Произведение «О страхах»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 384 +2
Дата:
Предисловие:

О страхах

Страх встречает человека от рождения и преследует его на всех жизненных дорогах до самой смерти, включая саму смерть.

Нет на земле человека, которому был бы неведом страх.

Будучи слеп душой, человек бредет по жизни, спотыкаясь, падая и расшибаясь, боясь всего, что его окружает, ибо жизнь человека тревожна.

Пугает буквально все: непрочность и хрупкость бытия, новизна и ответственность каждой минуты жизни, подсознательное ожидание грядущих бедствий, неизлечимых болезней и, наконец, смерти. И вся земля, весь воздух пропитаны миазмами липкого страха, ибо человек не только боится сам, но и пугает собой весь окружающий мир.

Страх нельзя понять до конца и невозможно излечить никакими земными средствами.

Страх можно заглушить различными мечтами и планами, утешая себя надеждами на лучшее земное будущее или развлекаясь пустыми и зачастую греховными радостями.

Страх можно обмануть, пытаясь жить бездушно и дерзко-смело, и даже посмеяться над ним в кругу родных и друзей.

Страху можно принести жертву, чтобы задобрить его — в этом суть древнего идолопоклонства. Историки древнего мира (Fustel de Coulange. La Cité antique)* свидетельствуют о том нечеловеческом темном страхе, которым двигалась и направлялась история того времени.
 
Но если невозможно уничтожить страх, значит, надо его возвысить и освятить.

И вот наступает время, когда человечеству дается новый страх — высокий страх Святого Закона, высеченного на каменных скрижалях, которые Всевышний вручает Моисею. Творец помогает человеку страхом Своего Закона исцелить страхи земли, ибо подобное исцеляется подобным. Поскольку страхи гнездятся в душе, их может исцелить только Творец этой самой души. На душу можно действовать только душою, как и вообще в медицине, вводя в организм то, чего ему не достает, освобождая от того, что ослабляет.

Теперь человечество начинает жить между двумя страхами: темным, грешным и чистым, святым, — загораясь и подчиняясь то одному, то другому. Возвышенные ангельские чувства добра, любви, самопожертвования перемежаются с демоническими проявлениями зла, ненависти, эгоцентризма. Это происходит и до сего дня.

Далеко не все принимают Святой Закон, ибо не все верят в Бога. Чем можно объяснить человеческое неверие?

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский объясняет его глубоко сидящим внутри на уровне подсознания страхом и ужасом своего несоответствия Богу. Этот страх не желает что-либо знать или слышать о Боге, страшась встречи со своим Творцом. Так неверие отодвигает Бога, и душа успокаивается неверием и в неверии. Она живет по своим законам, минуя или нарушая Закон Творца, именуемый совестью.

А верующая душа, напротив, желает встречи со своим Небесным Отцом. Но, опять-таки страшась этой встречи, стремится очистить себя покаянием — «блаженнии чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

Искреннее от души покаяние, смывая греховную скверну, аки баня пакибытия, сообщает при этом трепетный чистый страх блудного сына, в сокрушении сердца возвращающегося к своему отцу, и соделывает человека соответственным Богу.

О, если бы в человеческих сердцах жил только этот Божественный страх! Но, увы, мы либо бесчувственны и дерзки ко всему, либо страшливы и недоверчивы.

Сколь часто бывает, что смелые люди вдруг пугаются выговора от начальства, насмешек и позора в обществе, а сильный бесстрашный воин робеет, смущается и краснеет перед слабой женщиной. Да и любой темный страх вызывается двумя страстями: тщеславием и гордостью (преп. Иоанн Лествичник). Тогда как светлый страх всегда сочетается со страхом Божиим, который удерживает человека от всякого зла и является началом премудрости (Пс.110, 10).




Послесловие:
* Фюстель де Куланж. "Древний город"
Реклама
Обсуждение
     17:53 06.12.2020 (1)
В моей жизни мне пришлось наблюдать последние минуты жизни атеистов, молящих Бога простить их грехи. И наблюдал как Господь открывал им суть бытия и эти люди умирали с улыбкой на лице! Абсолютно в блаженстве и просветлении.
     18:11 06.12.2020 (1)
Благодарю Вас за труд прочтения и отклик, Виктор Владимирович!..
     18:35 06.12.2020
Напишите в личку.
     12:07 28.11.2020 (1)
Очень содержательный очерк. Все правильно. Страх не что иное, как инстинкт самосохранения. У одних он гипертрофирован - мы называем их трУсами; у других - гипотрофирован или отсутствует вовсе - это смельчаки, герои. Когда это переходит за рамки приемлимых параметров - это уже из области психиатрии.
     12:12 28.11.2020 (1)
Здесь о другом...
     12:19 28.11.2020 (1)
Да, Вера, я поняда, просто посмотрела на тему немного с другой стороны.
     13:53 28.11.2020
Страх не что иное, как инстинкт самосохранения.

Человек в жизни руководствуется не инстинктами, а разумом,
чем и отличается от животного. Животные и те нет-нет да и включают разум,
хотя по человеческим меркам небольшой. Разум — одна из трех сил души,
так пишут Святые Отцы и учит Церковь. Душа содержит в себе как страсти,
так и добродетели. Добродетель — царский путь, золотая середина;
вправо-влево — страсти. Все святые шли царским путем.
Теперь в связи с понятием "страх" рассмотрим мужество.
Мужество — великая добродетель: по одну сторону его — трусость,
по другую — наглость, геройство в кавычках. Хулиганы отнюдь
не мужественные люди: поодиночке они трусы, а всей толпой наглецы.
Мужество присуще настоящим героям, которые руководствуются в жизни
высокими целями, как правило, чувством любви.
Поэтому ни о каком инстинкте самосохранения, гипотрофии
или гипертрофии страха не может быть и речи...
     23:52 27.11.2020 (1)
1
Вообще, страх это очень плохо.
С другой стороны, это хорошо. Например, страх сделать кому-то больно.

 Посему, сложно всё это, Вера...   Спасибо за эссе!
     00:00 28.11.2020 (1)
страх сделать кому-то больно.
Это светлый страх, Олег:
светлый страх всегда сочетается со страхом Божиим,
который удерживает человека от всякого зла и является
началом премудрости (Пс.110, 10).

     00:04 28.11.2020
1
ок!
Гость      22:37 27.11.2020 (1)
Комментарий удален
     23:42 27.11.2020
1
Благодарю, Фотиния!..
Страхи — спутники человеческой жизни и, по словам Аристотеля,
заставляют людей размышлять...
Реклама