Дневник инструктора райкома КПСС. 73. Барщина.
«Партийная организация должна добиваться,
чтобы каждый коммунист соблюдал сам и
прививал трудящимся нравственные принципы,
изложенные в Программе КПСС – моральном
кодексе строителя коммунизма:
чтобы каждый коммунист соблюдал сам и
прививал трудящимся нравственные принципы,
изложенные в Программе КПСС – моральном
кодексе строителя коммунизма:
… «добросовестный труд на благо общества: кто не работает – тот не ест»;
Из Устава КПСС.
Барщиной при феодализме называлась обязательная работа крепостного крестьянина на своего феодала - барина. Её доля была до шести дней в неделю.
При «реальном социализме» вся земля принадлежала одному феодалу – государству. Феодал управлял этой землёй через своих республиканских, краевых и областных вассалов. Те, в свою очередь, отдавали в пользование своим вассалам наделы земли вместе с населением – автономные области и округа, районы. В районах первые секретари райкомов партии наделяли особыми правами на отдельных территориях директоров совхозов и председателей колхозов. Секретари партийных комитетов здесь оказывались уже на вторых позициях.
Жители сёл не могли свободно уезжать. Чтобы отправить ребёнка учиться в город из «непаспартизированной» местности, нужно было получить справку в сельском Совете. На практике – дать поросёнка «на лапу» секретарю Совета. Только в шестидесятые годы селянам начали выдавать паспорта. Но остался институт прописки, в городах не прописывали, а без этого не брали на работу. По сути – сохранялись элементы крепостного права.
Директор совхоза имел неограниченную власть. Только по решению руководителя области происходило его назначение и освобождение. Председатель сельского Совета и секретарь парткома на практике работали под его руководством. Не все директора умели избежать «головокружений от полновластия». Прокурор района Кабин в 1986 году рассказывал о случае, когда директор совхоза Щорс не принимал «на любую работу» передовую доярку, поругавшуюся в магазине с его женой из-за одного хвоста селёдки. И это притом, что кадров хронически не хватало, совхоз каждый год привозил по организованному набору до двадцати семей.
В уборке урожая принимало участие почти всё население страны. С пятого класса школьники убирали картошку на полях колхозов и совхозов. Студенты уезжали «на уборочную» на месяц. Иногда их задерживали дольше, когда «битва с небывалым урожаем» затягивалась. На «борьбу» направляли работников заводов, фабрик, воинские части с техникой. В уборке урожая участвовали работники аэрокосмической промышленности, профессора консерваторий, творческие коллективы. Жители райцентров принудительно участвовали в весеннем севе, заготовке сена, прополке свёклы. Потом только по официальным данным не удавалось сохранить до весны треть урожая овощей.
Аппарат райкомов КПСС и ВЛКСМ в середине октября выехал на уборку свёклы. Секретари в этом выезде не участвовали. Шёл первый снег. Снежинки едва не превосходили собираемую свёклу по размеру. Красиво. Первый снег всегда радует. Но здесь радость перемешивалась с каким-то чувством тревоги. По полю проехал трактор с плоскорезом и поднял землю вместе с корнеплодами. Их вытаскивали из земли, отряхивали и бросали в тракторную телегу. Руки очень скоро стали мерзнуть, ноги вязли в грязи. Спецодежды и спецобуви не выдавали. Когда через час трактор не вернулся, секретарь парторганизации работников аппарата Крутов, главнокомандующий этого важного «политического» мероприятия, сказал:
- Бросайте в кучи, потом сбросаем в телегу, когда приедет трактор.
Работа продолжилась. Дошли до небольшого леска. Развели костёр. Стали греться и сушиться у огня. Подъехал агроном отделения Теодор Василевский на лошади. Спросили про трактор. Никто не верил, что эту свёклу вообще когда-нибудь увезут с поля, это наблюдалось повсеместно. Так оно и вышло. Через три недели Василевский приехал в райком партии на занятия школы молодого коммуниста.
- Свёклу вывезли? – спросил у него один из инструкторов.
- Собираемся, - честно ответил агроном центрального отделения передового совхоза, глядя на заснеженные ели за окном райкома партии.
Такой же барщиной были и субботники, ленинский, в преддверии дня рождения вождя – 22 апреля, и ещё много других: по благоустройству, для перечислений в фонд мира, голодающей Африке. Каждая восьмая суббота была рабочей, потому что по конституции рабочая неделя была 41 час. Производительность в субботу была низкая, хотя и назывались субботники школой коммунистического труда. Только инициаторы соцсоревнования делали на субботники две нормы и более. Остальные же работали спустя рукава, присматривая, что же стащить с предприятия, чтобы день не зря прошёл.
Наш реальный социализм даже по пяти-стадийной классификации Маркса мог претендовать только на статус государственного феодализма. Но даже в условиях феодализма русский народ умудрялся совершать великие подвиги и одерживать победы, порой ценой великих потерь всего народа и его лучших сынов и дочерей.
Ноябрь 1987.