КАРТИНА ШЕСТАЯ
Занавес опущен. Выходит автор и третий чтец, становятся с краю.
АВТОР:
Заповедь шестая. «Не убивай»
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:
Господь запрещает убийство –
Отнятие жизни у других людей и у самого себя.
Жизнь – это величайший дар Божий,
Поэтому лишать другого человека или самого себя
Этого дара – есть самый тяжкий грех.
Самоубийство считается тягчайшим грехом,
Совершенным против шестой Заповеди,
Потому что заключает в себе еще и грех отчаяния,
А также исключает возможность покаяния.
Пособничество убийству считается
Таким же грехом, как само убийство.
Сражение на войне не приравнивается
К преступному убийству, однако…
И на войне могут быть преступные убийства.
ТРЕТИЙ ЧТЕЦ:
История шестая. Правда войны
Автор уходит. Занавес поднимается. На сцене атрибуты войн многих времен и народов. Отдельно – орудия и средства уничтожения, примененные в войне СССР с Афганистаном 1979-1989 годов. Рассказчик, маски – в смятении, недоумении. Скрижали – в полутьме.
ЧТЕЦ:
С кем воевать, когда врагов
Не вижу я вокруг,
Когда от всех чужих кругов
Далек мой ближний круг?
Когда все стрелы сожжены
И порох отсырел,
Когда причины не нужны
Для производства стрел?
Когда враги врагов моих
Давно уже друзья?
…А всех обидчиков своих,
Ушедших в стан врагов иных,
Не замечаю я…
Чтец уходит. Некоторое время – тишина, бездействие; затем – слабое волнение на сцене. Миманс.
ХОР:
Что-то будет, что-то грянет,
Что-то страшное грядет.
Или сгубит, или ранит,
Только мимо не пройдет.
Может, насмерть не раздавит,
Уцелеем как-нибудь,
Но мозги как надо вправит
И в покое не оставит,
Если не изменим путь.
Не туда идем. Куда же?
Вряд ли знаем мы, куда.
Подождем, когда подскажет
Беспощадная беда...
МАСКИ:
Никто не имеет права
Кого-нибудь жизни лишать.
Разве это забава –
В страшные игры играть???
Пока существуют войны,
Люди не будут спокойны,
Будут от страха дрожать,
Самых любимых терять,
Близких друзей хоронить,
Всех без разбору винить,
Участь свою проклинать,
Мучиться, плакать, страдать –
Войны нельзя оправдать!!!
ХОР:
Друг друга убивать давно мы научились.
Друг друга воскрешать – напрасные труды.
Столь выпито вина, столь утекло воды
С тех пор, когда грехи такие и не снились…
Орудия войны приходят в движение. Тени сражений. Вскоре все смолкает. Из полумрака выступает Герой, дома, в своей комнате – сидит недвижимо, отрешенно.
РАССКАЗЧИК:
Валерий целый год сидит в тюрьме –
Он сам себя в свою тюрьму загнал.
Он был солдатом на большой войне,
И если приходилось, убивал.
Он был солдатом – призван был к тому
Своей страной, правителем своим.
Он делал, что приказано ему,
Не собирался быть никем другим.
А нынче сам себя же заточил
В той комнате, где детство он провел.
Из дома он почти не выходил –
Четыре стенки, потолок и пол.
С утра, проснувшись, даже не вставал,
Ночные мысли лежа продолжал.
Ночные мысли тяжелей дневных,
Никак нельзя избавиться от них!!!
Миманс. Раздумья Героя. Тени сражений в Афганистане.
ХОР:
Солдаты – что? Они не виноваты.
Их посылают – и они идут.
На то – приказ. На то они – солдаты.
На то судьба – не каждого убьют.
РАССКАЗЧИК:
(Его слова сопровождаются пантомимой.)
Он был солдатом, он в Афгане был,
Два года – кровь и смерть в боях лихих.
Да, убивал, и слабых не щадил,
Он поначалу сам себя простил,
Но правда о войне, что он открыл, –
Страшнее, чем все прошлые грехи.
МАСКИ:
Война-то не стреляет вхолостую.
Не предлагает в поддавки играть.
Зачем бойцам обдумывать впустую?
Зачем бойцам грехи свои считать?
А командир – зачем? А то и выше —
Майор, полковник или генерал,
Кто поразмыслит и приказ подпишет,
Мол, отвечаю, если приказал!
Появляются второстепенные лица, балет. Бои. Командиры и генералы находятся в безопасности, подписываю бумаги, неплохо себя чувствуют. Воюют и падают – солдаты.
ГЕРОЙ (оборачиваясь на сцены сражений, так же отрешен):
Нет, погодите… Мерзко на войне!
Кругом – такая грязь, разбой и мрак!
Не я решил – а приказали мне
И другу моему, а он – слабак.
Он к автомату так и не привык,
Точнее, и привыкнуть не успел:
В него душман наводкой, напрямик
Попал… И друг уж – в груде мертвых тел!
Бой и гибель друга.
МАСКИ:
Кто приказал, а кто потом ответил?
Все спишется войной на то, на се…
Тот самый генерал, кто в дамки метил,
«Отмыл» грехи – и в Думу! Вот и все.
Короткий фильм-сюжет о выборной кампании генерала.
ГЕРОЙ (с ожесточением):
За друга мстить – вот первое желание,
За друга мстить – нет лучше оправдания.
Но и противники готовы мстить,
Своих потерь не могут нам простить!
ХОР:
Солдаты – что? Они не виноваты,
Они присягу дали – честь по чести.
Они – не «оловянные солдаты»,
Они – мишени для стрельбы и мести!!!
Балет – танец оловянных солдатиков.
МАСКИ:
Кто приказал – не отвечал ни разу…
А мертвый не воскреснет по приказу!
Своих детей начальство бережет,
В Афганистан, в Чечню их не пошлет,
К подводной лодке не подпустит близко –
Найдет «мишени» из другого списка,
И ни за что не будет отвечать!!!
Люди падают, как мишени на стрельбище. Видеоклип – война на суше на море, под водой, в воздухе.
ХОР:
Свидетелям приказано: молчать!
Сообщникам приказано: молчать!
Виновникам приказано: молчать!
Балет, миманс. Трагические аккорды.
МАСКИ:
Молчите все, кто знает и не знает!
За немоту никто не отвечает…
Появляются Божественные существа, парят над убитыми.
РАССКАЗЧИК:
(Его слова сопровождаются пантомимой.)
…Валерий сам себя не узнавал.
Два этих года – словно двадцать лет.
Он правды отвратительней не знал,
Чем той войны неизгладимый след.
«Мы защитим родной страны покой,
Мы разотрем бандитов в пух и прах!»
…Наркотики и золото рекой
Переправлялись с мертвыми в гробах.
Кто приказал? Заколотили гроб,
Прощай, дружище… Следующий – кто?!
Зачем все это? «Чтобы всех вас, чтоб…»
Да, к счастью – вскоре ранили... А тг...
МАСКИ:
Дурак – воюет, умный в ус не дует,
Дурак – воюет, умные – живут,
Войну родной кормилицей зовут!
Балетный номер: война-кормилица. Цинизм.
ГЕРОЙ (очнувшись):
Кормилица шакалов и гиен,
Проклятие твое – из века в век!
Война, тебе нельзя – без жутких сцен…
Мой Бог, на что способен человек!
Выходит женщина-поэтесса.
ЖЕНЩИНА:
Я горю в самолете и тону в корабле,
Как сапер неумелый, подрываюсь на минах.
Я воюю. Воюют со мной на Земле,
Не заботясь о целях, позабыв о причинах.
Африканцы, китайцы и потомки славян,
Пакистанцы, чеченцы, евреи, индусы
Обливают меня кипятком своих ран –
Скорпионы их войн оставляют укусы.
Просыпаюсь от боли, засыпаю — без сна,
Содрогаюсь, рыдаю, продолжаю сражаться,
И во сне меня жадно терзает война!
…Неужели так будет всегда продолжаться?
Почернела Земля от вражды и стрельбы,
От пожаров и взрывов, от напалма и смрада,
От бесцельной, тупой, беспричинной вражды,
Истекая кровями в чистилище ада.
Кто бы смог этот круг, эту цепь разорвать?
Кто б дождался времен, Человека достойных?
Что же мне остается? – Терпеть и страдать —
Все родные погибли в катастрофах и войнах…
…Как заложница – я на себя приняла
Этот груз и ответственность бренного мира.
Мне и мир — как война, мне и жизнь не мила,
И сгорает в огне моя бедная лира…
Женщина уходит.
РАССКАЗЧИК:
…Валерий целый год в тюрьме сидит –
Он сам себя в тюрьму свою загнал.
Мать – только плачет, а отец сердит:
Уж он-то, было дело, воевал,
(Его слова сопровождаются пантомимой. Сцены побед в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.)
И на какой войне! И тем гордился,
Что истреблял фашизм с лица Земли.
Да, воевал, с врагами честно бился –
И уж не так, конечно! Годы шли,
А память те победы сохранила,
А память сохранила тот подъем!!!
А с сыном что? Его так подкосило,
Его – как будто самого сразило
Наотмашь, наповал – так пригвоздило,
Как будто жизнь закончилась на нем…
Отец – к врачам: «Доколь ему сидеть
Да ждать, когда отчаянье пройдет?»
