Судя по зарплатам наших футболистов, каждая игра должна быть зрелищной, захватывающей и голевой. Игроки должны радовать своим мастерством болельщиков, которые затрачивают нервы, тратят время и деньги. Как радуют нас известные художники, композиторы, артисты. Ну, а как же иначе? Тогда ради чего все затевалось?
Мяч в центре поля, свисток, пас назад и сразу вперед нападающему, он обыгрывает двух игроков соперника, и дальним ударом посылает мяч в “девятку”. Вратарь бессилен. Зрелище. Стадион ревет.
Начинают соперники. Тот же розыгрыш. Но уже нападающий обыграл трех соперников для большего эффекта и пушечным ударом – мяч впритирку со штангой – для разнообразия. То еще зрелище. Стадион взрывается.
К перерыву пятнадцать – четырнадцать, и четыре отбитых пенальти, и замена порванной сетки в воротах с одной стороны, и замена погнутой стойки ворот на противоположной. На табло меняют лампочки.
И так далее. Нет, ну при такой-то зарплате, и игра должна быть соответствующей. Тогда зачем же болельщики?
Это как в детстве, двор на двор, не за деньги, на азарте и задоре и желании играть в футбол. Только начнешь с центра, а уже кричишь: “Пас на левый глаз!”
Подавальщики были еще те. Через мгновение уже ощущаешь припухлость под левым глазом. Но мяч был в воротах соперника. Рукавом юшку из носа вытер и дальше побежал.
Не верю, что сейчас играют футболисты, которые не гоняли футбол в детстве. Но когда из дворового футбола переходишь в мастера, куда азарт теряется? Движения вымученные, рывок – запоздалый, пас поперек – сам назад. Кто будет забивать? Подкат – грубый, головой бьют с закрытыми глазами. На какой стадии все загубили? Тренировки, условия, деньги? Кто-то ведь знает? Поделитесь, может в этом причина?
Зрелищных игр не получается. Или скучная ничья, или скандальная, при счете один – ноль, и тем, кто на поле, судя по игре, не так важно, как это отразится на турнирной таблице.
Вот катание по полю после подножки это получается. Гримаса впечатляет, крик заставляет вздрогнуть. В газах мольба: “Братцы, пристрелите”. Но, не для этого придумывали футбол, и не за этим приходит болельщик на стадион.
Мы во дворе немного по-другому играли. Васька Ерофеев, в начале игры ногу подвернул. Так он уже к восьмому тайму вернулся. На костылях и в гипсе, но встал в защиту. А как же? Пацаны не поймут.
Мы тогда играли не на время, а до пяти мячей – и смена ворот. Чтобы всё по-честному. И до темноты, пока мяч видно. Или пока родители большую часть игроков домой не загонят. Как же двор на двор. Азарт, задор, жажда гола. И как предупреждения для соперников: “В воротах Яшин, пенальти бьёт Виктор Понедельник, с красной повязкой на правой ноге – удар смертельный, может убить”.
С судьями мы не спорил. Руками, что был офсайд или мяч ушел за боковую линию не махали. Судей вообще не было. Сами решали все спорные вопросы. Самое главное, надо было быстро снова ввести мяч в игру и громко крикнуть: “Все, заигранно!” И дальше шла игра.
Но если мяч все-таки влетает в сетку ворот, такое иногда случается в нашем футболе, тот, от которого он влетел, начинает такие танцы устраивать, такие ритуалы исполнять, что невольно закрадывается предположение, чем футболисты занимаются на тренировках.
У нас была одна традиция – подзатыльник после забитого гола, чтобы не зазнавался.
Видно, где-то, что-то сломалось, раскрутилось, треснуло. И надо бы отремонтировать, закрутить, заварить. Но никто не знает где. На каком этапе футбол из зрелищной игры превратился просто в профессию, в рутинную работы, которую хочется бросить, но за нее платят хорошие деньги.
Конечно, не все потеряли детский азарт от футбола, сохранили и пронесли любовь к великой игре через всю свою жизнь. Они радовали нас красивыми голами, иногда огорчали, но они могли создать зрелище, ради которого болельщик и стремится на стадион.
Правда, это не парни из наших дворов и, к сожалению, они уходят.
|