План Бога и замысел Бога – Святы. Только в таком понимании он мог исполнить свой долг так, что, принимая участие в битве, он бы участия не принимал, но все происходило бы как бы автоматически, ибо все уже Богом предопределено.


Поэтому  Бог собирался поведать Арджуне, а вместе с ним и всему человечеству, истинные духовные знания, сокровенные, лучшие, чтобы поднять на более высокую
ступень сознание и удалить материальное толкование своих уже одухотворяющихся чувств, поскольку, не зная Истины, Арджуна мог еще претендовать на райские планеты, если погибнет или на царствование и следующие из этого наслаждения, если победит.


3.Не поддавайся бессилию, о, Партха, это не подобает тебе. Откажись от незначительной слабости сердца и поднимись, о, Парантапа.


КОММЕНТАРИЙ.
Обращение к Арджуне: Парантапа, Карающий врагов, - есть, опять же,  аванс Бога Арджуне, как бы поощрение, рассчитанное на его на данный момент состояние. Эта похвала, как поддержка Бога, но не совсем им заслуженная, поскольку, если говорить, исходя из совершенных знаний, то живые существа не могут превозноситься за то, что делает в них и за них Сам Бог. Истинные заслуги перед Богом мерятся другими мерками, что есть непосредственное преданное служение Богу, видение в Нем Причины всех причин, что имеет прямое отношение к любому деянию человека и любого живого существа изначально. И здесь Бог говорит с Арджуной на языке его духовной незрелости, питая его поддержкой, а через Божественное Слово и Божественной энергией, помогающей приподняться над своим унынием и сокрушениями, дабы быть способным оторвать мысли от того, что его угнетало, и начинать все же внимать Богу.

Сам Бог никогда не ругает человека за его качества, ибо это не свойственно Ему, Творцу, все знающему Абсолютно, как и видящему причину и природу всего. К тому же, если Бог делает живому существу замечание, то это очень серьезный факт, и высшие живые существа райских и духовных планет буквально трепещут, если Бог изъявляет неудовлетворение. Не менее тревожной для живого существа должна быть и похвала Бога. Это всегда и однозначно грозит очень серьезными последствиями, ибо любое проявление Бога не имеет себе равных по

Реклама
Реклама