Предисловие: Га́мма — это звукоряд, в котором первая и последняя ноты совпадают
по названию, но находятся друг от друга на расстоянии октавы. Расстояние
между соседними ступенями распространённых видов гамм может составлять
полутон, тон или полтора тона. В школьной исполнительской практике под
«гаммами» подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды
протяжённостью в несколько октав. НЕЗАКОНЧЕННАЯ ГАММА ЛЯ МИНОРПод взлядами нежными папы и мамы
Ребёнок с упорством разучивал гаммы.
Короткое платьице, белые ба́нты,
Мечтала, как дедушка, стать музыкантом.
Весеннее солнце светило в квартире,
А было ребёнку всего лишь – четыре…
Трудны́ так диезно – бемольные гаммы,
Ребёнок их все повторяет упрямо…
Устали так руки… Как в песне поётся,
В ребёнке – характер, никак не сдаётся.
Упорно в себе закаляя натуру
И запоминая всю аппликатуру.
Упали вдруг руки… Вид кро́ви на теле…
Видать, что осколки в ребенка влетели…
А после и взрыв прозвучал рядом в по́ле.
Ребёнок играл – и вот нет его боле…
Не видеть девчонке ни школы, ни класса,
И Музой не радовать сцены Донбасса.
Как много у нас есть детей и талантов,
Война не оставила шанс музыкантам.
И долго звучала в ушах, прям до боли,
Последняя гамма её в «ля миноре».
Глядите на ужас! Услышьте наш стон!
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон…
Родные застыли… Другие рыдают…
А мёртвые губы… еще повторяют: –
Тон, полутон, тон, тон, полутон…
Тон, полутон, тон, тон…
Тон, полутон…
Тон…
…
|
Послесловие: В современной музыке наиболее часто используют 2 группы гамм: мажорные и минорные. Каждая из этих групп включает в себя 3 подвида: натуральный, гармонический и мелодический. В целом названия произносят как натуральный мажор, мелодический минор и так далее.
· Натуральные мажорные гаммы строят по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Самая простая натуральная мажорная гамма для фортепиано — До мажор (C dur), для скрипки — Ре мажор (D dur).
· Гармонические мажорные гаммы строят по принципу: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении понижается шестая ступень относительно натурального мажора).
· Мелодические мажорные гаммы строят по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении соответствует натуральному мажору) и тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон (в нисходящем направлении с понижением VI и VII ступеней относительно натурального мажора).
· Натуральные минорные гаммы строят по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Самая простая натуральная минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
· Гармонические минорные гаммы строят по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении повышается седьмая ступень относительно натурального минора).
· Мелодические минорные гаммы строят по принципу: тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении повышаются VI и VII ступени относительно натурального минора) и тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон (в нисходящем направлении соответствует натуральному минору).
Далее и мажорные и минорные гаммы делят на диезные и бемольные:
Аппликату́ра (нем. Applikatur, лат. applico «прикладывать, прижимать») — порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатурой также называется указание пальцев в нотах с помощью цифр или, реже, иным способом. Аппликатура особенно важна для клавишных и струнных инструментов. Умение разрабатывать аппликатуру — важная составляющая мастерства исполнителя.
|