Так уж случилось, что некоторые произведения из "Повестей Белкина" я перечитывал около пятидесяти раз. Сначала, как все, перечитал, готовясь к школьному сочинению. Потом возвращался к ним время от времени, потому что нравился сюжет: лёгкий, жизнеутверждающий, оптимистический. Однажды, когда работа на вахте в районах Крайнего Севера затянулась на два месяца вместо одного, я ежедневно прочитывал одну-две повести Александра Сергеевича.
Какие же уроки преподаёт нам Александр Сергеевич Пушкин в «Повестях Белкина», на первый взгляд, таких разных? Почему автор объединил их в один сборник? Если «Барышня-крестьянка» и «Метель» - повести о любви, «Выстрел» - о мщении, «Станционный смотритель – об одиночестве, то «Гробовщик» - о жизни и смерти.
Но есть то, что объединяет эти произведения. Пушкин пишет о судьбе, и об отношении людей к ней. Судьба ставит героев повестей в почти безвыходное положение, а потом чудесным образом спасает их. Тема судьбы всё время интересовала Пушкина и в других произведениях: это «Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».
Мария Гавриловна из повести «Метель» покорилась судьбе, которая зимней ночью повенчала её не с любимым, а с незнакомым офицером и сразу же разлучила девушку с обоими. Молодая красавица приняла это как наказание судьбы за нарушение воли родителей. Но «суженного конём не объедешь». Повенчанные встретились, когда у обоих не осталось уже никакой надежды на встречу.
Елизавета Григорьевна Муромская из «Барышни-крестьянки», не ждёт, пока судьба предоставит ей возможность встретиться с Алексеем Ивановичем Берестовым. Их отцы в ссоре. И Лиза знакомится с Алексеем под видом крестьянки Акулины, дочери кузнеца. Её решительные действия приводят к успеху, вскоре молодые люди уже влюблены друг в друга. Но и у их помирившихся родителей, не знающих о романе, возникает мысль поженить детей. Алексей в отчаянии, он не знает, что Лиза и Акулина – одно и то же лицо. Момент узнавания для него – один из самых счастливых.
Сильвио в «Выстреле» играет с судьбой. Он виновник дуэли со светским повесой, но когда видит, что его противник равнодушен к жизни, откладывает свой выстрел. Всю жизнь он жаждет мести, уклоняется от других дуэлей. Его жизнь ему не принадлежит, она посвящена великой цели. Когда наступает час мести, Сильвио опять играет с судьбой, великодушно предлагает противнику вновь бросить жребий. И опять судьба ставит Сильвио под первый выстрел. Но она же вновь благосклонна к нему. Сильвио рад, он отомщён, видит смятение в глазах противника и жажду жизни. Свой пистолет, почти не глядя, герой метко разряжает в картину. Победа!
Герой повести «Гробовщик» тоже попадает в трудную ситуацию, но она оказывается всего лишь сном.
«Станционной смотритель» - повесть о нелёгкой судьбе пожилого человека, его дочери, о любви и одиночестве.
Александр Сергеевич Пушкин в «Повестях Белкина» поднимает вечную тему о смысле жизни. Наверное, об этом все книги.
На мой взгляд, лучшую характеристику творчеству Пушкина дал В.Г.Белинский- "разум и лелеющая душу гуманность"
Действительно, лелеющая душу.
Вот, возьму, к примеру, самую любимую мою повесть - "Барышня-крестьянка" Прелестная, тонкая, умная и добрая вещь.
Лелеющая душу гуманность проявлена в ней в полной мере, на мой взгляд.
Посмотрите сами: Пушкин преспокойно мог бы сделать из нее нечто вроде а-ля "Ромео и Джульетты". Некую романтическую трагедию.
Отцы враждуют, а дети любят друг друга. И так бы могло продолжиться, это состояние любви-вражды, дети бы убежали, отцы бы организовали за ними погоню, или прокляли, или детей бы разлучили, и они были бы несчастны, в общем, несчастливые варианты можно нафантазировать.
Но Пушкин (лелеющая душу гуманность) никого не хочет обижать.
Зачем это делать, если можно попытаться, чтобы все были счастливы.
И дети счастливы и родители помирились и тоже счастливы.
Владимир, как мне кажется, чтобы изобразить трагедию, нужен огромный талант. Но, вот, чтобы представить счастливое разрешение драмы - на это уже нужен гениальный дар.
Точно так же, если обратиться к "Капитанской дочке". Вы посмотрите - ведь в ней один герой и этот герой - Преданность.
Преданы все : Гринев Маше и своему долгу, родители Маши преданы друг другу, предан Пугачев своей идее, предана Маша - своему любимому, но в то же время и чести, не желая выходить за него без благословения его родителей (без родительского благословения не будет нам счастья. Какое в этом тихое достоинство и мужество!) Пушкин опять не хочет никого обижать и нарушать преемственности поколений, потому что "два чувства дивно близки нам - в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" С родительским благословением, то есть когда есть преемственность поколений и счастье будет крепче).
И гимн этой преданности, апофеоз ее - Савельич. Предан своему хозяину не на страх, а на совесть, не побоялся и гнева Пугачева.
Преданность, любовь, верность долгу - это все гармония пушкинского творчества. А вот предательство - дисгармония (Швабрин), и оно наказуется.