Произведение «Байки студента - разгильдяя. Гребля на ялах»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Эпизоды из моей юности.
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.2
Баллы: 35
Читатели: 589 +1
Дата:
Произведение «Эпизоды из моей юности. Студент. Гребля на ялах» заняло 1 - место на «Конкурс «Физкультпривет!»»
10.08.2020
Предисловие:
Один из вариантов нашей команды: :на первой банке (скамье)  Змазнев и Смирнов, на второй Зарадский и Клюев, на третьей я и Бетер

Байки студента - разгильдяя. Гребля на ялах

   Я расскажу сегодня об одном достаточно специфическом виде спорта. Дело в том, что - если индивидуально, теми или иными спортивными упражнениями занимаются, почти все подростки, а часто и молодые люди, то командные виды спорта стоят для людей, несколько обособленно. В особенности те из них, которые требуют сложного или нестандартного технического оснащения занимающихся.

   Уже на первом курсе ТРТИ (Таганрогского радиотехнического института), помимо обязательных для всех общих занятий на кафедре физкультуры, и периодического посещения секции бокса, подался я, с несколькими ребятами из нашей группы в городской яхт-клуб.
Поскольку Таганрог город морской, наш институт имел там небольшую зону, для плановых занятий своих студентов и преподавателей.
Несколько яхт, использовались опытными спортсменами из их числа.

  Для новичков же, вроде нас, имелись деревянные шестивёсельные  ялы.
Ял-6 или шестивёсельный ял — мореходная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением. Обычно изготавливается из дерева, в последнее время чаще из пластика, приводимое в движение вёслами, парусами или подвесным мотором. Имеет следующие параметры: длина — 6,11 м, ширина — 1,85 м, высота от киля до планширя (по миделю) — 0,91 м, масса 600—650 кг (деревянные), 450—500 кг (пластиковые).
Управлялся такой ял шестью гребцами (по три, попарно, сидевшими с  каждого борта), и рулевым сидевшим на корме.

   Должен сразу сказать, что под парусом мы не ходили;  разве что - один или два раза, когда с нами плавал наш тренер из яхт-клуба. С чем это было связано, я уже не помню.
Однако, никого из нас это не огорчало, так как оказалось, что заниматься греблей на таких шлюпках - исключительно интересно!  Костяк нашего коллектива сложился буквально за три-четыре занятия, и в дальнейшем разовые замены гребцов случались, лишь по необходимости, ввиду очень уважительных причин.
  На самом деле, стащить такую махину в воду, залезть в неё, оттабанить её от берега (причалом пользовались только яхты), а в конце занятия вытащить на берег опять - задача далеко не из лёгких!  Однако получаемое удовольствие, от процесса самой гребли, когда благодаря слаженным движениям вёсел - подчиняющаяся тебе огромная шлюпка с лёгкостью летит по воде, перевешивало всё!
  Вообще рассказать об этом достаточно трудно. Отчасти это можно представить себе, разве что, сравнив испытываемые гребцом ощущения с теми, которые хорошо известны гимнасту, без устали подтягивающемуся на турнике.
Разница лишь в том, что гребец всё время, то расслабляет  мышцы, занося весло над водой, перед каждым его новым погружением в эту среду, то сильно сокращает их,  сперва подтягивая к себе, а потом отталкивая непослушную и сопротивляющуюся этому воду, лопастью своего весла. В итоге грести так, можно достаточно долго. А на перекладине обычный человек выдыхается, как правило, менее чем, на полутора десятках подтягиваний к ней.
   Приятное напряжение всех работающих мышц, ощущение того, как они наливаются силой;  лёгкий морской ветерок, вода за бортом, чайки пролетающие тут и там неподалеку... всё было просто замечательно, во время гребли. Единственное неудобство - продувало потеющие, а частично и намокающие спины, в районе почек.
Но мы были молоды, и на подобные минусы - не обращали особого внимания.

   Перед греблей мы, на каждом занятии, разогревались общефизическими упражнениями, поднимали штангу и гири, бегали по залу.
В зимнее же время, когда плавание в море стало невозможным - месяца на два или три вообще ушли в спортивный зал, развивать силу. Нужно сказать, что подобрались в команде ребята в основном не крупные.
  Я, например, весил в то время менее шестидесяти килограммов. Ещё четверо были примерно такими же.
И лишь двое загребных, сидевших на первой банке скамье первыми, лицом к рулевому, чьей обязанностью было задавать всем остальным общий темп гребли, всегда были потяжелее и более рослыми, чем все остальные.
  Навыки гребли нарабатывались нами достаточно быстро, и после нескольких занятий были доведены почти до автоматизма, что очень важно в любом виде спорта. После этого оставалось шлифовать их, учиться максимально расслабляться и напрягаться, нарабатывать оптимальную глубину  и угол погружения лопасти весла в воду, добиться максимальной единой слаженности в общих движениях.
На всё это ушло наверное, пара месяцев плавания - в позднюю осеннюю и раннюю весеннюю пору, в дождь, ветер, и при других неблагоприятных условиях.

  А весной на ялы пришли заниматься, в общем порядке, и остальные наши сокурсники. У кого-то из них дела пошли лучше, у кого-то хуже.
Хорошо запомнился один случай, когда у двух ялов почему-то перепутались причальные канаты, и Вася Шевченко из нашей группы, в полный голос стал объяснять парню из другой команды: "Вот, смотри сюда!.. У нас с тобой два конца..." Девушки-болельщицы просто повалились со смеху. 

