Произведение «Кого изобразил Иван Репин на картине "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану..."» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 2
Читатели: 720 +1
Дата:
Предисловие:
  На картине художника Ивана Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» лицо одного из казаков показалось мне знакомым.
      Я подумал – Где я мог его видеть? Как его зовут?
      И начал я поиски этого «мистического» казака….
      Вот, что у меня получилось.

Кого изобразил Иван Репин на картине "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану..."

 
   
      Есть такой город Никополь на Украине. И окружает этот город бескрайняя степь. А посреди этой степи возвышается курган, да не просто курган, а курган-могила…
      И стоит над этой могилой красавец памятник кошевому атаману Ивану Сирко…
      Поднимаешься к этому памятнику, а в ушах звучит песня:
      Як повіє буйнесенький вітер з широких степів,
      То прославить по всій Україні січових стрільців.
      А ми тую стрілецькую славу збережемо,
      А ми нашу славну Україну, гей-гей, розвеселимо!
      А ми тую стрілецькую славу збережемо,
      А ми нашу славну Україну, гей-гей, розвеселимо!
      Кошевой атаман Иван Сирко. Кем он был? Чем прославился? Почему вокруг этого имени, наряду с легендами, ходит множество слухов – и оборотень он, и тучи может разгонять, и пули заговаривает, и с покойниками он умеет разговаривать и еще много и много чего…
      Вот я и задумался.
      – Послушай, Петрович, - сказал я сам себе, - а на самом деле, как ты думаешь, кем был кошевой атаман Иван Сирко?
      И стал я искать и собирать какие-либо данные или сведения об этом человеке…
      Первое, что я узнал, это то, что год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился около 1610 года (я не могу понять – что значит слово «около»?) в семье шляхтича на Подолье.                            По другим данным, Иван Сирко был родом из казацкой слободы Мерефы, Слободской Украины (ныне Харьковская область).                                                И вот здесь появляется первая легенда об Иване. По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих.                                                                                                    Отец Ивана попытался мало-мальски выправить ситуацию. Он засмеялся и произнес (опять легенда?) пророческие слова: «Иван зубами будет грызть врагов». Хотя это мало успокоило селян и к мальчишке относились с опаской, но мальчишка с детства стал проявлять необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными. Можно сказать только одно – Иван Дмитриевич Сирко провел 54 различных сражения, больших, малых и просто набегов, и ни разу не терпел поражения.

  Украинский писатель Адриан Кащенко так  написал об Иване Сирко:
«Мог ли простой человек с небольшой кучкой товарищей самостоятельно, без чужой помощи отбиться от значительно превышающего и намного вооруженного турецкого или татарского войска и более 30 тысяч янычаров, как баранов, вырезать между сечевыми куренями? Кто же, как не характерник, смог бы ворваться с кучкой товарищей в Крым, в гнездо большой орды, разрушить его города, спасти невольников, согнанных туда со всех земель и взять большую добычу».
      Прочитал и удивился интересному слову «характЕрник». Кто такой этот характЕрник? Оказалось, что это ведун или заморочник. Человек, который умеет вызывать сон, заговаривать и лечить, пули ловить и появляться одновременно в разных местах…
Говоря современным языком – волшебник.
Запорожцы говорили: «Равного Сирку в целом свете не было. Недаром турки называли его шайтаном…»                              А ещё они рассказывали, что «… когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след».
      Одна из легенд говорит о том, что Сирко умел наводить на татарских табунщиков сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом (хорт – волк, предок домашней собаки).
      Небольшое отвлечение от основной истории об атамане Сирко, который оборачивался белым хортом. Отвлечение, однако, очень интересно.
      Итак…
      А ведь точно, именно о превращении в хорта свидетельствуют легенды про кошевого атамана Сирка: "Тодi зiскочив з коня, дав його другому козаковi, а сам кувирдь - та й зробився хортом i побiг до татар... Як стали тi татари вiдпочивати, то той хорт поробив iм так, що вони всi поснули. Тодi вiн назад до козакiв та знову кувирдь - i зробився чоловiком!"

