Произведение «Уроки Пушкина в "Повестях Белкина".»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Психология, философия, культура
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 10
Читатели: 635 +1
Дата:
Предисловие:

Уроки Пушкина в "Повестях Белкина".

    Так уж случилось, что некоторые произведения из "Повестей Белкина" я перечитывал около пятидесяти раз. Сначала, как все, перечитал, готовясь к школьному сочинению. Потом возвращался к ним время от времени, потому что нравился сюжет: лёгкий, жизнеутверждающий, оптимистический. Однажды, когда работа на вахте в районах Крайнего Севера затянулась на два месяца вместо одного, я ежедневно прочитывал одну-две повести Александра Сергеевича.

      Какие же уроки преподаёт нам Александр Сергеевич Пушкин в «Повестях Белкина», на первый взгляд, таких разных? Почему автор объединил их в один сборник? Если «Барышня-крестьянка» и «Метель» - повести о любви, «Выстрел» - о мщении, «Станционный смотритель – об одиночестве, то «Гробовщик» - о жизни и смерти.

      Но есть то, что объединяет эти произведения. Пушкин пишет о судьбе, и об отношении людей к ней. Судьба ставит героев повестей в почти безвыходное положение, а потом чудесным образом спасает их. Тема судьбы всё время интересовала Пушкина и в других произведениях: это «Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».

      Мария Гавриловна из повести «Метель» покорилась судьбе, которая зимней ночью повенчала её не с любимым, а с незнакомым офицером и сразу же разлучила девушку с обоими. Молодая красавица приняла это как наказание судьбы за нарушение воли родителей. Но «суженного конём не объедешь». Повенчанные встретились, когда у обоих не осталось уже никакой надежды на встречу.

      Елизавета Григорьевна Муромская из «Барышни-крестьянки», не ждёт, пока судьба предоставит ей возможность встретиться с Алексеем Ивановичем Берестовым. Их отцы в ссоре. И Лиза знакомится с Алексеем под видом крестьянки Акулины, дочери кузнеца. Её решительные действия приводят к успеху, вскоре молодые люди уже влюблены друг в друга. Но и у их помирившихся родителей, не знающих о романе, возникает мысль поженить детей. Алексей в отчаянии, он не знает, что Лиза и Акулина – одно и то же лицо. Момент узнавания для него – один из самых счастливых.

      Сильвио в «Выстреле» играет с судьбой. Он виновник дуэли со светским повесой, но когда видит, что его противник равнодушен к жизни, откладывает свой выстрел. Всю жизнь он жаждет мести, уклоняется от других дуэлей. Его жизнь ему не принадлежит, она посвящена великой цели. Когда наступает час мести, Сильвио опять играет с судьбой, великодушно предлагает противнику вновь бросить жребий. И опять судьба ставит Сильвио под первый выстрел. Но она же вновь благосклонна к нему. Сильвио рад, он отомщён, видит смятение в глазах противника и жажду жизни. Свой пистолет, почти не глядя, герой метко разряжает в картину. Победа!

        Герой повести «Гробовщик» тоже попадает в трудную ситуацию, но она оказывается всего лишь сном.

        «Станционной смотритель» - повесть о нелёгкой судьбе пожилого человека, его дочери, о любви и одиночестве.

   Александр Сергеевич Пушкин в «Повестях Белкина» поднимает вечную тему о смысле жизни. Наверное, об этом все книги.

 

Реклама
Обсуждение
     19:21 27.06.2020 (1)
Спасибо, что подняли тему о "Повестях Белкина, уважаемый Владимир.
На мой взгляд, лучшую характеристику  творчеству Пушкина дал В.Г.Белинский- "разум и лелеющая душу гуманность"
Действительно, лелеющая душу.
Вот, возьму, к примеру, самую любимую мою повесть - "Барышня-крестьянка" Прелестная, тонкая, умная и добрая вещь.
Лелеющая душу гуманность проявлена в ней в полной мере, на мой взгляд.
Посмотрите сами: Пушкин преспокойно мог бы сделать из нее нечто вроде а-ля "Ромео и Джульетты".  Некую романтическую трагедию.
Отцы враждуют, а дети любят друг друга. И так бы могло продолжиться, это состояние любви-вражды, дети бы убежали, отцы бы организовали за ними погоню, или прокляли, или детей бы разлучили, и они были бы несчастны, в общем, несчастливые варианты можно нафантазировать.
Но Пушкин (лелеющая душу гуманность) никого не хочет обижать. 
Зачем это делать, если можно попытаться, чтобы все были счастливы.
И дети счастливы и родители помирились и тоже счастливы.
Владимир, как мне кажется, чтобы изобразить трагедию, нужен огромный талант. Но, вот, чтобы представить счастливое разрешение драмы - на это уже нужен гениальный дар.
Точно так же, если обратиться к "Капитанской дочке". Вы посмотрите - ведь в ней один герой и этот герой - Преданность.
Преданы все : Гринев Маше и своему долгу, родители Маши преданы друг другу, предан Пугачев своей идее, предана Маша - своему любимому, но в то же время и чести, не желая выходить за него без благословения его родителей (без родительского благословения не будет нам счастья. Какое в этом тихое достоинство и мужество!) Пушкин опять не хочет никого обижать и нарушать преемственности поколений, потому что "два чувства дивно близки нам - в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" С родительским благословением, то есть когда есть преемственность поколений и счастье будет крепче).
И гимн этой преданности, апофеоз ее - Савельич. Предан своему хозяину не на страх, а на совесть, не побоялся и гнева Пугачева. 
Преданность, любовь, верность долгу - это все гармония пушкинского творчества. А вот предательство - дисгармония (Швабрин), и оно наказуется.
     04:11 28.06.2020
Спасибо за интересный комментарий, Ляман! 
"Барышня-крестьянка" - моё любимое произведение из "Повестей Белкина". Трагедии не люблю. Наша литература после Пушкина попала под "тлетворное влияние Запада", как сказали бы сейчас. Бальзак про свой "Блеск..."  сказал, что "лучше написать хороший роман с плохим концом, чем плохой роман с хорошим концом". И вот все неуверенные рванули писать романы с плохим концом, предполагая, что не попадут под второй вариант определения Оноре де Бальзака. Может быть Европе не хватало нашей смелости? Не только "Ромео и Джульетте", но и "Красное и белое" Стендаля. А потом "Оптимистическая трагедия", Сорок первый", "Любовь яровая".  Или у Эдгара По: "Что может быть поэтичнее смерти молодой красивой женщины?" 
Мне понятнее позиция Александры Марининой, заявившей своим издателям, сценаристам и режиссёрам, что в её романах не будут убивать и истязать женщин. Вспомните девяностые, когда чернуха была по обе стороны стен кинотеатров, доставала везде. 
Пушкин! Мы всё ещё недооцениваем его значение на всё развитие нашего языка, литературы, культуры, истории.
     11:14 27.06.2020 (1)
Вечные вопросы: Откуда мы? Кто мы? Куда идем?
     12:15 27.06.2020
-1
Вечные безответные? 
Спасибо за комментарий, Владимир!
     11:54 27.06.2020 (1)
Точно! Легкость и оптимизм.
     12:14 27.06.2020
Спасибо за комментарий, Алёна!
Реклама