Фото. Автостоянка. Надземная часть.
Раздумья о сегодняшнем состоянии экономики страны натолкнули на воспоминание о строительстве одного объекта. Это была подземно-надземная автостоянка. И не технология запомнилась, а экономическая сторона строительства. Земля в центре города дорогая, и чтобы получить её под строительство, нужно заплатить не только в бюджет города, но и потратиться на процедуру получения её в аренду под строительство с правом последующего выкупа в собственность.
На этом месте располагалось казачье кладбище времён основания города. В первой четверти ХХ века землю отдали под индивидуальную застройку, но в начале нынешнего века частные дома пошли под снос. Потом на этом месте разрешили построить автостоянку. Котлован был глубиной около шести метров, все культурные слои оказались пройдены и выброшены в отвал. Встречались человеческие кости, и даже череп ребёнка долгое время лежал на бетонной плите. Как разрешили в этом месте строить сооружение с глубокой подземной частью, остаётся только догадываться. Разрешили, однако! А для получения разрешения всегда необходимы археологические исследования. Но ими занимаются общества с ограниченной ответственностью (во всех смыслах), не получающие никакого государственного финансирования. Поэтому результаты раскопок заранее определяет заказчик.
Теплотрассу, попадающую под пятно застройки, разрешили вынести, но о ней позже. Деревья снесли. Через месяц уже вырытый котлован затопило, когда экскаватор задел эту теплотрассу ковшом при разработке траншеи рядом с котлованом. Под водой оказались два контейнера с инструментом: подрядчика и субподрядчика. Проектировщики по настоянию заказчика максимально удешевляли проект. От свайных фундаментов под колонны подземной части отказались. Стены сделали минимально тонкими, усилив арматуру. В результате бетон, укладываемый в зимнее время, трудно было вибрировать. Субподрядчик отказался продолжать работу, когда возникли проблемы с учётом привезённого бетона. Заказчик покупал жидкий бетон на заводе, привозил на объект своим транспортом, а потом у подрядчика образовалась недостача на охраняемом заказчиком объекте.
Теплотрассу, попадающую пот «пятно застройки» вынесли. Проложили новые трубы в обход автостоянки. Прораб заказал за свой счёт автомобиль с длинным седельным полуприцепом, и сдал старые трубы на металлолом. Бизнес!
Субподрядчики менялись. Колонны подземной части тем временем стали проседать. Их выравнивали и наращивали. В результате стоянка была достроена, но не сдана. Комиссия отказалась подписывать акт о её приёмке.
- Ну и что? – сказал собственник, и начал эксплуатировать объект. Живущие рядом владельцы автомобилей ставили свои машины в подземное помещение и оставляли под открытым небом на бетонных перекрытиях подземной. Стоянка работала и приносила доход. От всевозможных проверок контролирующих органов собственнику было дешевле откупиться, чем вкладывать деньги в доведение сооружения до требований строительных норм и правил. У проверяющих тоже появился стабильный источник дохода.
В девяностые годы победили не те, кто зарабатывал свои первые деньги упорным трудом, а те, кто привык воровать их у государства и жаждал получить право их легального использования. В выигрыше оказались спекулянты всех мастей, владельцы подпольных цехов и откровенные бандиты, использующие в своих методах обогащения рэкет, мошенничество, рейдерство, вымогательство и подкуп власть имущих. Закончилась ли эпоха девяностых? В чём-то да, завершилась. А по некоторым направлениям – продолжается.
2015.
она должна вот-вот рухнуть. Я насчитал
более 30 автомобилей. Каждый больше
тонны.