Врачи сказали: «Нужно потерпеть,
Возможно, оптимизм свое возьмет!»
Комната в доме Героя. Родители. Врачи недоумевают, отец горюет.
МАСКИ:
Дурак – и на войне не поумнел,
Ума набраться сам не захотел!!!
РАССКАЗЧИК:
Валерий – все мрачнее и мрачней;
Друзей не хочет близко подпускать.
Была невеста, но давно о ней,
Не слышно… И молчи об этом, мать!
Мать плачет.
ГЕРОЙ (с горечью):
Невеста моя Таня! Где она?
О горе! И по ней прошлась война!
Невеста появляется вдалеке, но не решается подойти.
ХОР:
Дурак – а на войне остался жив,
Зато теперь… В руках себя держи!!!
МАСКИ:
Неверно, не такой уж он дурак –
Но все ж покоя не найдет никак!!!
ХОР (нагнетая):
Ничего нет страшнее, чем правда войны,
чем правда войны,
чем правда войны,
Правда смерти и горя – на благо страны,
на благо страны,
на благо страны…
Скрежет железа и залпы орудий снова напоминают о войне. Божественные существа сочувствуют, парят над Героем. Ночь опускается.
РАССКАЗЧИК:
Валерию не спится по ночам.
Становится все горше, тяжелей…
И мысль одна все чаще, все острей
Пронзала миллионами лучей.
ГЕРОЙ (вздрагивая, поднимаясь):
Зачем мне жить? Зачем существовать,
Когда душа уже мертва давно?
О Боже! Я убит! И мне лежать
Пора уж там, где сыро и темно…
Герой принимается что-то искать судорожно, но не находит. Символы войны теряют очертания.
МАСКИ (в волнении):
Несчастный! Бедный! До чего дошел!
До крайнего греха себя довел!!!
Себя он хочет с жизнью разлучить
И с сатанинской страстью обручить!
Самоубийство – самый страшный грех.
По существу – он тяжелее всех!
Ведь жизнь – есть величайший Божий дар…
Бегом беги от сатанинских чар!
Детали войны исчезают совсем. Комната. Ночь. Страшно. Слышен бой колокола.
РАССКАЗЧИК:
(Его слова сопровождаются действиями Героя)
Валерию не спится… Ночь темна…
Луна в окно струит печальный свет…
А в правом вернем ящике стола
Закрыт на ключ трофейный пистолет.
Никто о том не знает… Где же ключ?
Ах, да: в кармане старого пальто.
На край стола оперся лунный луч…
Копейка – жизнь, да и вообще — ничто!
Открыт и ящик. Холоден металл.
Луна лучом тугим сверлит висок.
Ну вот, и этот крайний миг настал –
И палец опустился на курок!
Герой наконец находит, что искал.
ГЕРОЙ:
Куда идти? К чему стремить желания?
Зачем мне жить, хранить воспоминания?
Покончу – дам свободу для души…
МАСКИ:
Постой, постой, Валерий! Не спеши…
Божественные существа и Ангелы волнуются.
ГЕРОЙ:
Зачем мне жить?
МАСКИ (ужасаясь):
Да ты ведь был крещен!!!
ГЕРОЙ:
Господь, Ты где? Я вспоминаю сон…
Мой давний, детский сон, тревожный сон.
ХОР:
Далекий детский сон,
Тревожный, странный сон…
Скрижали выступают их темноты. Герой приостановился. Выходит солист.
СОЛИСТ:
Я был во сне – один,
В кромешной тьме – один,
Среди огромных льдин,
Среди морских глубин,
Среди сухих пустынь.
Как было больно,
Как было жутко мне,
То в стуже, то в огне;
Вот–вот – исчезну я,
Вот–вот – погибну я,
Как я устал страдать,
Как страшно умирать!!!
«Зачем погибну я?
Зачем родился я?
Скажи, душа моя,
Что в жизни
Пьеса в стихах, в десяти картинах, с прологом и эпилогом
В своем творчестве я часто обращаюсь к истокам духовной жизни, и это послужило основанием для написания многих произведений. В данном случае предлагаю пьесу в стихах – десять историй из современной жизни, отображающих состояние нашего общества и существование человека в нем. Да, подвергаю ревизии и пересмотру совокупный вид ценностей, обычно пропагандируемых в обществе. Как жить маленькому человеку в большом мире? Герой каждой из историй попадает в определенную ситуацию, выйти из которой он не в силах сам, без обращения к Богу. «Зачем мы здесь?» Взаимосвязь предлагаемых историй-примеров с Библейскими заповедями актуальна в первую очередь потому, что пороки, как прежде, так и ныне, чаще всего не прикрываются ложными добродетелями, а открыто возносятся на пьедестал. Они утверждаются как норма и призывают ко всяческому подражанию заданному тону. Несмотря на внутренний протест большинства людей, пытающихся поодиночке сопротивляться духовному кризису, положение дел в целом остается тем же самым. Однако, то, что безнравственно, никогда и ни при каких обстоятельствах не сделается нравственным. Поэтому в данном случае, на мой взгляд, интересен развернутый подход к теме, далеко не новой, а старой настолько, насколько стар наш привычный мир…
Пьеса в стихах – оригинальная форма, выбранная для передачи замысла. Относительно действующих лиц, сценографии и костюмов, имеется полный свод комментариев, представляющий исчерпывающий материал для масштабной театральной постановки.
