Опять невольно отмечаем вежливость представителей туристической фирмы, с нами в автобусе едет сопровождающая Мария, студентка или молодой специалист. На ветровых стёклах автобусов развешены списки пассажиров, нам достался не самый новый «ДЭУ», как и все оборудованный кондиционером. Он хоть и напоминает знакомые нам по ХХ веку венгерские «Икарусы», но существенно усовершенствован. В нём просторный багажник для больших сумок и чемоданов. Ещё дома мы распределили вещи так, чтобы в салоне автобуса с нами были только нужные в пути продукты, вещи и документы, а остальное поедет в багажнике. Для того, чтобы ничего не забыть, мы обычно недели за две до отъезда составляем список необходимых в поездке вещей, потом корректируем его.
Мария рассказывает нам технику безопасности, говорит, что остановки в пути будут через полтора-три часа продолжительностью 15 минут. Дети могут рассчитывать на неплановые остановки, но только дети. Одна стоянка будет в два раза дольше, для ужина. Город Омск мы покидаем 11 августа, в три часа дня в самую жару, здесь около 33 градусов по Цельсию. Останавливаемся, как правило, на стоянках для дальнобойщиков. Здесь туалеты, закусочные. После каждой стоянки Мария тщательно пересчитывает туристов, и только убедившись, что все на месте, даёт команду ехать. В придорожном кафе прошу курицу, мне достаётся её немного прикрытый кожей позвоночник, и уже на кассе узнаю, что стоит он сто рублей. Это упрёк не туристической фирме, а местным властям. Доходы таких кафе формируются, в основном, за счёт летнего наплыва туристов, на это время нанимается временный персонал, владельцам нужно заработать именно в туристический сезон, зимой часть таких заведений закрывается. С удивлением обнаруживаем, что наша главная дорога страны от Москвы до Владивостока имеет от Омска до Новосибирска всего по одной полосе движения в каждом направлении.
Очень долго едем по окраинам ночного Новосибирска, наконец, он остаётся позади, и на первой же остановке нас встречает уже не зной, а ночная прохлада. На въезде в Алтайский край стоит гостиница «Грань Алтая».
Ночь. Около гостиницы "Грань Алтая".
С удивлением отмечаем, что бензин здесь на расположенной рядом заправочной станции на десять процентов дешевле, чем в Омске, где есть свой нефтеперерабатывающий завод и мощный нефтепровод к нему.
Фотографируемся на фоне трёхэтажного отеля и иллюминации в виде разноцветных деревьев. Туалета на «грани» нет, и туристы совершают походы в лесок. Скоро рассвет, в Древнем Риме это время называлось часом Быка.
Город Бийск встречает нас туманом, но видимость около ста метров, и мы едем, не снижая скорости. Уже светло.
Останавливаемся около небольшого придорожного рынка в селе Сростки, на родине Василия Макаровича Шукшина.
Фотографируемся на фоне кафе «Печки-лавочки» и «Калина Красная». Туристы покупают малосольные огурцы, воду, пирожки, молоко.
Следующая остановка уже в районе озера Ая. Часть туристов из нашего автобуса направляется на турбазу «Шамбала» - она расположена у дороги, мы же кладём свои сумки и рюкзаки в «Газель» и идём 200 метров в сторону Катуни на турбазу «Алтан». У ворот за небольшим столиком сидит охранник с ноутбуком. Здесь же автостоянка за сто рублей в сутки. Замечаем автомобили с номерами почти всех регионов Сибирского и Уральского федеральных округов, есть и омские. Некоторые туристы добираются сюда на легковых машинах. Мы с Сергеем обговариваем, что в следующий раз сюда нужно ехать личным транспортом.