Произведение «Сокровенные мысли о Достоевском»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 228 +1
Дата:

Сокровенные мысли о Достоевском

Алексей Суслов
Сокровенные мысли о Достоевском
Что значит для русского человека и любого другого, чьи мысли направлены на приумножение добра на Земле, что для всех людей доброй воли, значит, проповедь Фёдора Михайловича спасти мир через красоту своей души?

Корр:  Алексей Николаевич, рады Вас приветствовать в нашей редакции!
А.С.: Добрый день!
Корр:  Когда Вы «заболели» Достоевским и что для Вас лично значит книги Фёдора Михайловича Достоевского и его жизненные перипетии, горечи и радости?
А.С.:  Фёдор Михайлович поистине с юношеских лет является для меня как размышляющего и наблюдающего современные процессы в нашей России и мире духовной энциклопедией. Я бы даже подчеркнул, что в Достоевский – это зеркало духовного следа Российской государственности и народности, и в отличие от Льва Толстого, которого я тоже люблю и изучаю, Достоевский более пламенен внутри себя, нежели в поступках, направленных на сближение в миром вокруг: Толстой писал Азбуку, учил крестьянских детей и взрослых, выпускал педагогические журналы, лично пахал землю и крыл крыши бедняков, а вот Фёдор Михайлович был весь внутри, в своих книгах, в своих переживаниях от каторги и минуемой казни на эшафоте.
Корр:  То есть, если я понимаю правильно, Толстой более внешне бунтарь и обличитель человеческих пороков, нежели Достоевский?
А.С.:  Достоевский был христианским писателем, он не стремился открывать новые истины, его Истиной после каторжных крестных душевных и физических мук был до самого смертного одра Господь Иисус Христос.  Он работал со словом в рамках библейских и святоотеческих постулатов, и они для него были не просто печатным словом, а руководством к действию. И Фёдор Михайлович применял библейские заповеди ко всем проявлениям человеческого бытия, к добром и не добрым поступкам,  к слабым и сильным сторонам людской души. Толстой же христианские истины воспринимал очень критично, и с чем он был полностью или даже частично не согласен,  он всё переделал и переписал с точки зрения своего гения. В христианстве от апостольских времён данные вольности называются еретическими и подлежат пастырскому осуждению и отлучению от Церкви.
Корр:  Может быть поэтому им нечего было сказать друг другу?
А.С.: По всей видимости, так.  Как и Набокову с Солженицыным.  Абсолютно асимметричные взгляды на духовную природу человеческого естества.
Корр:  Возможно же, что и тюремные голгофы Достоевского и Солженицына более всего роднят друг с другом, чем  вольные жизненные уроки в судьбах Толстого и Набокова?
А.С.:  Достоевский с Солженицыным поистине несли свой крест со Христом, и философия их более оптимистическая в своей трагедийности: когда человек претерпевает страдания, он ищет способы спасти свою внутреннюю душевную природу от ломки внешних факторов. Это как организм, когда он борется с вирусом – минимум внешних проявлений, но максимум внутренних. Всё внутри перестраивается на спасение себя самого.  И, страдающий, так же ищет пути покаяния, чтобы примириться с миром. Идёт огромная внутренняя работа над собой.  А Толстой, а Набоков больше, значительнее - бунтари, франты, идеологи несогласия со всем. Ведь не только Набоков был атеистом, но и Толстой. Кто был Бог для Толстого?  Cкорее всего, - физическая Вселенная, хаос, живущий, тем не менее, по своим непонятным и особым законам.  А человек живёт и творит по своим собственным законам, и он сам себе хозяин и господин.  А Достоевский, и в большей степени, и Солженицын, видели в душе человеческой лестницу к Святому Богу, к Небесному царю,  кто как на картине классика Возрождения протягивает перст Свой к Адаму.
Корр: «Познающий себя, познаёт и Бога»?
А.С.:  Познающий, но не бунтующий, не ставящий свою философию над сложившейся духовной мудростью прошлых поколений мыслителей. Лев Толстой никаких учителей просто на веру,  априоре, не признавал, ему нужно было самому себе на де-факто доказать что та или иная истина РАБОТАЕТ, что она действительно согласуется с реалиями жизни вокруг. И ведь сколько раз лев Николаевич соглашался с одним постулатом, но затем начинал придерживаться диаметрально противоположного философского взгляда на тот или иной предмет.  Он переписывал «свою духовную историю познания».  Мятущийся дух,  властный лишь над самим собой, и не приемлющий никакого авторитета только на словах.
Корр: Владимир Владимирович Набоков, более «тихий» мятежник по сравнению со «неистовым Львом»?
А.С.: Я бы сказал,- более загадочный. Но на Владимира Набокова сильно повлияло изгнание из «домашнего усадебного рая» в эмиграцию, в чужие земли, к которым пришлось приспосабливаться. В какой степени, и на Александра Исаевича это тоже сказалось не в лучшую сторону. Может быть, это даже в каком-то роде «убило» веру в Россию, в её способность противостоять невежеству и мраку братоубийства,  полицейских режимов, попустительского молчания народа. Да что говорить, все эти нами обсуждаемые классики русской литературы испытали на себе и ужасы войны, и карающую длань государственной машины, и весь ужас того, что «народ молчит, а волки мучат стадо». Но, как я уже подчёркивал ранее, только испытания, только холод снаружи может разжечь огонь творческой души. И чем сильнее гений размышляющего, тем сильнее, жарче горит его душа, освещая своим светом другие человеческие души.

Беседовал корреспондент журнала "Русский Полдень" Александр Сызрин
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама