Стихотворение «1920. Исход.»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Сборник: Под терновым венцом
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 11
Читатели: 923 +1
Дата:

1920. Исход.

Вольный ветер свивает в косицы ковыльные пряди,
и за спинами трель пулемёта совсем не слышна.
Восемь шашек всего лишь осталось в казачьем отряде,
и уводит их за горизонт войсковой старшина.

Оседает землица на вырытых наспех могилках.
Трупы павших коней осаждает уже вороньё.
Оглянулись назад у последней дорожной развилки
и, пришпорив буланых, вдавили копыта в жнивье.

Красным диском светило повисло во взвеси туманной.
Хоть безбрежны поля, но им некуда дальше скакать.
И хрипит от отчаянья конь под седлом атамана,
порываясь вернуться к прозрачной воде родника.

Далеко от родных куреней и домой не пробиться…
В тот разорванный мир им не будет дороги назад.
И водицы криничной теперь не удастся напиться
да прохладой отмыть засорённые пылью глаза.

Вера, память и воля истлели в золу на кострищах,
что остались в бурьянах растерзанной напрочь страны,
где без крови никто уж ни истин, ни Бога не ищет,
и давно колокольных звонниц голоса не слышны.

Внук на деда идёт со штыком, брат – на брата.
С красным стягом в онучах за пайкой бежит голытьба.
И поди разберись, кто здесь прав, ну, а кто – виноватый,
и какая теперь у России скуётся судьба.

Кто-то кровью умоется, бой проиграв рукопашный.
Кто-то пнёт сапогом, вырвав шашку из мёртвой руки.
Но пока бьют друг друга – осотом щетинятся пашни,
и не сеют хлеба  на исконной земле казаки.

Восемь серых теней пробивают свой путь в неизбежность,
и беззубая Русь осудить их не может посметь.
Но на самом краю им Всевышний подарит безгрешность
и пошлёт, как в награду, достойную лёгкую смерть.
Послесловие:
Примечание автора.
Войсковой старшина -  казачий чин,
соответствующий армейскому подполковнику.
Реклама
Обсуждение
     00:22 20.10.2012 (1)
"звонниц" - если правильно ставить ударение, то сбивается размер. Есть еще небольшие технические недочеты, но не в этом главное.
В концовке пафос перехлестывает основной смысл произведения :"где без крови никто уж ни истин, ни Бога не ищет,". Какая может быть достойная, легкая смерть, если "Внук на деда идёт со штыком, брат – на брата."
Поэтому впечатление трагедии смазывается. Тем не менее оценку ставлю.
     11:17 20.10.2012 (1)
Категорически не согласен. Никакого пафоса здесь нет и впомине.
Где Вы его увидели  - остаётся только догадываться. Ни в одном своём
произведении я не использую лубочных текстов, Дмитрий. Ваш отзыв
явно натятнут, уж простите за сермягу.
Попробую объяснить то, чего Вы не поняли или не увидели.
Трагедия казачества очень хорошо описана Шолоховым. Во время Гражданской
оно действительно разделилось на белых и красных казаков, которые стали
уничтожать друг друга, на что и рассчитывали большевики. И брат пошёл на брата,
сын на отца, отец на деда. Это исторический факт. Далее. Те казаки, которые
остались верны Присяге, вынуждены были либо объединяться в отдельные вОйска,
либо вступать в Белую гвардию. Итог войны Вы знаете: большевикам удалось
расчленить объединённые силы Деникина и Врангеля и уничтожить разрозненные
части Российской армии и казачества. В данном произведении как раз идёт речь
об уничтожении казачьего войскового подразделения и исходе оставшихся воинов
со своей земли. Они движутся на юг, надеясь ещё на то, что смогут влиться
в уцелевшие части Белой армии, но там территория уже занята красными. Итог
будет предсказуем: их либо убьют в неравном бою, либо расстреляют, взяв в плен
(что весьма маловероятно, если не сказать фантастично).
Для любого настоящего казака такая смерть будет и достойной, и лёгкой,
как бы это ни показалось кощунственным. Здесь под лёгкостью понимается
не физическая боль, а уход в иной мир с достоинством, гордостью и честью.  
Я это знаю, потому что в седьмом поколении имею казачьи корни и историю
своего сословия ведаю в полном объёме. Вот такая корреляция получилась, Дмитрий.
Где Вы усмотрели некое смазывание - мне невдомёк, если честно.
Теперь по звонницам. Ежели Вы знакомы с основами поэзии как литературного жанра,
то должны знать о том, что поэт может менять акцент в произношении некоторых слов, если сие не звучит диссонансом. Примеров подобного рода можно привести сотни.
Вот пара из них:
..это всё суета,
ведь не вся ещё жизнь прожитА...
А. Добронравов. Песня о Братске.

Есаул, есаул, что ж ты бросил коня?
Пристрелить не поднЯлась рука?
О. Газманов Есаул

Тем более, что сами священнослужители часто говорят именно "звоннИца".

Если Вы укажете мне на "небольшие технические недочёты", я буду этому
безмерно рад, Дмитрий.

Благодарю за неравнодушие. Е.
     22:40 21.10.2012 (1)
Я ничего не имею против того, что по необходимости сдвинулось ударение. Стоило бы тогда выделить графически. По поводу техники - (имхо)почему-то не читается как следует строка
уводит их за горизонт войсковой старшина."
" могилках-развилке" - суффикс "к", пожалуй, слишком снижает окраску другой пары рифм их этого катрена. Но опять это мое восприятие.
По поводу пафоса. Все то, что Вы говорите в комментарии имело место быть. У меня в роду не семь, а побольше казачьих поколений. ( В 1812-13 г.г. году предки по линии мамы - мигулинские казаки Зубрилины и Орловы были переселены во вновь образованную станицу Егорлыкскую - шло обустройство тракта на Кавказ.) Вы, как автор имеете полное право видеть трагедию именно так, но все-таки мое личное мнение - "достойная, легкая смерть" - это не награда. У того же Шолохова она страшна почти в каждом описании, и при том беспощадна с обеих сторон. И если честно, мне кажется стихами ту трагедию невозможно описать. В этом случае все-таки больше подходит проза. У меня было две попытки в лирике ( "Последння звезда" и "1920"), сейчас есть наброски рассказа/маленькой повести, сюжет как раз созвучен Ваше теме - отступление после боя под Егорлыкской небольшого отряда на Кубань.
А текст мне Ваш понравился, это действительно так. Что не так, я не скрываю. С уважением, Дмитрий
     22:55 21.10.2012 (1)
Попасть в руки к красным для казака было самым поганым делом: там был лишь один итог - унижение и расстрел. Поэтому погибнуть он мог только в одном случае - неравном бою. И из двух зол смерть такая для казака  - как награда за его верность Присяге и долгу. Вот что я имел ввиду. Кстати, по-моему Брусилов как-то сказал, что
на поле боя в равном бою смерть для казака красна и значимей любой награды.
Ещё раз благодарю за внимание к моему произведению, Дмитрий.
Всех благ.
     23:07 21.10.2012 (1)
И тем не менее, тот же Мелехов - воевал и за белых, и за красных, и в Вешенском восстании - сам за себя. Да и Брусилов, если мне память не изменяет, состоял в Красной Армии. Вам тоже, всех благ.
     23:13 21.10.2012 (2)
Это правда. Большевики были великими иезуитами и уничтожали казачество изнутри руками самих казаков, играя на самых низменных эмоциях и чувствах человеческих.
Брусилов действительно служил РККА в виде преподавателя военной академии Генштаба.
Бог ему судия, Дмитрий.
     22:48 24.10.2012
Изменившему присяге единожды( а, потом и дважды, трижды ?) не только бог судия, но и живые...
   Поэтому не сожалею о г-л - те Карбышеве, от него могли ждать, что присягнёт и ещё раз, третий...
     23:29 21.10.2012
Целиком и полность с Вами согласен. Но самое интересное, когда началась Великая Отечественная, казачья карта была снова разыграна. На мой взгляд - одна из причин, что в вермахте воевало очень много казачьих частей. И можно было не только потерять территорию Дона, но и много боеспсобных штыков. Причем их стоило умножать на два. А Брусилов, Бонч-Бруевич, Игнатьев, кто там еще не помню... Наверное, это было их право. Хотя можно рассматривать и как вариант - они служили не политическому строю, а России. В тоже время не уверен, что там не было другого подтекста - нельзя (хотя это и маловероятно) сбрасывать со счетов возможность получения такой задачи, как офицеров Генштаба, от кого-то на случай восстановления монархии. Но это уже версия для тех, кто пишет в жанре альтернативной истории. Да и потом, тот же Брусилов не дожил до 30-х, когда ему могло воздасться.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама