Елена поехала в Народный университет в берлинском районе Целендорф (на юго-западе Берлина). Автобусная остановка называлась Целендорф-Айхе ("айхе" значит "дуб"). Недалеко от остановки и стоял этот самый Дуб с железным крестом на нем. На кресте было написано "Фриденсайхе" (дуб мира) и стоял год 1871.
Курс назывался "Пишу мою автобиографическую книгу". Проходил он в небольшом особнячке, каких много в благополучном Целендорфе.
Не то что бы Елена хотела научиться писать - она воображала, что она и так все умеет, - главным мотивом было познакомиться - и познакомиться поближе - с новыми людьми. Она уже предвкушала рассказы из жизни незнакомцев, их откровенные признания и неожиданные открытия в области человеческой натуры.
Последние три недели Елена проболела и сейчас впервые за это время вышла из дому. Впервые за многие годы она собиралась на встречу с интеллигентными, интересными людьми и даже волновалась. Можно было подумать, что она собирается на свой первый бал.
Когда Елена озиралась внутри особнячка перед лестницей, соображая, где может быть комната 111, к ней обратилась именно с этим вопросом дама лет семидесяти. Елена ответила, что она сама как раз ищет комнату 111. Стоило Елене произнести первые слова, и дама перестала ее слушать, отворачиваясь с отсутствующим видом. Это была реакция на Еленин акцент. Правда, надо еще учесть и волнение Елены в тот вечер, этот акцент усиливающее.
Елена отправилась одна на поиски комнаты 111.
Дама, должно быть, спросила кого-то другого о местонахождении нужной комнаты, потому что она уже сидела за столом, когда в комнату вошла Елена. Стол был большой и длинный, за ним могли бы расположиться человек сорок. Елена заняла место рядом с дамой, но одно место между ними оставила свободным. Еще за столом, напротив них, сидел мужик лет сорока пяти, одетый в синюю толстовку.
Без шляпки дама казалась старше, из-за седины.
Вошла преподавательница. Она была высокая и тонкая, с длинными прямыми темно-рыжими волосами, с хорошеньким увядшим лицом. Елена дала ей лет семьдесят.
Уже дома Елена нашла в интернете информацию о преподавательнице. Она родилась на год позже Елены, то есть ей шестьдесят два года.
Елена вышла. Когда она вернулась, неприветливая дама сидела ближе к преподавательнице, еще дальше от Елениного места. Елена пересела на место рядом с ней, чтобы не сидеть в стороне.
Перед самым началом занятия вошли еще две женщины, Елена оценила их возраст на шестьдесят. Они сели напротив Елены.
Началось занятие. Каждый написал на сложенном вдвое листке бумаги свое имя и поставил его перед собой.
Преподавательницу звали Ютта. Женщин напротив - Андреа и Лиза. Лизе, оказалось, было пятьдесят три года, а вовсе не шестьдесят. Может быть, им всем Елена дала на десять лет больше, чем им было на самом деле.
Парня звали Маттиас.
А седая дама рядом с Еленой поставила свою табличку так, что Елене не было видно, что написано на табличке.
Ютта рассказала, что она училась на германистике, на учителя немецкого языка, но начала работать в школе и заметила, что это "не ее" - рано утром стоять перед классом и преподавать немецкий ученикам, многие из которых совсем не желают учиться. И стала преподавать в Народном университете, где учатся не утром, а вечером и где все учатся добровольно. Кроме этого, она написала и издала несколько книг и часто проводит литературные вечера и чтения. Особенно известны работы Ютты о поэтессе Маше Калеко.
Лиза тоже училась на германистике. Когда-то написала докторскую диссертацию на тему "Мистика в сочинениях..." - а в чьих сочинениях, Елена не запомнила. Еврейский автор, о котором Елена раньше не слышала. Теперь Лиза хочет написать что-нибудь художественное и уже посетила несколько курсов по писательскому мастерству в Народном университете. Лиза и Андреа познакомились и подружились на последних таких курсах и на эти курсы пришли уже вместе.
Елена смутно надеялась, что она подружится с кем-нибудь на курсах. А теперь увидела, что надежды ее не сбудутся. Лиза и Андреа вдвоем. Седая дама ничего общего с Еленой как иностранкой иметь не хочет. Остается Маттиас, но шансов подружиться с ним столько же, сколько с седой дамой.
Маттиас рассказал, что он технарь, инженер, много лет руководил проектами, но заболел - заболел депрессией - и временно не работает, живет на деньги, заработанные раньше. У него сложная обстановка в семье - двое больных детей и больная жена. У жены депрессии и бред воздействия.
Бред воздействия - это когда больному (больному шизофренией) кажется, что он не сам мыслит, чувствует и совершает поступки, а что его мысли, эмоции и поступки возникают и совершаются под воздействием внешних факторов, навязаны ему извне.
Маттиас хочет разобраться в себе и в своей жизни. Еще Маттиас сказал, как бы извиняясь за свой вид, что ему неловко и непривычно быть в обществе не в костюме и не при галстуке.
На кого училась Андреа, она не сказала. Сказала, что писала только отчеты о положении женщин в разных странах для благотворительных организаций.
Седая дама училась сначала на германистике, но потом решила заняться чем-нибудь ближе к практической жизни и выучилась на аптекаршу. Писать книгу она не хочет, а хочет написать воспоминания для своих детей. Часто, когда она рассказывает о своем прошлом, дочь говорит ей:
- Мама, ты должна это записать.
Елена рассказала, что она из России, технарь, инженер, на пенсии по нетрудоспособности уже десять лет и ей интересно, что будет на курсах. Упомянула, что раньше писала научные статьи. Ютта указала на то, что автобиографические сочинения пишутся совсем по-другому. Как будто Елена никогда не читала художественной литературы, не имея счастья учиться на германистике, и не могла заметить разницы.
| Помогли сайту Реклама Праздники |