Произведение «Нужны ли перемены обществу и почему? (по направлению «Время перемен»)»
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 543 +1
Дата:
Предисловие:
      «Все течет, все изменяется»,- сказал древний философ. Мир меняется постоянно, именно это и диктует перемены в обществе, наступают такие моменты, когда перемены становятся просто неизбежными. Вспомним один из самых знаменитых русских романов 19века – «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Нужны ли перемены обществу и почему? (по направлению «Время перемен»)

      «Все течет, все изменяется»,- сказал древний философ. Мир меняется постоянно, именно это и диктует перемены в обществе, наступают такие моменты, когда перемены становятся просто неизбежными. Вспомним один из самых знаменитых русских романов 19века – «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
    Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов. Не случайно и время года - весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения. Глазами Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…» Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички - "обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...Уже это говорит о том, что перемены назрели. («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») Пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.
      Это отлично понимает главный герой романа Евгений Базаров и в спорах с Павлом Петровичем отстаивает свою позицию. Павел Петрович Кирсанов много говорит об аристакратии, о нормах жизни, выработанных ею, он глубоко убежден, что именно аристократы занимают ведущее место в обществе. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь его проходит в праздности. Базаров же все рассуждения Кирсанова называет пустой болтовней и считает, что надо заниматься конкретным делом. Это он доказывает на собственном примере.Его образом жизни является  непрерывный труд. Тургенев пишет: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”. Он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?” Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: “Он (народ) не может жить без веры”. Базаров же считает, что “грубейшее суеверие его душит”. Нельзя  не признать, что Базаров во многом прав. Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присущи новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Базаров трезво смотрит на мир, признает необходимость перемен, верит в прогресс, в науку. Однако нельзя согласиться с Базаровым, когда он говорит об искусстве, о роли природы в жизни человека, о любви. Разумеется, нельзя только разрушать и ждать, что строить будут другие, как считает Базаров, нельзя отрицать все духовное, заменяя его только материальным. Нельзя отрицать все то положительное, что накопило человечество. Это все очень опасно.
Послесловие:
        Очевидно, когда мы признаем необходимость назревших перемен в обществе, надо думать и о тех путях, которые мы выбираем.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама