Художник, бонвиван, отчасти мизантроп -
Лишь в творчестве он находил отраду,
И трепетность души за маскою бравады
Старательно скрывал и острое перо
Точил придирчиво, особо, на свой изысканный манер.
Он находил пути в другое измеренье,
Где силу взрыва обретало тихое смиренье
И смысл космический из высших сфер.
Он, как факир, умел растягивать мгновенья
И проживать их «вглубь» времён, веков, эпох,
Где были Феофан, Андрей Рублёв и Скоморох,
Их страсть и вера, мир и столкновенья.
И сладкий тон душеспасительных бесед
Был чужд ему, не ведал снисхожденья
К тем, чьи ошибочными убежденья
Считал. Он поражений и побед
В турнирах разных одержал немало.
«Солярис», «Сталкер», «Зеркало» - и в них
Одних раскрылся б он, как вещий проводник,
А сколько дураков его критиковало.
Остёр его язык - судил бескомпромиссно
Коллег, друзей, врагов, таланты их и пыл,
И творческий полёт, и недостаток сил -
Безжалостно хлестал, в оценках был неистов.
Скорее потрясённым, чем счастливым
Он чувствовал себя в коллизиях любви,
И нервный пыл, вибрация в крови
Рождали творческой энергии приливы.
Как настоящий, истинный художник,
Был влюбчив и неистово любим
Своими музами, до исступленья им
БрЕдившими - он любви заложник.
О, сколько форм у чувственной любви!
Он - камертон космических мелодий,
Искал и находил в программно-точном коде
Божественных следов печать у муз своих.
И вечно на разрыв томленье и страданье,
И поиск божества, и низверженье в ад,
Чужбины похвала, оскома обожанья -
По лезвию скользя, когда нельзя назад...
Надежда Шереметева - Свеховская. |
|
|
 |
Он препарировал людей: их судьбы потрошил, терзая нервы,
И поливал обильно спермой распущенности внутренних могил.
Психоделическое мщенье, в чем, несомненно, был он первым,
Единственным. Не потому ль, что гений с вкусом жизни не дружил?
Гонимый пустотой, хотел все больше, больше новых ощущений,
И пристрастившись к новым дозам, чтоб страх пред радостью любви глушить.
Когда б о мастерах мы меньше знали: довольно творческих мгновений,
То не пришлось бы чистый гений с растленной непристойностью делить. |
 |
Физиологию с духовностью не будем всуе совмещать,
И характеризовать с готовностью распутство в нравах сгоряча.
Ведь мы Да Винчи и Чайковского чтим не из-за голубизны...
За духа взлёт из мира плотского в астрал небесной глубины!
Ленивый лишь не пнул Высоцкого - мол, женолюб и наркоман.
Но он сумел от духа скотского нам показать, что Богом дан
Нам русский дух и сила святости, любовь и правда навсегда...
Жаль, что в великих мало радости - талант ведь крест, а не звезда! |
|
Послесловие: Фигура Андрея Арсеньевича Тарковского в искусстве настолько громадна, насколько и неоднозначна. О его сценариях и режиссёрских работах спорили, не принимали, запрещали и одновременно боготворили, признавали уникальными, вручали призы на фестивалях и конкурсах, правда, в основном за границей.
Лейла Александер-Гаррет, написавшая книгу «Андрей Тарковский: собиратель снов», указывает: «Андрей был очень нервным человеком, он весь вибрировал». «Он мог говорить о высших мирах, но при этом высасывать из жизни все детали. Он «списывал» с окружающего всё, что ему нравилось».
Как и всякий настоящий художник, он был человеком сложным и противоречивым, что отражалось конечно же на его отношениях с коллегами и друзьями, любимыми женщинами. Кстати, его убеждения в отношении женщин вряд ли понравились бы сегодняшним феминисткам.
В дневнике Тарковского много суждений на эту тему. Вот одно из них: ««В чём органика женщины: в подчинении, в унижении во имя любви»!
В интервью журналистке Ирене Бресна Тарковский высказался так: «Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Её внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».
Отношение его к женщине характеризует и такое высказывание: «В любви я чувствую себя скорее потрясённым, чем счастливым». Женщины были для него в первую очередь музами, возбуждающими его творческую фантазию. Он погружался в их мир, одновременно вводя в свой, соединяясь душой в одно целое до состояния, которое Марина Цветаева в своё время охарактеризовала как «одинакового моря рыбы».
Самым главным его качеством, как истинного художника, была исключительная честность в творчестве. Своих принципов он не менял и не предавал никогда.
https://www.culture.ru/persons/2176/andrei-tarkovskii
https://yadocent.livejournal.com/511638.html
|