Интересно, что от слова "хорт" происходит и название запорожской колыбели - острова Хортицы. Именно к этому острову, по сообщению "Повести временных лет", прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве. А византийский император Константин Багрянородный отмечал, что в этом месте русы, отправляясь в поход, совершают жертвоприношения огромному дубу. Помимо этого, украинские слова "сiрко" и "сiрома" (так называлось рядовое казачество) являются одними из эпитетов волка, извечного спутника Перуна.
      Продолжим.
      Удивительно, но в людской памяти укрепилась и такая легенда  - речку Чертомлык назвали так потому, что в ней, оказывается, Иван Сирко... убил черта. Предание гласит: «… тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля».
      Говорят, что характЕрники (ведуны) проживают свою жизнь в одиночестве. А вот Иван влюбился! И как только старые ведуны-заморочники не уговаривали его не жениться, Сирко сделал по своему. Он женился и, если не случалось боевого похода, весь отдавался семейной жизни. Сами запорожцы порой удивлялись своему атаману – дома он трепетный и добрый семьянин, а в походе ему лучше не попадаться под руку.
      Порой, легенды о кошевом атамане Иване Сирко, к сожалению, бывают очень нелепы. Одна из таких легенд гласит, что в сентябре 1646 года 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Сирко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк. Крепость находилась в руках испанцев.                                                           
      Однако, эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кобре и де Сиро.
      А вот совсем и не легенда. XVII век был в самом разгаре, когда случилось очень важное для истории современной Украины событие.
      В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, атаман Иван Сирко совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана Выговского, который и призвал себе на помощь Крымского хана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Сирко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Сирка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Сирко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей» (язык первоисточника сохранен).
      Можно сказать, что боевая жизнь Ивана Сирко была разносторонней.                                                                           
      Он участвовал в восстании Богдана Хмельницкого, с 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи.
      Иван Дмитриевич одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей восстания против Польши на Правобережной Украине в 1664 году.
      Сохранилось письмо Сирко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года. Вот, что писал Иван Дмитриевич Сирко: «Исполняя с Войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах».                                                                            Вольный характер атамана порой играл с ним злые шутки. Он брал Кафу (Феодосию) и попадал в немилость, отправляясь в ссылку в Тобольск. Потом возвращался и опять воевал. И снова его характер играл с ним в игрища – метался атаман между службой польскому королю и русскому Царю.                                                                                                               
      Здесь я со всей ответственностью могу заметить, что блуждания атамана Сирко между Россией и Польшей ни в коей мере нельзя называть изменой одному или верностью другому. Дело в том, что, признавая защиту Русского Царя, благодаря Богдану Хмельницкому, запорожское казачество всё-таки считало себя вольными людьми, которые ни от кого не зависели. Скорее всего, это сохранённая старая традиция вольности, которая осталась среди казаков и сегодня. Круг, который собирался, решал все вопросы, и о мире, и о войне и походах, и с кем из царей или королей им водить дружбу. 
      Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная.
      Существует легенда, что когда Иван Сирко умер, то перед похоронами казаки отрезали его правую руку, якобы это был наказ самого атамана, и всегда возили её с собой в военные походы, чтобы она служила им в качестве талисмана. По другой легенде, казаки в течение пяти лет после смерти Ивана Сирко не хоронили его тело, а возили с собой всюду, потому что он и мёртвый наводил страх на врагов и помогал им побеждать.
      Но самая невероятная, а от того и изумительная по своей сути, легенда рассказывает о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года!                                                                                       
      Вот её суть.  Когда русская армия встала лагерем под Бородино и готовилась к битве с войском Наполеона, казак Михайло Нелипа пришёл к Кутузову. Он поведал фельдмаршалу про победоносную правую руку ведуна и кошевого атамана Ивана Сирко.
      На удивлённый вопрос Кутузова, откуда казак знает об этом, Нелипа рассказал, что семья Нелипы из поколения в поколение присматривает за останками атамана. Кутузов задумался и… отправил казаков за рукой Сирко. Однако дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать реликвию, руку атамана!  Легенда не говорит о том, как казаки уговорили старика отдать им руку Сирко. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Можно сказать, что Иван Сирко помог русской армии победить французов. Вот такая существует прекрасная

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама