Произведение «Глава 2. Лариса.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Сборник: Я бы в армию пошёл.
Автор:
Читатели: 413 +1
Дата:

Глава 2. Лариса.

Глава 2. Лариса.

     Она появилась в их пятом «Б» классе – новая ученица. с пышными бантами на затылке, тёмно-коричневое Худенькая, темноволосая, остролицая. Ничего необычного. Две косички школьное платье, обрамленный кружевами белоснежный фартук. Всё абсолютно такое же, как у других девчат из Витькиного класса. Вот только, может быть глаза… Огромные, слегка навыкате, выпуклые, темные и загадочные. А еще – едва заметная темная родинка на щеке под правым глазом… Ни на кого раньше из девчат Витька не обращал внимания. Разве что, на Катю Литман, да и то потому, что она училась лучше всех в классе. Почти отличница. А так – ничего особенного. Круглое плоское лицо, широко расставленные глаза…  А Лариса? Она тоже оказалась отличницей, причем – круглой.
     Витька сразу почувствовал к ней симпатию и ощутил какое-то внутреннее волнение. Позже он узнал, что у Ларисы нет отца. Её привезла в Бурно-Октябрьское мама вместе с младшей сестрой, совершенно на Ларису не похожей. Сестра Ларисы смотрела на мир круглыми, широко распахнутыми глазами, и голова её была покрыта густыми мелкими кудряшками, каких Витька отродясь не видел. И фамилия у сестры Ларисы почему-то была другой. Поселилась мама со своими дочерьми в доме напротив клуба, и устроилась на работу в больницу.    Она оказалась дипломированным врачом.

     Новая ученица очень быстро освоилась в классе и скоро уже практически ничем среди своих сверстниц не выделялась. Но только не для Витьки. Он всегда очень остро чувствовал её присутствие. Чувствовал и все. Познакомиться поближе не пытался. Подружиться с девчонкой? Так это же – не принято! Он и вида не показывал, что не равнодушен к Ларисе. Просто у него теплело на душе, когда рядом, близко где-то была она.
     Вообще-то в классе среди пацанов выделялась тройка, которая создавала общий мальчишечий фон. Витька, Шурка и Вовка Гончаров. И среди девчат, тоже выделялись степенная, рассудительная Катя Литман, неугомонная, энергичная Ира Шмидт и веселая звонкая хохотушка Надя Урих.
     Витька, Вовка и Катя учились примерно одинаково – на одни четверки и пятерки. Шурка, Ира и Надя – немного похуже, но изо всех сил тянулись за своими друзьями. И все вместе они и определяли общий настрой в классе.

     Школа имени Ломоносова, в которой учился Витька, располагалась по улице Мира почти у самого её начала, и состояла из трех отдельно стоящих учебных зданий. Эти здания так и назывались – «Большая школа», «Маленькая школа» и «Школа с библиотекой». Витькин класс за время учебы побывал поочередно во всех трех школах.
     Когда-то все село состояло только из этой улицы расположенной севернее речки Терс, тянувшейся немыслимо далеко с запада на восток. До того, как стала улицей Мира, она так и называлась Длинной. Очень широкой была улица. Ровно на середине её шла прямая гравийная дорога, по мере развития села, единственная чуть позже одевшаяся в добротное асфальтовое покрытие. Витька помнил эту Длинную улицу в первозданном виде. Севернее её были еще три коротенькие улицы, позже названные имени 8 Марта, Первомайской, и улицей Кирова. На улице Кирова всего-то было полтора десятка домов, в одном из которых, построенных дедом, и жила Витькина многочисленная семья. На восток, в голое поле, вниз уходила Длинная улица, почти до Опытного поля. Там сближалась она вплотную с рекой и заканчивалась водяной мельницей.
  
     Таяние снегов со Снежных гор и гор Каратау  через ключевые источники обильно питало реку, и особенно в весенний период, она часто показывала своенравный характер, набирала силу, выходила из берегов и, бывало,  подтапливала окрестные села имевшие неосторожность очень близко подкрасться к её не очень постоянным берегам. Чаще всего страдало от половодья село Терс.
     В местах весенних разливов буйно росла лоза. Она образовывала просто непроходимый лес и была населена всякой живностью особенно из пернатого мира. Местами, со временем, прибрежное пространство покрылось золотисто-коричневым очень мелким, нежным песком, идеальным для неописуемого блаженства на нём, после купания в реке, во время загара под палящими лучами жгучего солнца.

     Полноводная,  круглый год река  вращала огромные жернова мельницы. Витька с пацанами, еще до того как начал учиться, ходил туда пешком, и это путешествие занимало много времени.  Ходили пацаны только для того, чтобы посмотреть, полюбоваться на так завораживающую борьбу двух сцепившихся в вечной схватке, нет, не чудовищ, а мощных богатырей.  Один из них, рукотворный – «колесо мельницы», железной хваткой охватил плечи и спину живой реки в стремлении остановить её движение, рычал, скрипел на пределе усилий и, казалось бы, имел все преимущества это сделать, прекратить бег воды. Однако река, оскалившись пеной, изрыгающая огромные брызги из своего чрева, чувствовалось,  не замечала вцепившегося в её спину исполина и полная неиссякаемой энергии ускользала из-под колеса и продолжала свой вечный путь. Завораживающее зрелище! Оно стоило того, – чтобы лишь полюбоваться на него, – потратить для этого целый день.
     Потом мельницы не стало. В Казахстане началась эпопея Целины, и новые распаханные поля требовали воды – много воды. Было решено в одной из долин по течению реки, построить водохранилище. Место его расположения определилось вблизи Бурно-Октябрьского. По предварительным расчетам – село тоже должно было уйти на дно рукотворного озера. Началась даже операция по переселению жильцов. Длинная улица сократилась на треть. Череда сносимых домов подкатывалась к центру села.

