Уровни восприятия и соответствующие им модели поведения человека
В данных заметках изложены не научные изыскания, а только собственное видение автором исследуемой проблемы.
Картинка из жизни
В десяти метрах от моего дома расположен детский сад. Каждое утро (за исключением выходных, конечно) собираясь на работу, я слышу у себя прямо под окном чудесную музыку детских голосов. Это стоит слышать, господа, чтобы быть вполне счастливым человеком: снизу звонкий детский гомон, сверху птичий щебет!
Если внимательно прислушаться к отдельным звукам, доносящихся, в основном, снизу, то можно услышать и представить себе настоящие сцены из суетливой жизни маленьких человечков. И каждая сцена могла бы стать основой для любого повествования. Вот, к примеру, слышу, что внизу, где-то еще за полквартала до подходов к детскому саду родился отчаянный рев какого-то карапуза. Понятно: мама тащит ребенка в детский сад, а ему в детский сад не хочется. И несчастный малыш громко заявляет об этом маме и призывает в свидетели всю округу. Но мама торопится на работу. Ей, разумеется, совсем не хочется расставаться со своим ребенком, но и на работу опаздывать тоже не хочется.
Я высовываюсь в окно. Так и есть: в кадре именно только что описанная картина. С тем дополнением, что орущего малыша, лет 3-х - 4-х, за обе руки тянут женщина с мужчиной. Вероятно, мама с папой.
Вот мама с папой завели малыша в калитку. А во дворе уже вовсю идет утренняя зарядка под музыку. Под руководством воспитательницы дети старательно вышагивают по кругу и делают различные упражнения. С появлением во дворе садика ревущего ребятенка, зарядка вместе с музыкой временно приостанавливается. Все взоры и все внимание присутствующих во дворе немедленно обращается на возмутителя спокойствия. Воспитательница приветливо машет пришедшим рукой и зовет малыша принять участие в зарядке. Кто-то из детей подбегает к страдальцу и участливо берет его за руку.
И плач немедленно прекращается. Малыш послушно топает в круг и включается в действие, забыв даже попрощаться со своими родителями, которые, воспользовавшись моментом, спешно ретируются за калитку.
Я с чувством глубокого удовлетворения отхожу от окна. Слава богу! Драма плавно перетекла в бытовую сцену!
Прекрасная пора – детство! Мы, взрослые, часто ловим себя на мысли, что неплохо было бы, черт возьми, как-нибудь опять окунуться в детство! Хотя бы на немного, на чуть-чуть. Почувствовать себя беззаботным и свободным от всевозможных условностей, обязанностей, ограничений, которые налагает на нас цивилизованный взрослый мир. Порой мы «убегаем» в детство и …застываем перед экраном телевизора, погрузившись взором в детский мультик, неистово гремим трещоткой и свистим на стадионе, радуясь победе «нашей» команды, по-детски самозабвенно пляшем на вечере встречи выпускников – мы позволяем себе иногда делать много всяких «детских» глупостей, прекрасно осознавая, что все это - понарошку, и все наши «шалости» - только лишь краткие мгновения, украшающие нашу жизнь. Потому что мы взрослые. У взрослых жизнь очень даже отличается (и должна отличаться) от жизни детей. Так устроена жизнь. Поверьте, господа, жизнь, сама по себе, устроена достаточно мудро. Ибо мудрость эта состоит в том, что всему должно быть свое время, место и назначение. Чуть вышел за пределы допустимого – неизбежны конфликты с окружающими. А всякий конфликт – это уже драма.
Вышеописанная ситуация с плачущим малышом не является драмой, поскольку тут нет конфликта. Каждый из участников сцены ведет себя так, как и должно быть. Малыш ревет, потому что иначе он не в состоянии заявить о своих желаниях и ощущениях. Папа с мамой тоже поступают вполне эквивалентно ситуации. Все в пределах нормы поведения каждого.
В то же время было бы весьма странно видеть, если бы, к примеру, в рев пустились родители малыша. Ну, это, конечно, шутка, скажете. Взрослым не свойственно вести себя по-детски. Разумеется, не свойственно. Взрослые должны поступать так, как и подобает взрослым. А дети – это дети…
Однако смею со всей мерой ответственности заявить, господа, что больше половины взрослого населения нашей страны в обычной бытовой обстановке позволяет проявлять себя именно по-детски. А часть из этой половины и вовсе по-младенчески.
Доказательства? Да хоть отбавляй! Скажем, взрослым не свойственно безоговорочно принимать на веру всякую ахинею, какую несут всевозможные мошенники и шарлатаны, пытаясь всучить кому-либо негодный товар, или выманить изрядную сумму из кошелька. Взрослым не свойственно вечно обижаться и копить мелкие обиды на родственников, друзей, коллег и знакомых. Взрослый никогда не станет донимать своими рассуждениями «за жизнь» незнакомых попутчиков в трамвае или троллейбусе. Взрослый никогда не поведется на провокации и подстрекательства какого-либо демагога к бунту, к вооруженному акту неповиновения и прочим подобным действиям. Взрослый, совершивший противоправный поступок, не станет тупо выкручиваться и оправдываться, заявляя при этом: «Черт попутал!», «Она сама на кулак налетела», или «Я больше не буду!». Взрослый вообще не пойдет на какое-либо правонарушение, поскольку прекрасно осознает, что совершает, понимает степень ответственности и в своих проявлениях действует рассудочно. А у ребенка все на эмоциях, желаниях, ощущениях. И если взрослый человек совершает поступки, направленные эмоциями и желаниями, и ведет себя так, как описано выше, то перед нами не взрослый, а взрослый «ребенок».
И таких взрослых «детей», «младенцев» и «подростков», увы, неисчислимое множество. Они, естественно, и не подозревают, что, прожив свои 20,30,50 лет, так и не сумели выскочить из коротких штанишек в своем восприятии окружающей действительности, а, следовательно, и в своих проявлениях. Эти взрослые самоуверенно воображают, что они все умеют, все знают, имеют полное право (на всё мыслимое и немыслимое), что они свободные личности – короче, достаточно взрослые, чтобы полностью распоряжаться всем, что предоставила им жизнь, и людьми, которые находятся у них в подчинении. И при этом такие взрослые частенько совершают поступки, свойственные поведению детей.
Винить, а, тем более, карать таких людей невозможно. Нет таких законов, чтобы людей карали за несвойственные их возрасту поступки. Да и не за что, если они не совершили каких-либо противоправных или преступных деяний. Взрослые дети (младенцы, подростки) просто так приспособлены. В своем восприятии они не выросли до уровня взрослого, хотя физиологически, умственно и психически абсолютно нормально соответствуют своему возрасту. Во всех младенческих, детских и подростковых проявлениях и поведении взрослых проблема почти во всем состоит в особенностях уровня восприятия. Чтобы разобраться в особенностях каждого уровня восприятия, следует сначала понять, что есть такое само восприятие
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Иными словами,восприятие – это способность человека воспринимать и отражать окружающую действительность в чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Без восприятия не может быть развития личности, да и сама жизнь человека была бы во многом проблематична, поскольку восприятие – это самый первый и главный канал связи человека с окружающим миром. Как известно, восприятие имеется у всех живых существ. И всякое живое существо способно реагировать на внешние раздражители. Реакция человека на всевозможные внешние и внутренние раздражители – это сложнейший процесс, непосредственно связанный с импульсами, ощущениями, эмоциями и чувствами человека в любом его психическом и физическом состоянии.
Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзию.
Иллюзия - это искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся. Часто иллюзия проявляется в мечтах, несбыточных надеждах, представлениях. Иллюзии, как правило, уводят человека от реальности в некий искусственный мир, где человеку кажется, что там, в мире иллюзий, все прекрасно, легко и свободно. Часто человек сам загоняет себя в мир иллюзий с помощью каких-то средств: алкоголя, наркотиков, компьютерных игр, страстных увлечений и т.п.
Восприятие может быть сознательным, предсознательным и подсознательным. Подсознательное восприятие не требует от индивида расхода каких-либо физических и духовных сил.
Подсознательное (или, точнее, бессознательное) восприятие находит выражение в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в подпороговом восприятии, в непроизвольном запоминании, а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются.
К бессознательному восприятию относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него – как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам и проявляясь в них в искаженном виде – в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях и т.п.
Предсознательное восприятие – это восприятие, при котором мысли и чувства не осознаются человеком, но могут быть осознаны либо с трудом, либо вовсе без труда, но при определенных условиях.
Предсознательное и сознательное восприятие требует от человека расхода сил, он в состоянии контролировать и регулировать свои ощущения, желания, состояния и проявления. Каковы возможности контроля и регулировки восприятия, зависит от его уровня. Уровень восприятия определяется по внешним проявлениям человека в обычной (неэкстремальной) повседневной обстановке.
Восприятие человека способно развиваться и изменяться в ходе жизненного развития самого человека. Восприятие напрямую влияет на развитие и состояние мышления человека, но не зависит от вида, формы, уровня и качества мышления.
Уровни восприятия и поведения
Наше восприятие в повседневной, обыденной и в экстремальной обстановке при отсутствии внутреннего контроля выявляет определенный уровень, который может быть низким или высоким. Уровень восприятия не является показателем социального статуса, умственных способностей, психического состояния или состояния здоровья
Есть взрослые, которые считают себя взрослыми, потому что достаточно хорошо поднялись в сантиметрах, внешне довольно смахивают на взрослых, да и по возрасту ушли далеко за 30. А взрослыми назвать их как-то язык не поворачивается, потому что поведение этих людей напоминает поведение детей или подростков, или даже младенцев. Капризничают, обижаются, болтают без умолку о пустом, сплетничают втихаря за спиной у начальства, дерутся, хулиганят – ну, и все такое прочее. Это взрослые «младенцы», взрослые «дети», взрослые «подростки».
Эта книга предназначена для настоящих взрослых, которые очень хотят быть действительно взрослыми, и стремятся к тому, чтобы их дети и внуки тоже когда-нибудь стали взрослыми. Чем больше в обществе будет «взрослых» взрослых, и чем скорее это произойдет, тем лучше мы все будем жить.
Автор.