  Однако, кроме нас, по-настоящему, этим видом спорта мало кто заболел, так как ярко выраженных лидеров ял не приветствует. Это спорт командный!
  И нагляднее всего это проявилось, через месяц или полтора, когда пришлось всем нам грести, в плохую ветреную и дождливую погоду.
  
  Вот тут-то нас, и попытались поддеть, ребята из другой группы, и другой специальности, нашего же факультета и потока.
Но, если у нас в команде все были, в буквальном смысле слова "вчерашними школьниками", то их команда подобралась полностью, из атлетического сложения парней, поступивших учиться в институт - уже после армии.
  С насмешками обещали они показать собравшимся зрителям, среди которых было много девушек, что все наши тренировки ничего не стоят - против их физической силы и подготовки.
  Разумеется, нам было интересно - сравнить себя с ними!
  В итоге вызов был принят, и оба яла выведены, соревнующимися командами, на стартовую черту, метрах в двадцати от берега.
По команде преподавателя гребля началась. Нужно сказать, что их задор был в определённой степени оправдан, так как волнение моря было значительно выше среднего, а грести требовалось против набегавших волн.

  Однако, слаженность работы нашей команды, тут же оказалась решающим фактором. Мы очень легко и достаточно быстро оторвались от своих преследователей, работающих задорно, гребущих сильно, но не ощущающих себя единым целым. а когда встали на воде своей кормой впереди их носа, стало ясно, что сделать им, для победы -  уже ничего не удастся!
  И вот тут, чтобы окончательно добить противника, наша команда, по моему предложению, на бушующих волнах описала полный круг, вокруг их яла, и опять вышла перед их носом в направлении движения!
Фиаско противника было полнейшим и настолько очевидным, что их команда просто прекратила гонку, и бросив вёсла, начала выяснять отношения между собой.
  Таким образом, хотя любой из наших гребцов был легче и физически слабее, каждого участника из той команды - однако, в целом - в соревновании, мы показали себя выше их, на несколько голов.
Больше они с нами, уже никогда, не пытались соперничать, как впрочем и все другие знакомые ребята.

  А вот ближе к майским праздникам, того же года, состоялись общеинститутские соревнования, послужившие для нас серьёзной проверкой.
Команд было много. Дистанция гребли составляла два километра.
В один и тот же день, состоялись два или три полуфинальных заплыва, и финальный - собравший, не то шесть, не то восемь команд.

  Итак, раздался свисток судьи, и гонка ялов началась.
Нагрузка была просто запредельной. Соперники опытными.  Достаточно сказать, что к концу дистанции мышцы моих рук набухли вдвое, по сравнению с обычным своим состоянием! 
  То один, то другой ял шёл чуть впереди. И всё же, в конце дистанции, мы волевым усилием, выиграли эту сумасшедшую гонку, опередив ближайших конкурентов корпуса на полтора считая от длины яла! А это очень много, хотя в секундах разрыв оказался крошечным!
Вот так, мы стали в том году Чемпионами института!
  В дальнейшем, мы ходили в яхт-клуб, грести, уже для собственного удовольствия, ещё года два или три.
Однако, должен сказать, что когда собравшись через несколько лет, после окончания ВУЗа, разок покатались под руководством инструктора, на большой крейсерской яхте с каютой,  но уже под парусом, и даже попробовали, чуть поуправлять ею, вдали от берега, то - ощущения восторга, у всех нас, были ещё сильнее!

... Я же, до сих пор испытываю величайшее удовольствие, когда мне изредка удаётся - поплавать по озёрам и погрести там, на обычных лодочках, в городских парках...
Послесловие:
На фото:  один из вариантов команды нашего яла. Впереди загребные. Фотографирует рулевой, которого не видно на снимке.
Реклама
Обсуждение
     00:00 16.02.2024 (1)
Спасибо, Владимир. Очень интересно. И написано захватывающе.
     11:32 17.02.2024
Всё живо в памяти, похоже дело в этом.

Спасибо, Ирина!
     23:22 16.02.2022 (1)
     07:51 17.02.2022 (1)
     14:13 17.02.2022
     12:35 13.11.2021 (1)
На рыбалке на Ладоге километров в шести от берега попали под серьёзную волну. Катер "Прогресс"  с 20 -ти сильным мотором. Вот страхов где натерпелись. Представляю себе гребную лодку в таких условиях.
     12:45 13.11.2021
Ял очень устойчив на волне. Он просто и естественно подымается на неё, и так же спускается. Без оснастки парусами перевернуться ему достаточно маловероятно. Конечно, при шторме его вполне может наполнить водой.
Но, отчего-то, даже плавая в непогоду - абсолютно никакого страха я не испытывал. Как, впрочем, и мои товарищи.
Было соревновательное настроение, и всё!
     13:31 01.08.2020 (1)
Порядок всегда побеждает анархию.
     13:37 01.08.2020
А без труда - нет рыбки из пруда!) 
     16:22 21.07.2020 (1)
Бесподобный рассказ!!! Браво!!! Читаешь - и хочется ещё!!!
     18:28 21.07.2020 (1)
Спасибо, Ольга!
Несколько других рассказов есть у меня здесь в разделе прозы.
     05:51 01.08.2020 (1)
Прочитала все рассказы, голосую за Ваш!
     10:05 01.08.2020
1
Приятно слышать это!.. Большое спасибо, Ольга!)
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама