НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ
Человек предполагает,
Что судьбу себе слагает,
И с Всевышним спорит зря -
Не та личность у руля.
Ничего и ни с чего
Не бывает у него,
Скажем, в отпуск вы собрались,
А выходит - зря старались.
Остаётесь, вот беда,
Вы в Москве и навсегда.
И не бойтесь сгоряча
Вы шального кирпича,
Им вам в голову не врежут,
Вашу голову отрежут,
В общем, смерть под кирпичом
Не грозит вам нипочём.
И встревожен человек,
Ибо сложен его век.
Человек в потёмках рыщет,
Правду жизни в жизни ищет,
А постигнув жизнь вполне,
Ищет истину в вине.
Царство истины внутри,
Не скажи врачу, смотри!
Те, кто скорбны головой,
Это знают,Боже мой,
Как безумен человек,
Как бездумен его век!
Человек так полагает,
Что судьбу себе слагает.
И летит, как мотылёк,
На коварный огонёк.
Человек предполагает,
Тот же, кто располагает,
Лишь смеётся над людьми.
Прямо скажем, чёрт возьми!
И летален человек,
И фатален его век!
* * *
ПОНТИЙ ПИЛАТ
В белом плаще с кровавым подбоем
Понтий Пилат, золотое копьё,
Близится туча, пришедшая с моря,
И над Голгофой кружит вороньё.
Вы, прокуратор, опутаны ложью,
Раб ваш доносчик, а друг - фарисей.
Вас тянет в Рим, но в Риме все то же,
Хоть, безусловно, мираж там милей.
Истина в том, что сейчас очень жарко,
И голова нестерпимо болит,
и утешение — ваша овчарка,
и наказанье пред вами стоит.
Вас раздражает философ упрямый.
Кентурион, объясните ему,
Что наша жизнь нынче кнут,завтра - пряник.
Пряники реже, увы, чаще кнут.
Что же он делает, этот несчастный?
Эй, за зубами язык придержи!
Инакомыслящий вора опасней
В мире, где правда опаснее лжи.
В общем, он прав, несомненно, но в общем,
В частном ошибся, чего там таить.
Нам сперва ближнего надо прикончить,
Чтобы, покаясь, затем возлюбить.
Первое сделано. Руки умыты.
Вот уже крестятся, локти грызут.
Боже, не верь! Лживы наши молитвы,
Не воскресай: тебя снова убьют.
* * *
ПЕСЕНКА ИУДЫ
Хватит болтать о высокой идее,
Чтоб оправдать неустройство своё,
Самый толковый народ в Иудее
Те, кто за деньги способны на всё.
Так уж устроен мир под луною,
Тут ничего непродажного нет.
Сами судите, кто чего стоит,
Если ваш Бог стоит тридцать монет.
Всё продаётся, деньги бы были,
Слепыми станцуем, немыми споем!
Жизнь не прощает вопрос "или-или",
Нас покупают - мы продаём.
* * *
МАСТЕР
Как, скажите, уйти от судьбы,
Если свет Вифлеемской звезды
Вам строку на бумагу кладёт
И диктует всю ночь напролёт?
Ночь в канун воскресенья длинна,
Такова искупленья цена -
Тыщи лун за когда-то одну
Прокуратор глядит на луну.
Как, скажите, уйти от любви,
От пьянящего тока крови,
В миг, когда он её увидал,
Ту, которую век ожидал?
И на красную лужу вина
Неподкупная светит луна,
Прокуратор глядит на луну,
И бессмертно, и зябко ему.
Как, скажите, уйти от креста?
Стала память больна и пуста,
И за окнами чёрен туман,
И в печи догорает роман.
И на мраморе кровью видна
Проступившая лужа вина,
И судья постигает вину,
И казнённый скорбит по нему.
* * *
МАРГАРИТА
Ожиданием жива,
Вдруг душа проснется ваша,
Вы не смейтесь над Наташей,
Эта ведьмочка права.
И предчувствием полна,
Неизвестности навстречу
Вы пойдёте, ждут вас вечер,
Полночь, магия, луна.
Богом нам душа дана,
Свет, любовь и постоянство,
Ну а дьяволом - пространство,
Полночь, мистика, луна.
Захмелеет голова,
Невесомым станет тело.
Милый, милый Азазелло!
Полночь, магия, Москва.
И предчувствиям верна,
Изменяется реальность:
Полдень, "дамочка", банальность.
Королева. Ночь. Луна.
* * *
МОНОЛОГ МАСТЕРА
Май на Тверской. Над безликим портретом партийца
Синей глазурью Господь небеса покрывал,
А в переулке ждала нас любовь, как убийца,
Сразу под сердце обоих сразив наповал.
Что вам число - недействительна с датой бумага,
Адрес - секрет, ну а имя - зачем вам оно?
И от любви до безумия было два шага,
Как до сирени, дышащей весною в окно.
И на вселенском ветру, средь космической пыли,
Встретились мы в этом хаосе судеб Земли
Лишь потому, что друг друга всю жизнь и любили.
Страшно подумать, а ведь разминуться могли.
Времени нет, это просто Фаготовы штуки.
Скажете, верно, что я сумасшедший. Пусть так.
Что вам число? Ах мой друг, чисел нет у разлуки.
Перед любовью и вечность всего лишь пустяк.
И соловьиные трели в оконце летели,
И выстилала дорожку ей липа в саду.
Видно клялись мы не так, не туда, знать, глядели,
Коль за окном разглядеть не сумели беду.
И от любви до безумия вышло два шага-
Кровь и любовь. Значит, третьего нам не дано.
Что вам число - недействительна с датой бумага.
Адреса нет, ну а имя - зачем мне оно?
* * *
СОН НИКАНОРА ИВАНОВИЧА
Дорогие гости, у соседей горе,
У соседей горе, вам говорят.
Кто-то сообщил в ЧК о Никаноре,
Что хранит валюту дома гад.
Для чего вам, граждане, валюта?
Без валюты веселее жить.
Чтоб в мозгах не заводилась смута,
Надо все отнять и поделить.
Офицеры предлагают браво
Провести на нарах вам ночлег.
Кстати, шаг налево, как и шаг направо,
Здесь воспринимают как побег.
Дорогие гости, все сдаем валюту,
Сдать валюту, вам говорят!
Кто не сдаст валюту,
Будь он сам Малюта -
В ГПУ, в КГБ, ФСБ, СБУ и т.д. на всех есть компромат.
* * *
СЕАНС ЧЁРНОЙ МАГИИ
Не на балет классический,
Не в цирк, где звери - львы,
А на сеанс магический
Собралось пол - Москвы.
Ах, знал бы Стёпа, во что влез,
С кем подписал контракт,
Но вот уж поднят занавес –
Закончился антракт.
(Появляется Воланд со свитой)
Воланд:
- Да, сильно изменил Москву
Технический прогресс.
Мне важно знать, по - существу,
Про внутренний процесс.
Но публика скучает,
Уж долго я болтал,
Так пусть она сыграет,
А сценой будет зал!
(- Авек плезир! - Фагот показывает фокусы, идет денежный дождь)
Публика:
- Червонцы опускаются –
Хватило бы на всех,
Халява не карается,
А денежки – не грех!
Чьё сердце не заёрзает
От слабости мирской?
И прыгает, и ползает
В проходе род людской!
Как червячки в аквариум,
Червонцы, вашу мать!
И голову от этих сумм
Так просто потерять...
(На свою голову вмешивается Бенгальский с просьбой разоблачения)
Фагот:
- Нам портит праздник дуралей –
Как говорите, ась?
Идея! Делай! Эйн! Цвей! Дрей!
Ну вот – оторвалась.
(Публика просит простить конферансье)
Воланд:
- К деньгам людей усердие
Как раньше, так теперь,
Ну что ж, и милосердие
Стучится в эту дверь!
Москву так изменили
Науки чудеса,
А москвичи кем были,
Тем и осталися.
Верните голову!
- Фагот:
Назад башку поставили,
Червончик на бензин.
Надоедалу сплавили –
Откроем магазин!
Гелла:
- Товар извольте получить
Французский задарма.
Публика:
- Нам лишь бы деньги не платить,
А там хоть из дерьма!
Народ в волненьи тянется
К кальсонам от кутюр,
Народ опять останется
Без платьев и купюр.