     Мама переживала очень, мучилась от неизвестности. Какую компенсацию даст Государство за дом? Куда их переселят? Ведь кроме дома и коровы никакого богатства, никаких запасов денег, – в семье-то и нет! Денег – вообще нет! Все богатство – вот оно, – детвора, шесть ртов…
     Однако, то ли село, после войны значительно за счет депортированных из Поволжской Республики немцев расширившееся и продолжающееся строиться, пожалели, то ли под влиянием уточненных расчетов потенциального размера водохранилища, а то ли из-за того, что очень уж в удачном месте расположился военный совхоз «ТУРКВО» – решили все-таки прекратить снос домов. Посчитали целесообразным, оставить село в покое. Решили защитить его специальным сооружением.
     Прошло совсем мало времени, и вот, в период накопления, – волны озера подкатывались к новым границам большей частью сохранившегося села и останавливались у дамбы с юго-восточно-северного направления, высотой от восьми до десяти метров, в местах предполагаемого прорыва защищенной специально возведенными волнорезами, умощенными каменным покрытием. И какое-бы количество воды водохранилище не накапливало – перед дамбой было оно бессильно. 

     В «Большой школе» учились классы – с восьмого по десятый. В «Школе с Библиотекой – седьмые классы. А в «Маленькой школе» располагались классы с первого по шестой. Детворы было очень много в Бурно-Октябрьском и все три школы работали постоянно в две смены. Маленькая школа находилась на южной стороне улицы Мира, буквально в ста метрах от дамбы. В зимнее время – крутые склоны дамбы превращались для особенно отважных ребят в трамплин. Трамплин расположенный прямо за символическим забором, опоясывающим двор школы. Большую перемену самые смелые ученики проводили на дамбе.
     Готовился трамплин очень легко. На крутых склонах дамбы слой,  как правило, тяжелого липкого в этих краях снега,  достигал нескольких десятков сантиметров. Один из смельчаков просто скатывался по предполагаемой трассе вниз. Этого было достаточно, чтобы второй смельчак, присев на корточки, пробил след, распихав своим телом снег. А дальше можно было на корточках,  используя подошвы сапог как полозья,  начинать расскальживать остатки снега.

     Первые спуски проходили на низкой скорости, но буквально через несколько прокатов трасса уплотнялась до состояния льда, и удержаться на ней было очень и очень нелегко. Для пущей остроты ощущений у основания сооружали снежную горку, и оставалось по этому сооружению просто летать. Да – летать! – по-другому и не скажешь. Отважиться на это могли самые бесшабашные. Остальные, большой группой, вместе с девчонками, с удовольствием наблюдали за спусками смельчаков и дружно хохотали над сконфуженным неудачником, жестко и некрасиво приземлившимся после спуска. Смельчаков было мало, но обязательно среди них находились и Витька и Шурка.
     Ох, как ощущается при подходе к краю трамплина трепет внутри при проигрывании в воображении ситуации, когда неудержимая сила инерции выбросит тебя в никуда с непредсказуемым результатом приземления, как бешено бьется в груди сердечко, и душу сжимает холодный страх. Был бы у спуска один – никогда бы не осмелился скатиться! Но тут на тебя смотрят твои товарищи, смотрят, хихикая и девочки, одна из которых, нравится тебе очень. И ты решаешься. Имел смелость присесть на корточки у спуска – все! Назад пути нет, а впереди неизвестность, и ты решительно отталкиваясь от устойчивой опоры,  устремляешься вниз. Ноги, скользя по безукоризненно гладкому льду, пытаются обогнать тело, инстинктивно чувствуешь – этого нельзя допустить! Ведь можно и убиться, ударившись затылком об лед!

     Все тело, впившись в коленки, представляет единый комочек, и вот инерция разгона уже выносит тебя на подкидную горку у подножья, подошвы сапог теряют хрупкую опору и ты в воздухе! Ты летишь до точки соприкосновения с землей не менее трех метров! Ставшие вдруг тяжелыми сапоги неудержимо тянут ноги вниз, тело невольно раскрывается – только бы ноги не ушли из под тебя вперед, только бы не запрокинуло инерцией!
     Все! – ноги коснулись земли! Изо всех сил ты удерживаешь равновесие и в положении полусогнувшись, доезжаешь до края катка.  Только что пережитое ощущение свободного полета – длилось-то оно буквально секунды – пьянит, и все еще живет в тебе! Хочется его еще и еще раз пережить,  и ты необычайно окрыленный собственной удачливостью и восторженными взглядами окружающих устремляешься в повторный спуск.
     И так три – четыре раза вперемежку с такими же ухарями успевал Витька совершить свои первые в жизни реальные захватывающие дух полеты. Полученные от пережитого эмоции позволяли почувствовать себя героем, утверждали уверенность в собственных силах, позволяли чувствовать собственную значимость и некоторое личное превосходство над большинством сверстников.

     В шестом классе учился Витька в первую смену в Маленькой школе. Почему-то зимой не было уборщицы, чтобы убирать классы после занятий. И ученики разбились на группы, чтобы по очереди эту работу выполнять. Мыли полы и приводили классы в порядок.
Витька, Шурка, Вовка – они скомплектовали свою группу, и, конечно же, включили в её состав Катю, Иру и Надю. Пацаны будут передвигать парты, собирать мусор и таскать в ведрах воду. Девчата – мыть полы. Витьке очень хотелось, чтобы к группе присоединилась Лариса. Он, конечно, не говорил об этом вслух, а Лариса взяла и присоединилась сама!
     Работали с энтузиазмом. Ребята, чтобы было

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама