Произведение «Неразгаданная тайна » (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 507 +1
Дата:
Предисловие:
Альтернатива официальным версиям

Неразгаданная тайна


Я люблю город, в котором живу, но не могу не приезжать на родину. Подпитываюсь духом Петербурга. Так было и в тот раз – потянуло, поволокло… Всё бросила и приехала. До одури кружила по улицам и переулкам, ходила по местам своего детства, вдыхала питерский воздух, чтобы переполниться им до следующего визита. В Царском Селе не была со школьных времён. И так почему-то захотелось именно в этот раз снова прикоснуться к этому чудному уголку. «Купчинская» платформа, электричка, маршрутка – и вот я уже около Пушкинского лицея. Побродила рядом, но внутрь не пошла. Полюбоваться бы золотой осенью Екатерининского парка. Такая красотища! Словами не передать, это нужно увидеть собственными глазами – никакой фейерверк не сравнится с красками осени. Однако повлекло меня во дворец, как будто что-то подталкивало, звало. Такое впечатление, что мне надо быть там именно в этот день. И вот шла я в составе небольшой группы по роскошным залам Екатерининского дворца, внимательно слушая экскурсовода. И вдруг остановилась как вкопанная, уже не слышала гида, просто смотрела на солнечные панно. Конечно, знала, что восстановлена Янтарная комната во всём своём великолепии, но вот так неожиданно увидеть её воочию…
Моя группа уже давно покинула этот зал, а я стояла, любуясь, и не могла сдвинуться с места, словно приросла. Вдруг меня накрыла странная волна, казалось, что я в каком-то коридоре с плывущими стенами. И вот уже нахожусь не в Екатерининском дворце, а в Королевском замке Кёнигсберга и очень отчётливо вижу картинку как бы со стороны. И его - директора Прусского музея Альфреда Роде.
Он стоит посреди Янтарного кабинета и не может оторвать глаз от великолепия мозаичных панно, выполненных из кусочков солнечного камня,  матового и прозрачного. Разные тона зелёного, молочного, темно-жёлтого, коричневого, лимонного, ведь янтарь имеет свыше четырёхсот оттенков - от совершенно чёрного до чисто-белого, загадочно переливаются и отражаются в зеркалах. Панно украшают удивительной красоты орнаменты в виде вензелей, композиций, цветочных гирлянд. Неповторимый самоцвет притягивает его взгляд и не отпускает. Золотые изразцы теряются в фантасмагории застывшей смолы древних деревьев. Сейчас нет солнца, но, стоит только прикрыть глаза, и видится, как солнечные блики играют в прожилках янтаря. Он вообще трепетно относится к этому камню. И трогает его, и гладит поверхность панно. Любовь всей его жизни.
Я потрясла головой, чтобы прогнать наваждение. И вновь плывущие стены странного коридора. И снова я очутилась в новом Янтарном кабинете. Мистика какая-то. Ещё полюбовалась солнечными панно и вышла из дворца. Это странное событие вернуло меня к мыслям о неразгаданной тайне.
История иногда подбрасывает нам загадки, в которых хочется покопаться, если не разгадать, то хотя бы попробовать это сделать. Сопоставив известные факты, представить, как могло бы быть. Одна такая загадка будоражит меня с тех пор, как мы детьми бродили по подземельям разрушенного Королевского замка в поисках сокровищ.
Эх, как жаль замок! К сожалению, не отстояли его люди, не равнодушные к истории края, в котором живут. Силы были не равны. «Гнилой зуб прусского милитаризма должен быть вырван!!!» – заявил тогдашний властитель области. Как будто это замок виноват, что те, кто были на вершине государственной пирамиды, развязали кровавую войну. Как будто это замок вбил в сознание людей мысли о превосходстве одной нации над другой. Как будто замок мог повторить страшную историю этого города. И осталось величественное строение, простоявшее семь веков, лишь на старых фотографиях да на сувенирной продукции.
Но вернёмся к тайне Янтарной комнаты. Я столько читала и размышляла о ней, что у меня сложилось своё видение событий, связанных с её пропажей. Возможно, всё было совсем не так. Но кто знает, как оно было на самом деле? А если кто-то и знает, то молчит. Или унёс  эту тайну  в мир иной. Тогда дадим волю фантазии.

***
Шёл январь тысяча девятьсот сорок пятого года. Всё вокруг рушилось. Русские были уже на подступах к Кёнигсбергу. Замкнулось кольцо блокады города-крепости.
Директор Прусского музея в Королевском замке Кёнигсберга Альфред Роде считал Янтарный кабинет чуть ли не своей собственностью. Он мистически ощущал какую-то внутреннюю связь с этим великолепием. В тысяча девятьсот сорок третьем году, когда янтарные панно были доставлены из Царского Села и смонтированы на третьем этаже Королевского замка, доктор Роде, не без основания считавший себя причастным к этому возрождению, заказал гравировку на серебре – своё имя: «Роде. 1943 г. Кёнигсберг» . Как будто хотел этим подчеркнуть, что он навсегда связан с сокровищем. Каждый день он приходил сюда и не мог налюбоваться чудом, где переплелись природная красота камня и искусство прусских мастеров.
Ещё до войны доктор Роде был уверен, что Янтарная комната попала в Россию по ошибке, и её необходимо вернуть в Пруссию. «Янтарную комнату мы вернём, вернём на родину, в Кёнигсберг, - сказал перед войной Альфред Роде своей жене Ильзе, - в этом не может быть сомнений…» 
А сейчас он должен был всё это хрупкое великолепие вместе с другими предметами искусства замуровать в ящики, чтобы по приказу гауляйтера Коха отправить сокровище морем в западную Саксонию. Только доктор Роде решил по-своему: слишком опасно доверять Янтарный кабинет волнам, ненадёжно. Однако приказ есть приказ. Он бережно брал в руки пластины, подолгу их разглядывал, гладил янтарную поверхность и осторожно складывал.
Когда упаковка экспонатов закончилась и в Орденском зале замка громоздились ящики, часть их Альфред Роде распорядился отправить на транспортный корабль «Вильгельм Густлов», выполняя приказ гауляйтера. Никто, скорее всего, не проверял, что было в тех ящиках… И потом, услышав сообщение о катастрофе (транспорт был потоплен русской подлодкой), Роде ухмыльнулся: он-то точно знал, что там не было его сокровища.
А в апреле, перед самым штурмом Кёнигсберга, семьдесят ящиков весом девять центнеров были вывезены из Королевского замка и укрыты в одном из бункеров. Эти бункеры предназначались для гитлеровской диверсионно-террористической организации «Вервольф». Диверсанты готовились к длительному сопротивлению – для них был построен не один десяток мощных подземных сооружений на территории Восточной Пруссии и в самом Кёнигсберге. Целенаправленный взрыв близстоящего дома закрыл вход в место захоронения Янтарного кабинета. Среди всеобщей неразберихи в превращённом в развалины городе только Альфред Роде по одному ему известным приметам мог отыскать это место.
Немцы в спешном порядке покидали разрушенный город: кто шёл пешком, кто ехал в повозке или на велосипеде, женщины везли детские коляски, а рядом ползли колонны танковых частей, — вся эта пугающая вереница двигалась в три-четыре ряда по направлению к морю, в Пилау. Ильзе Роде удивлялась, почему они не пытаются уйти вместе со всеми, ведь любимого города - жемчужины Европы, в котором витал дух Иммануила Канта, после массированных бомбардировок больше не существовало. Однако бывший директор Прусского музея был непреклонен.
- Меня русские не тронут, я никогда не был нацистом, я известный искусствовед, у меня мирная профессия, - убеждал он жену, а сам думал: «Не отдам, никому не отдам своё янтарное чудо - ни немцам, ни русским. Это принадлежит мне. Все они погубят такую красоту. Только я знаю, как надо обращаться с этим великолепием, как сохранить его. Только я в курсе, где оно находится. И без Янтарного кабинета я отсюда никуда не уеду».
И ведь не уехал. Почему? Янтарное сокровище, видимо, было ему дороже собственной жизни. Он не мог оставить в разрушенном городе то, что, казалось, принадлежало ему; то, чему он посвятил всю свою жизнь. По всему выходит, что Янтарная комната не покидала край.
После взятия Кёнигсберга в разрушенный город прибыл русский профессор-искусствовед Брюсов на поиски вывезенных фашистами из России произведений искусства. В Орденском зале, где ещё недавно лежали ящики с бесценными панно Янтарного кабинета, он увидел только медные подвески от Царскосельских дверей, обгорелую резную лепку да железные пластинки с винтами, которыми части панно были прикреплены к стенам ящиков. На основании этого был вынесен вердикт об утрате Янтарной комнаты. Доктор Роде подтвердил, что упакованные панно сгорели в Орденском зале в результате английской бомбардировки. И, странным образом, русская контрразведка от него отстала. Или это было лишь видимостью?
Осенью тысяча девятьсот сорок пятого года Альфред Роде получил радостное известие: оказалось, жив его сын. Доктор торжествовал: он сумел обмануть и русских, и немцев. Пройдёт несколько лет - всё уляжется, начнётся другая жизнь, непримиримые государства больше не будут воевать, и тогда они вместе с сыном вывезут шедевр Прусского искусства в Германию в какой-нибудь маленький невзрачный домик. Он обязательно найдёт способ, как это сделать. И тогда, легко прикасаясь к волшебному камню, только его семья будет наслаждаться этим магическим чудом.
Бывший директор Прусского музея изобразительных искусств и хранитель Кёнигсбергского янтарного собрания Альфред Роде не предполагал, что жить ему и его жене оставалось несколько часов. Или сам запланировал эту «смерть»?
По одной версии они умерли от голода ночью, по другой – скончались от тифа в больнице, по третьей – покончили жизнь самоубийством. Однако не верится в эти версии.
И позже загадочным образом гибли люди, которые пытались приблизиться к тайне.

***
Когда я прохожу мимо того места, где в детстве бродила по развалинам Королевского замка, часто думаю о докторе Роде. Неужели он ни с кем не поделился своей тайной, и никто никогда не найдёт это сокровище? Но ведь один пожилой человек не мог спрятать громоздкие ящики, значит, были свидетели. Почему они молчали? Или не молчали? И кто-то нашёл клад, а теперь наслаждается в одиночестве шедевром? Вопросы, вопросы… Но всё чаще мне в голову приходит мысль, что это не супруги Роде умерли той ночью. Больше похоже на мистификацию. В той неразберихе, что творилась после взятия Кёнигсберга нашими войсками, думаю, это вполне можно было организовать. К тому же как-то в Интернете я наткнулась на такую информацию: «Когда работники «СМЕРШ» обнаружили справку о смерти и выписку о захоронении Роде на кладбище «Луизы», командование приняло решение вскрыть могилу. Десять немецких военнопленных несколько часов долбили мёрзлый грунт. Когда яма достигла глубины почти пять метров, стало ясно: могила пуста. С тех пор ни живыми, ни мертвыми супругов Роде никто не видел».
А вдруг хранитель Янтарного кабинета нашёл способ вывезти своё сокровище и любовался им до настоящей смерти, каждый день заряжаясь великолепием, сотворённым когда-то из смолы реликтовых деревьев? И, возможно, где-нибудь в маленьком саксонском селении в невзрачном домике живёт чудо из солнечного камня, радуя глаз наследников доктора Роде.

***
С этими мыслями я окунулась в золотую осень Екатерининского парка. Я осень не люблю, но отдаю ей должное, когда она разбрасывает краски,

Реклама
Обсуждение
     14:30 24.05.2024 (1)
Очень интересно, таинственно! Покрыто загадкой....
     13:52 25.05.2024
Спасибо за прочтение и отклик, Лада! Загадка до сих пор не разгадана.
     00:02 30.07.2022 (1)
Какая захватывающая работа! Читал, не отрываясь. Жанр интересный. На телевидении это называется док-драма: в документальное теле-расследование вплетаются художественные игровые фрагменты.
Много читал материала об этой жгучей тайне, но не помню, чтобы ящики с панно немцы планировали вывезти на Густлове. Если это не фантазия автора, и комнату отправили на корабль, то Маринеско её похоронил. В печати и инете множество различных версий, но тайна так и не разгадана... Галина, по вашей версии комната всё-таки жива - как хочется в это верить!
Я тоже внимательно рассматривал изумительные панно восстановленного "янтарного кабинета". И был очень удивлён тем, что панно верхнего яруса не набраны из янтаря, а расписаны красками "под янтарь". Но не выяснил: было ли так в оригинале или это вариант наших реставраторов.
Конечно хочется продолжения, но понимаю, что погружение в историческую тайну может и не являться главной темой этого небольшого эссе. Здесь о любви к двум городам, даже к трём, размышления о характерах людей, их судьбах, а по большому счёту и о войне и мире. Интереснейшая работа, безукоризненная по форме и языку. Благодарю, Галина, искренне желаю успехов!
Как бы P.S: Из вашего коммента ниже понял, что версия Густлова высказана Мазурицким.
     20:50 30.07.2022
Спасибо огромное, Александр, за столь развёрнутый отзыв! Было очень интересно ваше мнение. Не уверена, но вроде слышала, что верхний ярус должны были доделать янтарём. Кстати, Мазуцрицкий сказал, что он просто обалдел, когда увидел новую янтарную комнату - он даже представить не мог, что янтарь имеет столько оттенков. А мы с детства видим этот камень. Музей янтаря нам в этом помогает.
     15:28 29.07.2022
Прямо сейчас вернулась с лекции Мазурицкого Александра Михайловича. Это была интереснейшая лекция о разграблении фашистами наших культурных ценностей. Коснулись и поисков янтарной комнаты. По его версии могли погрузить ящики с панно на "Густлов". Но могли и заменить содержимое ящиков на другие ценности. Версий - море, а загадка остаётся загадкой.
     00:09 29.07.2022 (1)
Сколько ж ты всего перевидала!!!
     08:44 29.07.2022 (1)
Привет, Надя! В этих двух городах я живу.
     08:58 29.07.2022
Интересно как!
Спасибо за рассказ...
     19:19 29.04.2021 (1)
«Он мистически ощущал какую-то внутреннюю связь с этим великолепием»

Вот и я о мистике, уважаемая Галина. Она в крови у всех прусских «отцов», и я не думаю, что сам подарок Петру первому, от Фридриха первого, где-то спрятан или покрыт тайнами – его ищут для сенсаций, от которых все устали. А находится он там, где ему и положено быть. 
Уводят в сторону явное – подарки не отбирают, а произошло то, что отобрали назад. Так не должны поступают люди с великой родословной - но поступили. Тень на себя бросили, посчитав, что святыни подобного рода должны находиться там, где должны находиться. 
Считаю, что янтарная комната давно находится в одном из замков династии Гогенцоллернов, может и в других местах, но, доступа к ней нет – святыня вернулась в дом родной. Так решили великие из великих - такими они себя считают.
Если говорить о поисках, и если в этом деле присутствует не только мистика, а и знаковость – подарки так просто не делались в то время. Подарив янтарную комнату, даритель должен быть уверен в своей неприкасаемости и получить вечный в доступе к стране. А не стало страны – подарок вернулся в лоно династии. Такими подарками не разбрасываются – за ними наблюдают, следят, держат в поле зрения. Таково мое мнение, основанное не на фактах, а на деталях, о коих сегодня не принято говорить
Это для нас была война, а там иные мерки от всего произошедшего – всегда нужно сохранять святыни в поле зрния, присутствие которых в других местах - всего лишь знак присутствия одной из семей дарителей. Как знак или символ.
     20:12 29.04.2021 (1)
Спасибо, Никита Антонович! Значит, Вы тоже верите в мистичность этого подарка.
     20:57 29.04.2021
Верю, потому что мистика для нас - ведьмы и чудовища, для них - предметы и строения, которые указывают на силу, т имени которой и имеется власть многовековая.
А как можно засвидетельствовать свое присутствие на земле русской - прусскому королю, если один из символов власти и влияния не разместить в новом ..землевладении? Церковь кресты ставила, они подарками отмечали свое присутствие - "мы уже здесь и это тоже наше".
Я думаю так, уважаемая Галина. 
     13:01 10.01.2021 (1)
Ни разу не была в Питере.
Написано чудесно!

     14:11 10.01.2021 (1)
Спасибо, Анна! Надеюсь, еще побываете в Питере. Оно того стоит.
     17:43 10.01.2021 (1)
Хотелось бы, но как Бог даст.
     19:06 10.01.2021
Очень желаю, чтобы получилось!
     19:03 10.11.2020 (1)
Что ж, такая версия имеет право быть...Замечательно, Галина!
     22:42 10.11.2020
Иван, спасибо за отклик, за оценки и рекомендацию!
     18:37 22.10.2020 (1)
Спасибо тебе больщое за такую сказочную экскурсию! Замечательно получилось.
     20:24 22.10.2020
1
Спасибо, Танечка!
Реклама