На фото мой прадед и мой отец. У прадеда в руках - цимбал. Примерно середина тридцатых годов ХХ века.
В июне 1775 года императорские войска заняли Запорожскую Сечь, корни существования которой восходили ещё ко временам Золотой Орды. А в августе вышел Манифест Екатерины Второй. Сечь упразднялась. После этого небольшой отряд около тридцати всадников с обозом, оружием и припасами двинулся в Сибирь, на вольные земли. Они перевалили через Урал и перед рождеством по Владимирскому тракту подъехали к небольшой крепости на берегу Иртыша. Это было село Пустынное, которое располагалось немного ближе к Иртышу, на Старине.
В июне 1775 года императорские войска заняли Запорожскую Сечь, корни существования которой восходили ещё ко временам Золотой Орды. А в августе вышел Манифест Екатерины Второй. Сечь упразднялась. После этого небольшой отряд около тридцати всадников с обозом, оружием и припасами двинулся в Сибирь, на вольные земли. Они перевалили через Урал и перед рождеством по Владимирскому тракту подъехали к небольшой крепости на берегу Иртыша. Это было село Пустынное, которое располагалось немного ближе к Иртышу, на Старине.
Из семейных преданий известно, что среди них были и братья Кудренко. Впервые эта фамилия упоминается в списках Запорожского войска ещё в 1649 году. Это из Интернета:
«Реестр Войска Запорожского 1649 г.»
Мирон Кудренко – Брацлавский полк, полковая сотня
Иван Кудренко – Переяславский полк, полковая сотня
Хома Кудренко – Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча
Васко Кудренко – Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча
Мирон Кудренков брат– Переяславский полк, сотня Ивана Бабыча
Богдан Кудренко – Бужинская сотня
Назар Кудренко – Жовнинская сотня
Ничипор Кудренко – Кропивненский полк, Яблоновская сотня
Матвей Кудренко – Полтавский полк, Оксютина сотня
Матвей Кудренко – Полтавский полк, Зеньковская сотня
Лаврин Кудренко – Полтавский полк, Лубенская сотня
Семен Кудренко – Миргородский полк, сотня Андросова»
Среди прибывших в Сибирь было два брата Кудренко. Можно сказать, прибыли они в село Пустынное вовремя. Жители Пустынного и сейчас не всегда ладят с татарским населением. Пустынцы иногда проверяют чужие зимние сооружения для рыбного лова – катцы. Из-за этого происходят бытовые ссоры. В 1775 году причины были, по всей видимости, посерьёзнее. Татары из нескольких сёл обложили Пустынский острог. Население пряталось за стенами крепости и ждало подкрепления или рождественского чуда.
Местность на запад С высокого берега Иртыша просматривалась далеко: от двадцати до сорока километров. Осада была организована всего лишь пятью десятками степняков, но и этого хватило. И вот вдали на лугу показалась сначала маленькая чёрная точка, которая начала расти, увеличиваясь в размерах по мере приближения. Это был довольно большой для Владимирского тракта обоз. По мере приближения стало понятно, что едут вооружённые люди. У них было даже две бронзовые пушки. На этом осада Пустынного закончилась. Разведчики осаждавших выехали навстречу обозу, вернулись к острогу и осада была снята. После этого подобных инцидентов в этой местности не наблюдалось.
Особенностью запорожских казаков было то, что в Сечи они не женились. Но по прибытию в Сибирь на постоянное место жительство с этой традицией пришлось расстаться. Невесты нашлись каждому из тридцати воинов. Кто-то женился на русских из Пустынного и соседних сёл, а кто-то на татарских женщинах. В Сибири мы все давно и основательно перемешались. И сейчас часты межнациональные браки.
Как рассказывал моему отцу его дед Иннокентий Кириллович Кудренко (1855-1938), к концу восемнадцатого века у двух братьев Кудренко было девять сыновей, но через сто лет к концу девятнадцатого в селе остался он один из рода Кудренко. Его единственный брат уехал из Пустынного в Новониколаевск. У Иннокентия и его жены Аграфены своих детей не было. Они усыновили, крестили и воспитали родного племянника Аграфены, сына её сестры Евдокии. Мальчишку при крещении назвали Ванифатием Иннокентьевичем. До шестнадцати лет он не знал, кто его настоящие мать и отец.
Через сто пятьдесят лет уже ничего от запорожских казаков не осталось ни в обычаях, ни в языке. Осталась фамилия. Прадед Иннокентий состоял в Сибирском Казачьем войске. В тридцатых годах ХХ века его собаку звали Гай. В украинском языке это слово означает небольшую рощу. А в русском – облаву при загоне зверя на охоте и крик, шум участвующей в загоне толпы. Какой термин имел в виду прадед, называя так собаку, остаётся только догадываться. Вторую его охотничью собаку звали Венерка. Застольных песен семье родителей отца на украинском языке никогда не пели, хотя у нас в Сибири они имели хождение вплоть до недавних событий.
2020.
2020.