Произведение «9. Открытки как дверь в прошлое»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Как писать автобиографию
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 37
Читатели: 622 +1
Дата:
Предисловие:
8. Разбор рассказа https://fabulae.ru/prose_b.php?id=100197

9. Открытки как дверь в прошлое

                                                                                      Забытые дни.
                                                                                      Старых открыток наив
                                                                                      их воскрешает.


Пришла Елена на третье занятие по написанию  автобиографии в одном из берлинских народных университетов.

Седая дама, та, которая жаловалась на свое полное лишений послевоенное детство и которая спрашивала, можно ли использовать гипноз, чтобы вспомнить прошлое с целью написания автобиографии, была на месте. Предыдущее занятие она пропустила, и Елена жалела об этом, седая дама интересовала ее. На стул слева от себя дама поставила сумку и повесила пальто. Возможно, для того, чтобы Елена не уселась опять рядом с ней, бередя своей русскостью детские психотравмы седой дамы.

Табличку с именем седая дама опять поставила так, что имя с места Елены не было видно. Елена под недоуменными взглядами доцента Ютты и ее учеников прошла  прогуливающимся шагом к темному окну - в окно ничего не было видно - и повернулась к табличке с именем. Гизела - так звали седую даму. 

На втором занятии была Ванда, учительница вальдорфской школы, писавшая о зажженных свечах и цветущих каштанах. На третье занятие она не пришла, да и на четвертое тоже не пришла.

Ютта держала веером открытки, картинками книзу. Елена вытянула открытку с фонтаном, на обратной стороне прочитала слово Roma. Рим, догадалась она. Задание было посмотреть на открытку, проникнуться видом, осознать мысли и чувства, им вызванные, и что-нибудь сочинить.

Изображение фонтана не вызывало в Елене никаких чувств. Она написала, что в данный момент не фонтанирует идеями. Порассуждала о том, что фонтан воплощает собой взлет (восходящих струй), падение и кажущийся покой (воды в бассейне вокруг фонтана).

Елена была один раз в Риме, в паломничестве с православной церковью. Писать об этом значило бы слишком далеко уходить от образа фонтана, и Елена написала только, что в паломничестве она неожиданно обрела душевный покой. К сожалению, так и не пришла Елена в лоно церкви, и почти сразу после поездки в Рим возобновились ее душевные метания и смуты. Можно было бы написать о своих завихрениях с отсылкой к открытке с фонтаном, но Елена не додумалась до этого в течение двадцати минут, отведенных на упражнение.

Маттиас вытянул открытку с видом Венеции и разразился рассуждениями о том, что Венеция - город влюбленных. Ничего нового или личного он не сообщил. Упомянул только, что помнит Венецию с толпами туристов. И написал, что потрясают картины Венеции, опустевшей из-за корона-вируса, в новостях по телевизору.

Такие же общие рассуждения были в сочинении, которое написала Андреа по открытке с сельским видом. Она написала, например, что хорошо, если есть школьный автобус, заезжающий за детьми, и им не нужно проделывать долгий путь до школы пешком. И только в конце Андреа начала писать, что в детстве она бывала с бабушкой и дедушкой в деревне. Ютта сказала, что тут как раз и началось самое интересное. Она сказала, что вот так пишешь, пишешь обо всем, что приходит в голову, и вдруг открывается дверь в личное. 

Андреа пожаловалась, что задание было неясным, неопределенным. Непонятно, о чем писать. Или о том, что изображено на открытке, или о самой себе.

Ютта объяснила, что она намеренно формулирует задания расплывчато, чтобы участники курсов могли выбирать сами, о чем и как писать.

Лиза и Гизела (Гизела - это седая дама) вытянули открытки с фотографиями собак.

Лиза написала, что ее мать была категорически против животных в доме. Она считала, что ухаживать за животным придется, в конечном счете, ей самой, и не хотела дополнительной нагрузки. Лиза - четвертый ребенок в семье, самая младшая. Все дети мечтали о собаке, но каждый мечтал о другой породе. Сестра Лизы мечтала о маленькой собачке, а Лиза хотела бы иметь немецкую овчарку. Грозная овчарка защищала бы Лизу - от кого, Лиза не написала.

Гизела сказала Лизе, что им надо было поменяться открытками. У Гизелы была открытка с немецкой овчаркой, и Гизела написала, что она не любит овчарок, а любит такс. Таксы и смешнее, и веселее овчарок.

Устно Гизела пожаловалась, что в детстве ее укусила овчарка. Хорошо, что на Гизеле было надето толстое пальто. Она осторожно предположила, что отсюда и ее нелюбовь к овчаркам.

Ютта сказала, что можно было как раз об этом и писать. И что вообще можно записывать травмирующие переживания в целях психотерапии - тогда дистанцируешься от них, они уже не внутри, а снаружи, на бумаге.

Следующим заданием было написать хокку (хайку) к полученным открыткам. Хокку - это стихи, первоначально японские, из трех строк. В первой и  последней строках должно быть по пять слогов, во второй строке семь слогов. За время, отведенное на сочинение хокку, Елена написала три стиха на немецком и один на русском.

Вода в фонтане
в постоянном движеньи.
Вечность перемен.

Гизела спросила, когда же мы будем писать автобиографию. Ютта стала оправдываться: все задания, которые она дает, и есть инструмент для написания автобиографии.  


Послесловие:
10. Повседневность https://fabulae.ru/prose_b.php?id=100363

Реклама
Обсуждение
     19:04 15.09.2022 (1)
1
Вечер добрый, Алёна!
Вновь нашла минутку заглянуть на Вашу страничку и почитать...
Как всегда, увлекательное путешествие в вашу реальность..
Спасибо!
Примеряю некоторые советы на себе...
     19:06 15.09.2022
Спасибо, Надежда!
     22:52 16.04.2022
1
Интересные занятия. 
     21:17 16.04.2022
1
Любой зримый образ приводит к ассоциации с раннее знакомым из личного опыта ...Иногда воспоминания глубоко скрыты в подсознании, но открытки, картинки часто  представляются  ключиком, открывающим дверь в хранилище наших сокровенных переживаний... Спасибо, Алена !
Гость      01:56 23.03.2020 (1)


  • Сейчас, прочитав совет Ютты  Гизела записывать травмирующие переживания, подумала, что она умница, потому что именно так я и делаю, чтобы они не мучали, как она сказала, дистанцируюсь от них:)



     21:17 23.03.2020 (1)
Да, Ютта за четыре занятия дала нам очень много.
Гость      23:27 23.03.2020 (1)
Не зря она доцент - знает много. Но сухарь! Как можно не оценить разницу между "много звёзд" и "очень много звёзд"
     09:20 24.03.2020 (1)
Сухарь, и поправки ее часто служат высушиванию текста.
Гость      00:22 25.03.2020 (1)
Действительно, ей бы править научные тексты. Там ей отношение к материалу было бы наиболее уместным.
Однако приёмы, которые она продемонстрировала на своих занятиях, реабилитируют её: ведь выпускники курсов вольны писать, как хотят, применяя полученные знания, если захотят.
     01:10 25.03.2020
А я подумала, что на мой стиль, возможно, повлияло то, что я писала научные тексты. Те же повторения. В научном или в учебном тексте нужно сначала дать определение, чтобы ясно было, о чем говоришь, а потом только использовать слово.
     20:30 20.03.2020 (2)
мне интересно...
***************
А нас в доме живёт трёхногая кошка...ей в мае 2 года...
я её удочерила... когда ей было 20 дней...
Котёнок соседский... их собака ему отгрызла ногу...
Теперь Кассандра ангел...
У меня на странице есть о ней 2 стиха и её фотографии...
Ни один раз \ с самого рождения\ она не нагадила...у неё свой туалет на лоджии...
Удачи!
Гость      05:25 21.03.2020
Вы ангел, Нина.
Храни Вас Бог
     20:39 20.03.2020
Повезло в несчастье котенку-инвалидику.

Никогда не думала, что домашняя собака может напасть на кошку, живущую тут же, тем более на котенка. У нас были собаки. Так одна из них выкормила своим молоком котенка, которого мама принесла с улицы.
     05:12 16.03.2020 (1)
Да... Постшаговый элемент повествования лично меня радует.

Думаю, что не все это понимают...

 А я, вот, тащусь.

Тем более, написано с тем неуловимым шармом, который я ранее отмечал...
     05:39 16.03.2020 (1)
Спасибо, Олег!
     05:43 16.03.2020 (1)
Не спасибкуй часто - я всё и так вижу...
     05:51 16.03.2020 (1)
1
А мне всегда кажется, что нужно отвечать на каждый комментарий, и тем более на такой, который радует.
     06:01 16.03.2020
Мне не надо.  Всё ж видно.

Ещё раз прошёлся по диалогам - нема к чему придраться.

Есть, конечно,Ю по мелочам, но оно тебе не надо.
     01:47 16.03.2020 (1)
Мне в детстве подарили котёнка... Я его и любила и боялась одновременно. Он дома обгадил все углы, пока мама была на работе... После её возвращения всё встало на свои места : ни кошки, ни её "хулиганства"...
     01:51 16.03.2020
1
А у меня только в самом раннем детстве были кошка (она с котятами сбежала от моего внимания к ней в подполье) и собака во дворе.
     23:51 15.03.2020 (1)
Алёна! Твои картинки с натуры бесподобны! Читаю и восхищаюсь! И своё детство, и свои неразрешённые собаки, и свои фонтаны... хотя и не в Риме. Спасибо тебе за эти рассказы! 
     01:43 16.03.2020
Оля, спасибо тебе!
Гость      00:24 16.03.2020 (1)
Мне очень понравился этот прекрасный лёгкий рассказ, в который помимо методики уместилось немало: ироническая улыбка Алёны, живые характеры участников, включая саму Ютту,  некоторые новые штрихи биографии и блистательное хокку.
Мила 
     01:42 16.03.2020
Спасибо, Мила!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама