Этот случай произошёл в первой половине мая 1979 года, когда я работал на Алтае, но уже собирался возвращаться в Омскую область. Участники событий водитель, тракторист, автомобиль «Колхида» - "грузинское чудо", трактор «ДТ-75».
В Павловской передвижной механизированной колонне треста «Барнаулводстрой» собирались перевозить трактор на участок проведения культурно-технических работ.
Со специального пандуса трактор был загнан на грузовую платформу полуприцепа автомобиля. Водитель подъехал к конторе и зашёл в диспетчерский пункт выписать путёвку. Выйдя с путёвкой из здания конторы, он обратил внимание на то, что трактор стоит ближе к заднему мосту полуприцепа, чем к заднему же мосту автомобиля. Он попросил тракториста перегнать трактор немного вперёд для удобства перевозки.
Трактор стоял на платформе готовый к перевозке. У наго была включена передняя передача, чтобы исключить самопроизвольное перемещение груза по платформе за счёт инерции при ускорении и торможении. Тракторист забрался в кузов и стал готовить трактор к запуску. Обычно трактора заводили один раз в день утром и на земле. На тормоза не ставили, трансмиссию не включали. Сработал стереотип, тракторист заводил трактор как всегда, «на автопилоте».
Завёл пусковой двигатель и от него передал, включив бендикс, вращение на основной. В туже секунду вспомнил, что передача не выключена, потому что трактор дёрнулся и помчался вперёд. Когда "ДТ-75" подъехал к переднему борту полуприцепа и с грохотом ударился в него, все в конторе посмотрели в окна. Я увидел, как трактор упёрся гусеницами в передний борт, потом поднялся на него, задирая переднюю часть. В какой-то момент двигатель перевесил заднюю часть, и трактор с грохотом обрушился на кабину «Колхиды». Когда «ДТ-75» спускался с кабины автомобиля на землю, к нему подбежал тракторист и заглушил двигатель, рванув вниз рычаг сектора газа.
Все выбежали из конторы, я подбежал к кабине автомобиля и убедился, что она пустая. Правя дверка её была распахнута и кабина хорошо просматривалась. Удостоверившись, что обошлось без жертв, а «железа на Урале хватит», я сходил домой за фотоаппаратом, благо ходьбы было минут пять туда и обратно, сфотографировал место происшествие с двух сторон. Произошедшее событие меня на прямую не касалось, я был начальником производственного отдела. Чертежи, письма и согласования при этом не пострадали. Шестнадцатого мая я уволился и через неделю уже работал в Большеречье.
06.05.2020.