Хватило б лишь бумаги – и
Проблема решена:
В сеансе чёрной магии
Родимая страна!
Кот:
- Маэстро! Урежьте марш!!!
Оркестр:
- Его превосходительство
Любил домашних птиц
И брал под покровительство
Хорошеньких девиц.
Жилося ему квасово,
Вольготно на Руси,
Когда б не битва классова,
Большое ей мерси!
Теперь оно работает
Водителем такси
И по-французски ботает,
И мать его еси!
* * *
МОНОЛОГ КОРОВЬЕВА
Бал изумителен, ах, Маргарита,
Вами восхищены.
И сам Хозяин, и вся его свита
Просто поражены.
Вы, Маргарита, прекрасны,
Но где же в глазах запал?
Вы думаете о Мастере -
Я правильно угадал?
Где ваш неудачник гений -
Мертвый он или живой?
А вдруг волна невезений
Накрыла его с головой?
Да жив он, что с ним случится.
Смотрит в окно сейчас.
Ему при луне не спится,
Думает он о вас.
Ах, Маргарита, не говорите -
Муж ваш отнюдь не плох,
Да и любой, коль вы захотите,
Будет у ваших ног.
Но смотрите вы бесстрастно
Сквозь восхищенный зал.
Вы думаете о Мастере -
Я правильно угадал?
Ох, долго ему еще маяться
За свой злополучный роман.
Но он, похоже, не кается,
И эти слова не обман.
Сейчас он в больничной палате
Заснул, к стене прислонясь.
Но, как вы и полагаете,
Видит во сне он вас.
Ах, Маргарита! нынче в кредите
Ваш кавалер, сам Чёрт,
Всё, что хотите - смело просите:
Будет все первый сорт!
На вас взирает ласково
Тот, кто правит бал.
Вы просите о Мастере...
Я правильно угадал.
* * *
КОНЕЦ КВАРТИРЫ N 50. MOНОЛОГ КОТА
С фамилией Кац иностранной
Писатель сосед жил тут странный,
Но в штатском два капитана
Пришли, и пропал сосед.
И Аннушка причитала:
- Срок сдач Беломорканала
Сорвется - у маргинала
Рабочей смекалки нет!
Сосед Иванов писал оперу,
Но оперу было по ... покеру,
Ведь будь Иванов тот опером,
То б опер писал в две руки!
Забрали его полезного,
Назвали его болезного,
Практически необрезанного,
Троцкистом, и на Соловки.
А я никого не трогаю,
Чиню эту вещь убогую,
Вы шли бы своей дорогою -
Артист я, а не бандит.
За что ж вы кота несчастного,
К политике непричастного,
Без примуса неопасного
На польта в рабочий кредит?!
* * *
ПРОЩЕНИЕ И ВЕЧНЫЙ ПРИЮТ
О как грустна вечерняя земля!
Приходит ночь, уходят прочь обманы,
Растаяв, как весенние туманы,
Уходит день, бубенчиком звеня.
И мчатся кони, звездный путь пыля,
Ночь настигает и срывает маски.
Блестит река, внизу густеют краски.
Как ты грустна, вечерняя земля!
В прощальной мгле печальные поля
Уходят вдаль - нас ждут поля иные,
Душе уставшей не до ностальгии,
Но как грустна вечерняя земля!
* * *
ПОСВЯЩЕНИЕ М.А.БУЛГАКОВУ
В глазах прищур от папирос,
Взгляд устремлен, в какие дали?
Не столько, как сюда попали,
Как уцелели – вот вопрос.
В тот небывало жаркий май
Закатно плавилось светило,
И масло Аннушка купила,
И вез трудящихся трамвай...
Под вашей дверью до утра
Какой - то швондер в щелку дышит.
И поутру статью напишет
Такой же швондер от пера.
К утру сгоревшая свеча,
К утру синдромы болевые,
И зреют яйца роковые
В сознаньи влажном стукача.
Мольер, он тоже прозябал...
Шаги по лестнице все ближе.
И вы в Москве, а не в Париже,
И здесь другие правят бал.
Уже летит к концу роман,
И кони мчатся над Москвою.
Туда, где ждут вас дом с рекою
И пахнет вечностью туман.
* * * |
С уважением