На Севере доводится встречаться со многими интересными людьми. Имена и фамилии их часто забываются, но некоторые запоминаются надолго. Бывает трудно запомнить самые простые имена и отчества, легче помнить какого-нибудь Остапа Ибрагимовича или Леопольда Витольдовича. В один из вечеров пили чай в прорабской. Механик нашего участка Иван Михайлович, я и наш гость, работник Ростехнадзора Иван Иванович Иванов.
Он рассказал нам несколько историй, которые ему довелось расследовать. В первом случае это был рассказ о таинственном взрыве. Бригада опытнейших подрывников в одну из весенних суббот вдруг подорвалась в полном составе прямо около своего полевого вагончика, (балка, как их чаще называют на Севере). Выехала комиссия. В результате довольно долгого расследования, сбора мельчайших фрагментов оставшихся после взрыва предметов комиссия пришла к неутешительному выводу: опытнейшие взрывотехники грубо нарушили правила техники безопасности.
Картина происшествия была следующая. В первых числах последней декады апреля проходил субботник. Ленинский и коммунистический. Где-то участники устанавливали рекорды производительности на своих рабочих местах, большинство же советских людей наводили порядок на территории предприятий, выполняли работу дворников, которую те не доделали за зиму из-за снежного покрова, а где-то из-за отсутствия дворников как таковых.
Вот и подрывники собрали в кучу мусор около своего балка, подожгли его и расселись вокруг костра перекурить. В куче мусора медленно горела и неиспользованная взрывчатка, её утилизировали традиционным способом. Без специальных взрывателей она не взрывалась, могла только детонировать от сильного удара или взрыва. В этот раз всё оказалось значительно прозаичнее. Кучу мусора «организовали» там, где кто-то из взрывотехников ещё зимой выронил взрыватель, который сработал не сразу, а когда жар костра дошёл до самых низов кучи. Четверо не очень молодых, но крепких мужчин не вернулись в свои семьи. Правила безопасности пишутся большой кровью.
Налили ещё чаю. Вспоминали другие происшествия, причиной которых были грубые нарушения правил безопасности.
2015.