СОДЕРЖАНИЕ
Сценография
Пролог
Картина 1. Заповедь первая.
История 1. В кромешной тьме
Картина 2. Заповедь вторая.
История 2. Золотая пыль
Картина 3. Заповедь третья.
История 3. Амбиции чемпиона
Картина 4. Заповедь четвертая.
История 4. Мой заветный дом, мой ковчег родной
Картина 5. Заповедь пятая.
История 5. Я вернулся домой
Картина 6. Заповедь шестая.
История 6. Правда войны
Картина 7. Заповедь седьмая.
История 7. Любовь была?
Картина 8. Заповедь восьмая.
История 8. В чужой кормушке
Картина 9. Заповедь девятая.
История 9. Правда – служанка, а ложь – госпожа
Картина 10. Заповедь десятая.
История 10. Театр – любой ценой
Эпилог
***
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Автор – безупречный персонаж
Рассказчик – ведущий спектакля
Собеседник – участник и комментатор событий
Герой – каждый раз новое лицо; не всегда называет свое имя
Маски – заинтересованные помощники рассказчика
Хор – друзья рассказчика, не скрывающие свое мнение
Солист – певец, имеющий голос просветленного Героя, почти его двойник
Женщина – независимая участница спектакля
Голос за сценой – мудрец, проповедник
Чтецы – исполнители стихотворений
Божественные существа, Ангелы
Второстепенные лица (миманс), балет
КОСТЮМЫ И АТРИБУТЫ
Костюмы основных персонажей – в соответствии с социальными классами и эпохой, представляемыми в действиях. Автор – взыскательный просветитель того времени, когда происходит постановка; выглядит строго. Рассказчик и собеседник – современники Героя. Герой – каждый раз новый, характерный представитель своего класса. Маски – фигуры с налетом античности; в некоторых сценах держат в руках маски различного значения и меняют их в зависимости от происходящего; иногда подпевают хору. Хор располагается на заднем плане на специальных станках. Он с места либо комментирует происходящее, либо создает тихую звуковую палитру для сольных номеров. Хор – многочислен, несет двойную нагрузку: хор земной и хор небесный. Второстепенные лица, балет – разнообразны и ненавязчивы, группируются вокруг происходящего в данный момент.
СЦЕНОГРАФИЯ
Две огромные скрижали с Заповедями присутствуют во всех десяти картинах на заднем плане сцены, участвуют в спектакле. Свет, музыка, костюмы, оформление – в зависимости от происходящего подчеркивают важность, внушаемую скрижалями. Остальные декорации – меняющийся план. Подмостки могут быть многоярусными, сцена – трансформер, что укрупнит задачу постановки. Эпизодически можно дать намеком некоторые картины из Ветхого или Нового Завета.
МУЗЫКА
Музыкальное сопровождение выстраивается таким образом, чтобы зрителю была понятна расстановка акцентов: что есть добро, а что зло. Музыка существенно увеличивает время спектакля. Музыки должно быть много.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ
Постановка может состоять из отдельных представлений, идущих несколько дней подряд; представление может объединять в себе по три-четыре истории. В содержании каждой картины есть высшая точка развития сюжета – это необходимо подчеркнуть.
Все режиссерско-технические приемы и новшества уместны при почтительном (благоговейном) отношении к содержанию Заповедей и к имени Бога; эти средства не должны «душить» сценарий, навязывать себя, вносить дискомфорт в заложенную концепцию действа.
Ангелы и Божественные существа появляются из темноты, словно опускаясь сверху – так же незаметно и растворяются; их «воздушная независимость» – обязательна. В конце каждой картины – общая сцена, финал: народ раскаивается вместе с Героем.
В финале, перед каждой Песнью, на сцене все преображается красотой. Персонажи обращаются к скрижалям. Скрижали венчает радуга. Музыка прекрасна.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОИСХОДЯЩЕГО
Начало 21 века¸ вполне цивилизованное государство (Россия).